Слайд 2Чувственное и рациональное познание, интуиция
Слайд 3Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус,
осязание).
Формы чувственного познания:
1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти
Особенности чувственного познания:
непосредственность;
наглядность и предметность;
воспроизведение внешних свойств и сторон.
Слайд 4Рациональное познание – познание посредством мышления.
Формы рационального познания:
1. понятие – это мысль, утверждающая общие и
существенные свойства предмета, явления, процесса;
2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Типы умозаключения:
индуктивное (от частного к общему);
дедуктивное (от общего к частному);
по аналогии.
Слайд 5Особенности рационального познания:
опора на результаты чувственного познания;
абстрактность и обобщенность;
воспроизведение внутренних закономерных
связей и отношений.
Слайд 6Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.
Слайд 7Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без
опоры на логические обоснования и доказательства.
Виды интуиции:
Мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;
Интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности интуиции:
Внезапность;
Неполная осознанность;
Непосредственный характер возникновения знаний.
Слайд 8Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании
Слайд 9По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо
противоположные точки зрения.
Слайд 10Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным источником всех наших знаний
является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Слайд 11Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени
познания проявляются как единый процесс.
Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков.
С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Слайд 12Эмоции (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь,
ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания
3. Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.
4. Ложь – сознательное искажение образа объекта.
5. Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Слайд 13Многозначность термина «знание»:
знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
знание как
познавательно-значимая информация;
знание как отношение человека к действительности.
Слайд 14Виды знаний:
Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется
на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)
Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
Слайд 15Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем
и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)
Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Слайд 16Формы знаний:
Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
Ненаучное – разрозненное,
несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
Донаучное – прототип, предпосылки научного знания
Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности