Презентация, доклад 1.3 виды знаний.docx

Содержание

Чувственное и рациональное познание, интуиция

Слайд 11.3 Виды знаний

1.3 Виды знаний

Слайд 2Чувственное и рациональное познание, интуиция

Чувственное и рациональное познание, интуиция

Слайд 3Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус,

осязание).
Формы чувственного познания:
1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти
Особенности чувственного познания:
непосредственность;
наглядность и предметность;
воспроизведение внешних свойств и сторон.
Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).Формы чувственного познания:1. ощущение – это отражение отдельных свойств

Слайд 4Рациональное познание – познание посредством мышления.
Формы рационального познания:
1. понятие – это мысль, утверждающая общие и

существенные свойства предмета, явления, процесса;
2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Типы умозаключения:
индуктивное (от частного к общему);
дедуктивное (от общего к частному);
по аналогии.
Рациональное познание – познание посредством мышления.Формы рационального познания:1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;2. суждение – это

Слайд 5Особенности рационального познания:
опора на результаты чувственного познания;
абстрактность и обобщенность;
воспроизведение внутренних закономерных

связей и отношений.
Особенности рационального познания:опора на результаты чувственного познания;абстрактность и обобщенность;воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Слайд 6Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.

Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.

Слайд 7Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без

опоры на логические обоснования и доказательства.
Виды интуиции:
Мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;
Интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности интуиции:
Внезапность;
Неполная осознанность;
Непосредственный характер возникновения знаний.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Слайд 8Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

Слайд 9По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо

противопо­ложные точки зрения.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо­ложные точки зрения.

Слайд 10Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным ис­точником всех наших знаний

является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.
Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.Рационализм (от лат. ratio —

Слайд 11Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени

познания проявляются как единый процесс.
Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рациональ­ного познания действительности. Вне чувственного пред­ставления у человека нет никакого реального знания. Напри­мер, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обяза­ны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно восприни­маемых знаков.
С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результа­ты и ход интеллектуального развития человечества.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие

Слайд 12Эмоции (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь,

ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания 3. Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. 4. Ложь – сознательное искажение образа объекта. 5. Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Эмоции (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к

Слайд 13Многозначность термина «знание»:
 знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
 знание как

познавательно-значимая информация;
 знание как отношение человека к действительности.

Многозначность термина «знание»: знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности; знание как познавательно-значимая информация; знание как отношение человека к

Слайд 14Виды знаний:
Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется

на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию)
Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

Виды знаний:Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании.

Слайд 15Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем

и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы)
Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет

Слайд 16Формы знаний:
Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
Ненаучное – разрозненное,

несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
Донаучное – прототип, предпосылки научного знания
Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Формы знаний:Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знаниеНенаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть