Слайд 1Формационный и цивилизационный подход
Слайд 2Формационный подход
Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, основывающийся на
определенном способе производства.
Главную роль в развитии общества играют экономические отношения, которые определяют господствующие взгляды и идеи.
Слайд 3Формационный подход
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ
Производительные силы:
Люди с их умениями и навыками
Орудия
труда
Предмет труда
Условия труда
Производственные отношения :
Отношения, которые возникают в процессе производства по поводу собственности на средства производства и результат труда
Слайд 4Формационный подход
Общественно-экономическая формация
первобытность
рабовладение
феодализм
капитализм
коммунизм
первичная
вторичная
третичная
Слайд 5Преимущества формационного подхода
фиксирует то общее, что было в историческом развитии различных
народов;
представляет историю человеческого общества как единый процесс;
устанавливает определённые закономерности исторического развития общества;
предлагает определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран.
Слайд 6Ограничения формационного подхода
Абсолютизация экономического фактора в жизни общества
Однолинейное понимание исторического процесса
Претензия
на абсолютную правильность и универсальность
цивилизационный подход
Слайд 7Понятие «цивилизация»
Синоним культуры (А. Тойнби)
Целостность материальной и духовной жизни
людей в
определенных
пространственно-временных границах
Стадия упадка и деградации, когда на смену органическо-жизненному
приходит технико-механическое господство (О. Шпенглер)
Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством
(Л. Морган, Ф. Энгельс)
Слайд 8Цивилизационный подход
Локальные цивилизации
О.Шпенглер
А.Тойнби
Н.Данилевский
Линейные цивилизации
У.Ростоу
О.Тоффлер
Д. Белл
Слайд 9Локальная цивилизация
большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые
пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической и духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.
Слайд 10Локальная цивилизация (О.Шпенглер)
История - ряд независимых друг от друга культур, проживающих,
подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.
Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация)
Слайд 11Локальная цивилизация (О.Шпенглер)
8 культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская (аполлоновская), арабская
(магическая), западноевропейская (фаустовская) и мексиканская
единство их судьбы: каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах;
каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация ("Закат Европы").
Слайд 12Локальная цивилизация (А.Тойнби)
Цивилизации разделяются на три поколения. Первое поколение - примитивные,
маленькие, бесписьменные культуры. Их много, и возраст их невелик. Они отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы - государственность, образование, церковь, наука и искусство – отсутствуют. Эти культуры размножаются, подобно кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения.
При резком изменении условий жизни – «вызов» -. некоторые общества, однако, выделяют из своей среды «творческое меньшинство», которое осознает его и способно дать на него удовлетворительный ответ.
Слайд 13Локальная цивилизация (А.Тойнби)
В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие
личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Они динамичны, создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей.
Слайд 14Локальная цивилизация (А.Тойнби)
Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной
минойской рождается вторичная эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах христианства — формируется третичная, западноевропейская. Всего, согласно Тойнби, к середине XX в. из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восемь: христианская, исламская, индуистская и др.
Слайд 15Локальная цивилизация (А.Тойнби)
Цивилизации, достигшие расцвета:
первичные (автохтонные): мезоамериканская, андская, индская, шумеро-аккадская,
египетская, эгейская (минойская), индская, китайская; преемственные ("сыновнеродственные"): сирийская, эллинская, индийская, православная христианская, западная, исламская
Четырнадцать цивилизаций-спутников:
японская, корейская и вьетнамская (от китайской); эламская, хеттская, урартская (от шумеро-аккадской и сирийской); юго-восточно-азиатская (от индийской и исламской) и т.д.
Слайд 16Локальная цивилизация (А.Тойнби)
Неразвившиеся цивилизации:
несторианская и монофизитская (обе
поглощены исламской), дальнезападная христианская и средневековые города-государства (поглощены западной цивилизацией).
3. Застывшие цивилизации:
эскимосская, кочевая, оттоманская, спартанская.
Слайд 17Цивилизации по С. Хантингтону
Цивилизация
Западная
Латиноамериканская
Индуистская
Православно –
славянская
Японская
Исламская
Африканская
Конфуцианская
Слайд 18Запад и Восток: цивилизационные различия (И.А. Василенко)
Слайд 20Стадиальная цивилизация
Стадиальный подход рассматривает цивилизацию как единый процесс, проходящий определенные стадии.
Цивилизация
«вырастает» из первобытности, но принципиально отличается от нее.
Признаки цивилизации: сложная социальная структура государственность, города, письменность и ремесло