Слайд 1
Сущность и значение
экономики
Слайд 2Вопрос
Что такое экономика?
У каждого из нас есть много желаний, и никто
не может удовлетворить их полностью, так как они всегда превосходят наши возможности. Приходится делать выбор: отказываться от чего-то одного в пользу другого. Решением этой проблемы постоянно занято каждое домашнее хозяйство, каждая фирма и каждое государство.
Слайд 3
Делая тот или иной выбор, мы решаем экономическую задачу.
И тогда,
когда мы делаем выбор между возможностью отдохнуть и возможностью заработать немного денег, мы тоже решаем экономическую задачу.
Перед владельцем фирмы стоят более сложные проблемы. Его задача заключается в том, чтобы фирма при тех ресурсах, которыми она располагает, получала прибыль, желательно максимально возможную. И владелец или совет директоров должен решить, каким путем идти: повышать цены на товар; покупать новое оборудование, чтобы снизить производственные расходы; увеличить объем выпуска товара или переходить на выпуск других изделий.
Все эти вопросы тоже относятся к экономике.
Слайд 4…Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера,
Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
А.С. Пушкин
Слайд 5Название этой науки, было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем
соединения двух слов:
«эйкос» - хозяйство
«номос» - закон,
т.е. «экономика» - в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства».
Слайд 6В IV веке до н.э. древнегреческий ученый Ксенофонт написал книгу «Ойкономия»
(от слов ойкос – дом, хозяйство и номос – правило, закон), где изложил разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия.
Слайд 7В Древней Греции сложилась и другая наука о хозяйствовании. Аристотель назвал
ее хрематистика (от слова хрема – имущество, владение), то есть наука о том, как нажить состояние, обогатиться любыми способами.
Слайд 8Книга, сходная по содержанию c «Ойкономией», появилась в России при Иване
Грозном и называлась «Домострой».
Слайд 9Продавец продаёт шапку
Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и согласен
взять, но у него есть только банкнота 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдаёт 10+10+5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15 руб. Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги.
Задача Льва Толстого
Слайд 10Экономика –
способ организации деятельности людей, направленный на создание благ, необходимых
им для потребления.
Слайд 11Экономика обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся
ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.
Слайд 12Через две тысячи лет после Ксенофонта и Аристотеля вновь возникла наука
о богатстве и обогащении, она получила название «политическая экономия» (наука о разумном ведении государственного хозяйства).
Слайд 13Экономическая наука изучает
Экономические потребности
Способы удовлетворения экономических потребностей
Это определяет основные понятия экономики
Экономические
потребности
Экономические блага
Ресурсы (факторы производства)
Экономический выбор
Производственные возможности
Нужда в чем-либо для развития личности, фирмы, общества в целом
Средства удовлетворения потребностей – товары и услуги.
Природные, рукотворные и людские ресурсы, необходимые для создания товаров
Выбор наилучшего из возможного для удовлетворения потребностей при определенных затратах
Возможности общества по производству экономических благ при эффективном использовании имеющихся ресурсов и технологий.
Слайд 14В экономической жизни взаимодействуют три основных группы
семья
фирма
государство
Хозяйственная деятельность фирм и
государства осуществляется
Ради удовлетворения нужд человека и его семьи
Слайд 15Функции экономики
1) Познавательная - познание, исследование и объяснение сущности и
результатов процессов и явлений, происходящих в экономической жизни общества на всех его уровнях.
2) Методологическая - определение методов, средств и научных инструментов исследовательских работ в смежных дисциплинах экономической науки. Определение закономерностей экономического развития.
Слайд 163) Практическая (прагматическая) - использование результатов анализа экономической теории в хозяйственной
политике: выработка определенной экономической или стратегической политики на данный момент или на перспективу, а также построение микро- или макроэкономических моделей, установление научных прогнозов на любом экономическом уровне.
4) Образовательная - предоставление человеку возможности получить системные знания о состоянии важнейшей сферы общественной жизни — экономики — и своих перспективах в ней.
5) Идеологическая - обоснование смысла глобальных политических идей и целей развития общества (государства).
Слайд 17экономика
микро-
экономика
макро-
экономика
Слайд 18Микроэкономика – наука о потребителях и фирмах; домашнее и семейное хозяйства
Слайд 19Макроэкономика изучает хозяйство в целом: безработица, денежная система и инфляция, внешняя
торговля, экономический рост, мировая экономика.
Слайд 20Экономика
Макроэкономика – часть экономической науки, предметом изучения которой является экономика (хозяйство)
в целом.
Микроэкономика - часть экономической науки, предметом изучения которой являются потребители, фирмы и рынки
Слайд 21Задание
Определите, к какому разделу экономической науки относятся следующие виды экономик:
Экономика
семьи
Экономика фирмы
Экономика региона
Экономика государства
Общеэкономические процессы
Безработица
Инфляция
Слайд 22Подумай-ка!
Совет директоров компании «Крайслер» принял решение о базовой цене на новую
марку автомобиля.
Выпавший снег и наступление холодов привели к гибели кофейных деревьев и росту цен на кофе на мировых рынках.
В первой половине 2000 года в российской экономике наметилось увеличение темпов роста производства.
Рост инфляции привел к сокращению инвестиций.
Расходы на рекламу увеличили число приверженцев потребления растительного масла вместо животного.
Фирме удалось использовать для производства вместо натурального сырья искусственное, и затраты на производство снизились.
Общая численность безработных в стране за 2006 год снизилось на 2%
Утверждение относится к микро- или макроэкономике?
Слайд 23Позитивный и нормативный анализ
Позитивная экономика
Отражает ФАКТИЧЕСКОЕ состояние дел
(КАК ЕСТЬ на самом
деле)
Нормативная экономика
показывает, как ДОЛЖНЫ развиваться экономические процессы
Слайд 24
Отсутствие контроля государства за деятельностью химических комбинатов может привести к загрязнению
притока Камы. (Нормат.)
Снижение поступления налогов в бюджет государства привело к возникновению бюджетного дефицита. (Позитивн.)
Если бы цена на женскую обувь повысилась на 80%, то объем продаж снизился бы вдвое. (Нормат.)
Переход к рыночной экономике следует начинать с приватизации государственных предприятий. (Нормат.)
Рост спроса на цветы в канун 1 сентября вызвал повышение цен на них. (Позитивн.)
Для того, чтобы страна не попала в экономическую зависимость от других более развитых стран, следует наладить на ее территории производство всей необходимой продукции. (Нормат.)
Размер пенсий должен составлять 10000 руб. (Нормат.)
Подумай-ка!
Утверждение относится к нормативной
или позитивной экономике?
Слайд 25частные – это блага,
предназначенные для
индивидуального
потребления.
Блага
свободные – блага,
имеющиеся
в достаточном
количестве для
удовлетворения потребности.
экономические – блага, количество
которых ограничено.
общественные –
это
блага, потребляемые
коллективно.
Свойства
НЕделимость.
НЕисключаемость.
НЕконкурентность.
Делимость.
Исключаемость.
Конкурентность.
Экономические
блага
товары
услуги
Слайд 26Структура экономики.
Экономика
производство
потребление
распределение
обмен
Фирмы, организации
Люди, организации
Органы государственной власти, банки
рынок
с в я з а
н ы
денежными потоками
информацией
трудовыми потоками
Слайд 27Каким образом все участники экономического процесса связаны между собой?
Слайд 28ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ.
Зачем нужна экономическая наука?
Как дословно можно перевести термин "экономика".
Назовите
функции экономической науки.
Укажите, какое из следующих утверждений относится к макроэкономике, а какое - к микроэкономике:
а) уровень безработицы в отдельных районах России достигает 10%;
б) закрытие шахт в результате форсированной структурной перестройки отечественной экономики привело к массовому увольнению рабочих;
в) ВНП России за пять лет сократился почти на 40 %.
5. Может ли резкое падение реальных доходов населения в стране разорить сельское хозяйство? А заводы, производящие цветные телевизоры?
Слайд 29ОТВЕТЬТЕ : ВЕРНО/НЕВЕРНО.
1 . Экономика не является точной наукой, не может использовать
научные методы анализа.
2. Макроэкономический анализ изучает такие понятия, как национальный доход, уровень цен и занятости, совокупный спрос и совокупное предложение.
Исходя из здравого смысла и Вашего повседневного опыта определите, какие функциональные связи существуют между:
а) ценой товара и спросом на него;
б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями;
в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление;
г) процентом за предоставлением ссуд и спросом на кредит.
Слайд 30Упражнение 1
Уровень богатства стран определяется:
Природными ресурсами
Степенью образованности нации
Масштабами производства экономических благ
Страны
Юго-Восточной Азии не имеют первого, но богатые. Россия имеет все, но бедная. Почему?
Слайд 31Вопрос
Можно ли надеяться, что прогресс науки и техники когда-нибудь сможет преодолеть
относительную ограниченность ресурсов?
Почему реализация принципа уравнительности в распределении благ замедляет рост благосостояния всех граждан страны?
Слайд 32Задачка: Займи 50 рублей и заработай рубль
А теперь я расскажу, как
не терять деньги, а зарабатывать их буквально из воздуха! Начнем с маленького - с 50 рублей, если их правильно провернуть, ты сможешь с одной сделки заработать целый рубль. Увеличивай начальную сумму, совершай дополнительные сделки, в общем, крутись, и меньше чем через месяц ты сколотишь себе состояние без всяких там пирамид и прочего
Слайд 33Ты занимаешь 25 рублей у мамы и 25 рублей у папы.
Итого у тебя на руках 50 рублей.
Далее ты идешь в магазин и тратишь там ровно 45 рублей. Итого у осталось 5 рублей.
По дороге домой ты встречаешь подругу и из оставшихся пяти рублей занимаешь ей 3 рубля. Итого у тебя остается 2 рубля.
Слайд 34Итак, ты дома с 2-мя рублями и отдаешь 1 рубль в
счет долга папе, и 1 рубль - маме. У тебя не осталось денег, зато теперь ты должен им по 24 рубля.
Подведем итог:
24 + 24 равно 48, и 3 рубля тебе отдает подруга, получается 51. Но, вспомни, ведь ты занимал у родителей ровно 50 рублей!
Ты из воздуха заработал себе целый рубль!
Слайд 35Как бы то ни было - вот еще один вопрос. Ничего
не пишите и не используйте калькулятор, и помните - вы должны отвечать быстро.
Возьмите 1000. Прибавьте 40. Прибавьте еще тысячу. Прибавьте 30.
Еще 1000. Плюс 20. Плюс 1000. И плюс 10. Что получилось?
ответ 4100
Слайд 36кроссворд
8
7
6
5
4
3
2
о
н
1
1.Экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг
р
ы
к
2.Имя англичанина, создавшего хозяйство
на необитаемом острове
р
о
б
и
н
з
о
н
4. Желание и возможность потребителя купить конкретный товар
ц
е
н
а
3.Денежное выражение стоимости товара
с
п
р
о
с
5. Фамилия выдающегося английского экономиста
с
м
и
т
6.Товар, посредством которого измеряется ценность других товаров
д
е
н
ь
г
и
7. Соперничество, борьба за достижение лучших результатов
к
о
н
к
у
р
е
н
ц
и
я
8. Продукт труда, произведенный для обмена
т
о
в
а
р
э