Презентация, доклад на тему Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Содержание

Основная цель ЕГЭ по обществознанию:выявить с помощью комплекса заданий и в рамках стандартизированной процедуры уровень подготовки по предмету каждого экзаменуемого.

Слайд 1Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию
Из опыта работы Высочкиной О.С.,
учителя

истории и обществознания
МКОУ СОШ №10 города-курорта Железноводска

ЕГЭ 2013

Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознаниюИз опыта работы Высочкиной О.С., учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №10

Слайд 2Основная цель ЕГЭ по обществознанию:
выявить с помощью комплекса заданий и в

рамках стандартизированной процедуры уровень подготовки по предмету каждого экзаменуемого.
Основная цель ЕГЭ по обществознанию:выявить с помощью комплекса заданий и в рамках стандартизированной процедуры уровень подготовки по

Слайд 3В утвержденном Министерством образования и науки РФ перечне вступительных испытаний 2013

г. результаты ЕГЭ по обществознанию в качестве профильного предмета засчитывались, как и ранее, по многим специальностям и направлениям подготовки, среди которых такие востребованные абитуриентами направления, как юриспруденция, экономика, государственное управление.

В утвержденном Министерством образования и науки РФ перечне вступительных испытаний 2013 г. результаты ЕГЭ по обществознанию в

Слайд 4Объекты контроля ЕГЭ по обществознанию – знания:
об обществе в единстве

его основных сторон и базовых институтов;
социальных качествах личности и условиях их формирования;
ключевых познавательных процедурах и особенностях социального познания;
знания в сфере экономики, политики, права, социальных отношений, духовной жизни;
различные умения и виды познавательной деятельности.

Объекты контроля ЕГЭ по обществознанию – знания: об обществе в единстве его основных сторон и базовых институтов;социальных

Слайд 5Знаниевый компонент курса - пять блоков:
человек и общество;
экономика;
социальные

отношения;
политика;
право.
Знаниевый компонент курса - пять блоков: человек и общество; экономика; социальные отношения; политика; право.

Слайд 6Проверяемые умения:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты;
анализировать актуальную социальную

информацию;
устанавливать соответствие между существенными признаками социальных явлений и обществоведческими понятиями;
раскрывать на примерах изученные положения;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в разных знаковых системах; извлекать из неадаптированных текстов знания по заданным темам;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию;
различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Проверяемые умения:характеризовать с научных позиций основные социальные объекты; анализировать актуальную социальную информацию; устанавливать соответствие между существенными признаками

Слайд 7 Характеристика участников ЕГЭ по обществознанию 2013 года.

Характеристика участников ЕГЭ по обществознанию 2013 года.

Слайд 8Итоги ЕГЭ по обществознанию 2011-2012 уч. год
Набрать… из папки подготовка к

ЕГЭ
Итоги ЕГЭ по обществознанию 2011-2012 уч. годНабрать… из папки подготовка к ЕГЭ

Слайд 9Краткая характеристика КИМ ЕГЭ 2013 года.

Изменения в КИМ 2013 года по

сравнению с КИМ 2012 годом: 1. Усложнено задание В5. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения – теоретические утверждения. Данное изменение позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент – положения теории, на которых базируется современное научное обществознание. 2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Такое объединение оправдано с точки зрения тематической близости этих областей науки. Экзаменуемый получает возможность использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук при написании эссе. 3. Скорректированы требования задания С9. 4. Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8, С9.
Краткая характеристика КИМ ЕГЭ 2013 года. Изменения в КИМ 2013 года по сравнению с КИМ 2012 годом:

Слайд 10Структура экзаменационной работы 2013 г. по обществознанию:
часть 1 - 20 заданий

с выбором одного ответа из четырех предложенных;
часть 2 - 8 заданий с кратким ответом;
часть 3 - 9 заданий с развернутым ответом (ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме; задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки).

Структура экзаменационной работы 2013 г. по обществознанию:часть 1 - 20 заданий с выбором одного ответа из четырех

Слайд 11
Результаты диагностических работ по обществознанию 2012-2013 уч. год МКОУ СОШ №10

города-курорта Железноводска Ставропольского края.
Результаты диагностических работ по обществознанию 2012-2013 уч. год МКОУ СОШ №10 города-курорта Железноводска Ставропольского края.

Слайд 12Результаты диагностической работы по обществознанию
19 сентября 2012г.

Результаты диагностической работы по

обществознанию
17 декабря, 21 декабря 2012г. (профильные классы)


Результаты диагностической работы по обществознанию
22 марта 2013г.


Результаты диагностической работы по обществознанию 19 сентября 2012г.Результаты диагностической работы по обществознанию 17 декабря, 21 декабря 2012г.

Слайд 13Анализ выполнения диагностических работ 2012-2013 уч. года по объектам контроля.
Человек и

общество

Экономика

Социальные отношения

Политика

Анализ выполнения диагностических работ 2012-2013 уч. года по объектам контроля. Человек и обществоЭкономикаСоциальные отношенияПолитика

Слайд 14Рекомендации и оперативные мероприятия в рамках как основного, так и дополнительного

образования для оптимизации подготовки к выполнению заданий ЕГЭ по обществознанию :

текущий поурочный контроль по отдельным компонентам содержания Кодификатора в формате заданий части А;
изготовление учащимися дидактических материалов для систематизации учебного материала и эффективного усвоения объектов проверки ЕГЭ по предмету (карточек, тестов, конспектов, таблиц);
обучение правилам оформления выполненного задания, технологиям выбора верного ответа;
коллективный разбор сложных тестовых заданий, организация анализа ошибок, в том числе с использованием интерактивной доски;
решение тестовых заданий на уроке с использованием материалов демоверсий прошлых лет;
решение тематических тренировочных тестовых заданий на повторительно-обобщающих уроках (в печатном и электронном вариантах), в форме самоконтроля;
проведение итоговых зачетных диагностических тестирований по разделам курса, по прохождению программы, в том числе централизованной диагностики регионального уровня и др….

Рекомендации и оперативные мероприятия в рамках как основного, так и дополнительного образования для оптимизации подготовки к выполнению

Слайд 16Типовые задания части А и методика их выполнения
Часть А- 20 заданий


Рекомендуется отвести на их выполнение 40- 45 м
Выполнять вначале на черновике
После проверки не забыть перенести в бланк с ответами

I группа- вопросы базового уровня с выбором одного правильного ответа
II группа- вопросы повышенного уровня на соотнесение двух суждений


Типовые задания части А и методика их выполненияЧасть А- 20 заданий Рекомендуется отвести на их выполнение 40-

Слайд 17Типовые задания части А и методика их выполнения
Вопрос. В ходе социологического

опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?» Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

Какой вывод можно сделать на основании гистограммы? Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего 1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек 2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек 3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек 4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек

Типовые задания части А и методика их выполненияВопрос. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в

Слайд 18Типовые задания части А и методика их выполнения
Рассуждения при ответе: Один

из самых простых вопросов, однако, именно в таких вопросах чаше всего и делают ошибки. И все из-за невнимательности. Ответ «Пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек» не подходит, так как большинство из таких городов выбрало «Создать семью». Второй ответ так же не подходит, так как большинство опрошенных из пунктов с населением 100–500 тыс. человек так же выбрали «Создать семью».  Третий ответ неправильный,  так как большинство респондентов, из пунктов с населением более 500 тыс. человек, выбрали главное не «создать семью», а «получить хорошую работу».  Четвертый ответ правильный, так как «создать семью» оказалось одинаково важно для населенных пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек (столбцы равны).

Типовые задания части А и методика их выполненияРассуждения при ответе: Один из самых простых вопросов, однако, именно

Слайд 19Типовые задания части А и методика их выполнения
Пример задания на соотнесение

суждений:
1) Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе
А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе,
взаимодействовать с другими людьми
Б. Социально значимые качества формируются у человека только под
влиянием общества

Необходимо:
- проделать аналитическую работу, «взвесить» оба приводимых суждения
- внимательно прочитать оба суждения и понять их суть
- используй слова- подсказки «только», «прежде всего» и т.д.
- выдели ключевые термины
- смоделируй жизненную ситуацию
Типовые задания части А и методика их выполненияПример задания на соотнесение суждений:1) Верны ли следующие суждения о

Слайд 20Часть В состоит из 8 заданий
- Включены задания базового и

повышенного уровня
- На выполнение рекомендуется отвести не более 40 мин
- Внимательно прочитать инструкцию к заданию
- Внимательно читать условия заданий, выделяя ключевые слова и вникая в их суть
- Выполнять вначале на черновике
- Ответ вписывать начиная с первой клетки, без пробелов, запятых и др. символов
- Буквы и цифры писать в соответствии с приведенным образцом


Часть В состоит из 8 заданий - Включены задания базового и повышенного уровня- На выполнение рекомендуется отвести

Слайд 21Пример задания части В
В1. Запиши слово, пропущенное в таблице
___________ общество,

характеризующееся господством коллективной
формы собственности, политические свободы отсутствуют, социальная
структура носит замкнутый характер

Индустриальное общество характеризуется научно- техническим
прогрессом , провозглашаются права и свободы граждан, высокая
социальная мобильность

Ответ: аграрное(традиционное)











Пример задания части ВВ1. Запиши слово, пропущенное в таблице ___________ общество, характеризующееся господством коллективнойформы собственности, политические свободы

Слайд 22Пример задания части В
В4. Найдите в приведенном списке характеристики
патриархальной семьи (приведены

6 позиций)

В7. Из приведенного списка выбери характеристики данного
рынка: в городе N газ, свет и воду в дома жителей поставляет
только одна компания

- тип заданий совпадает
- сложность: может быть 2, 3, редко 4 позиции
Пример задания части ВВ4. Найдите в приведенном списке характеристикипатриархальной семьи (приведены 6 позиций)В7. Из приведенного списка выбери

Слайд 23В5 Работа с суждениями
Умение определить характер суждений

Фактическое суждение –

это точные данные, сделанное, свершившееся; синоним понятий истина, событие, результат, такие суждения нельзя оспорить.

Оценочные суждения показывают субъективное отношение к фактам с разных сторон, будь то с точки зрения морально-нравственных категорий – «хорошо», «плохо» и т.п.; или же с точки зрения какого-либо сомнения – «может служить…», «если принять во внимание…» и т.п.

Характер теоретических утверждений основан на математических или статистических расчетах

В5 Работа с суждениямиУмение определить характер суждений  Фактическое суждение – это точные данные, сделанное, свершившееся; синоним

Слайд 24В6 – вставь пропущенные слова в текст
Прочитайте приведённый ниже текст, в

котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Человек живёт в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) знание 2) общество 3) группа 4) позиция 5) отношение 6) норма 7) закономерность 8) поведение 9) экономика

Рекомендации: сначала, не заглядывая в список слов, подобрать свои слова, подходящие по смыслу, а затем перейти к поиску их аналогов в списке.

В6 – вставь пропущенные слова в текстПрочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.  Выберите

Слайд 25Часть С состоит из 9 заданий
- Содержит задания повышенного уровня сложности
-

На выполнение отведи не менее 120 мин
- Первоочередное выполнение заданий части А и В способствует актуализации знаний по курсу обществознания, что поможет при выполнении заданий повышенного уровня части С
- Для успешного выполнения необходимо внимательно читать задания, вникая в их суть (помогут ключевые слова)

Часть С состоит из 9 заданий- Содержит задания повышенного уровня сложности- На выполнение отведи не менее 120

Слайд 26С1- С4 Работа с текстом
Умение определять главную мысль текста

Определите тему текста:

отметьте наиболее характерные элементы (понятия, факты, явления)
Систематизируйте текстовую информацию: отделите «важное» от «второстепенного»
Убедитесь в правильности понимания текста: объясните смысловое значение «важной» информации
Установите внутреннюю смысловую связь
Сформулируйте главную мысль текста

С1- С4 Работа с текстомУмение определять главную мысль текстаОпределите тему текста: отметьте наиболее характерные элементы (понятия, факты,

Слайд 27С5 – какой смысл вкладывают обществоведы в понятие … Составьте два

предложения …

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.

Комментарий. Выполнение задания начнём с уяснения требования. Первый вопрос («Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»?) предполагает воспроизведение определения понятия «социальная мобильность» (первый элемент ответа). Второе задание (Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания) предполагает составление с опорой на обществоведческие знания двух предложений с понятием «социальная мобильность» (второй и третий элемент ответа).  Хочу подчеркнуть, что предложения должны содержать значимую информацию о социальной мобильности, а непросто упоминание этого термина. Можно привести, например, такое определение: «Социальная мобильность –  перемещение в обществе, изменение социального статуса» (может быть дано иное, близкое по значению определение). Второе требование задания – выполняется с привлечением знаний о социальной мобильности. Могут быть составлены следующие предложения: 1. «Социологи выделяют по разным основаниям несколько видов социальной мобильности»; 2. «Существует вертикальная и горизонтальная мобильность».
Но могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о социальной мобильности. Главное: предложения должны демонстрировать знание обществоведческого курса и содержать информацию о конкретном социальном явлении.

С5 – какой смысл вкладывают обществоведы в понятие … Составьте два предложения …Какой смысл вкладывают обществоведы в

Слайд 28С8- Составление плана по заданной теме
Виды планов:

Назывной – состоит из

обществоведческих понятий и элементов их содержания
Вопросный – перечень вопросов, необходимых для раскрытия содержания темы (подпункты в форме назывных суждений)
Тезисный – тезисы глагольного строя
С8- Составление плана по заданной темеВиды планов: Назывной – состоит из обществоведческих понятий и элементов их содержанияВопросный

Слайд 29Умение составлять план текста (ответа)

Разновидности заданий:

Составление плана по одному

из аспектов широкой темы («Экологический кризис как глобальная проблема современности»)

Составление плана по узкой теме («Правонарушение»)

Умение составлять план текста (ответа) Разновидности заданий: Составление плана по одному из аспектов широкой темы («Экологический кризис

Слайд 30Умение составлять план текста (ответа)
1. Понятие…

2. Виды…Формы…Функции…Признаки…
Характерные черты…Типы…Уровни…Пути

решения проблемы…Методы…

3.Значение…

4.Роль …в современном мире.

5.Роль … в современной России

Умение составлять план текста (ответа) 1. Понятие…2. Виды…Формы…Функции…Признаки…  Характерные черты…Типы…Уровни…Пути   решения проблемы…Методы…3.Значение…  4.Роль

Слайд 31С9 – рекомендации к написанию эссе
Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение

на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология. Что следует знать при написании эссе?
1. Прежде всего следует внимательно прочесть инструкцию к разделу С9. 2. Выбор темы. При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утверждений. 3. Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но общепринятой практикой является выполнение заданий С1-С7 на одной стороне бланка №2, а С8 – на другой, при полном использовании его площади. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4. 4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания (С8.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т.Фуллер)). Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд. 5. Интерпретация цитаты. Прежде всего следует объяснить, как вы понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или хотя бы толковаться с различными нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно.
С9 – рекомендации к написанию эссеЭссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является

Слайд 32С9 – рекомендации к написанию эссе
6. Далее следует выразить свое отношение

к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы также займет несколько предложений. 7. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. При этом рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически, пару из них можно расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Напомним еще раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике. 8. Аргументация. Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные умозаключения, примеры, ссылки на авторитетное мнение. Чаще всего в эссе школьников используются примеры. Лучше, если это будут факты из научной практики, публицистики, художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, новостного характера или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац. 9. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого работу можно считать законченной. 10. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.
С9 – рекомендации к написанию эссе6. Далее следует выразить свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли.

Слайд 33Пожелания для ребят
Помнить и понимать, что подготовка к ЕГЭ – это

тяжелый труд, где результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену
При решении тестов (в части А и В) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний
Пожелания для ребятПомнить и понимать, что подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, где результат будет прямо

Слайд 34Пожелания для педагогов
Работать на высоком для детей уровне трудности
Постоянно работать над

пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос
Постоянная тренировка в решении заданий формата ЕГЭ
Обязательный анализ, разбор заданий, вызвавших наибольшее затруднение
Пожелания для педагоговРаботать на высоком для детей уровне трудностиПостоянно работать над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть