Слайд 1Педагогический совет
«Роль образовательного учреждения
в создании условий для самоопределения и
Слайд 2Цель педагогического совета
Обобщить опыт работы педагогического коллектива в создании условий для
самоопределения и социализации учащихся.
Задачи:
1.Повышение профессиональной компетентности педагогов, ответственных за социальную адаптацию и успешность учащихся в современном обществе.
2. Осмысление педагогами собственной обучающей, развивающей и воспитательной деятельности в рамках своего предмета
3. Влючение всех участников образовательно-воспитательного процесса в реализацию задачи формирования ВЫПУСКНИКА как компетентной личности, способной к самореализации.
4.Развитие навыков коллективной творческо-поисковой деятельности педагогов.
Слайд 3План педагогического совета
«Актуальность вопросов повышения эффективности социализации учащихся в рамках школьной
воспитательной среды»- Видяйкина Е.К., заместитель директора по ВР.
«Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в профилактике социальной дезадаптации учащихся» - Чернецова Р.Н., социальный педагог.
«Роль образовательного учреждения в профессиональном самоопределении учащихся» - Орлова К.Н., педагог- психолог.
Слайд 4Национальная доктрина образования в Российской Федерации .
Система образования призвана обеспечить:
историческую
преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
непрерывность образования в течение всей жизни человека;
многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;
преемственность уровней и ступеней образования;
развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;
академическую мобильность обучающихся;
развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
экологическое воспитание
Слайд 5Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации
(от 18.12.2006г. № 1760-р)
приоритетным направлением государственной молодежной политики является вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России.
Слайд 6Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа"(04 февраля 2010 г)
Важнейшие направления работы
школы:
Усиление воспитательного потенциала школы
Создание условий для самореализации учащихся, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
Слайд 7ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(декабрь, 2010 года)
В качестве
важнейшего требования выдвигает - создание условий для социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
Слайд 8Федеральный закон№273
«Об образовании в Российской Федерации»
образование - единый целенаправленный процесс
воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
Слайд 10Что такое социализация?
“Психологический словарь” АПН СССР,
под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца,
Б.Ф. Ломова и др., 1983 г.
“Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте”
[М.: Педагогика, 1983]
Слайд 11Что такое социализация?
«Краткий психологический словарь,
под ред.
А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, 1985 г.
“Социализация - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидами социального опыта”
[М.: Прогресс, 1985]
Слайд 12Что такое социализация?
“Краткий словарь системы психологических понятий”, К.К. Платонов.
“Социализация - это приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности, отражающих общественное сознание».
[М.: Педагогика, 1985]
Слайд 13Что такое социализация?
“Словарь прикладной социологии”
“Социализация - сложный, многогранный
процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности...
[Минск: Изд-во “Университетское”, 1984]
Слайд 14Что такое социализация?
Социализация личности – процесс вхождения (интеграции) её в общество,
в различные типы социальных общностей (группа, коллектив, организация и др.) посредством усвоения культуры, социальных ценностей и норм, на основе которых формируются общественно значимые черты личности.
Слайд 15
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом
определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ (лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды.
Слайд 16Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя
процесс активного воспроизводства системы
социальных связей индивидом за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей
Слайд 17Агенты социализации
Вторичные
формальные организации, официальные учреждения: администрация школы, вуза,
предприятия, армии, полиции, церкви, государства, работники средств массовой информации, лидеры партий
Первичные
родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных групп, спорт, а в современное время мощность набирают такие агенты первичной социализации, как СМИ, в том числе Интернет
Слайд 18
Сегодня ШКОЛА –
главный социальный институт
для ребенка!!!
Слайд 19Каким должен быть
в условиях рыночных отношений современный молодой человек?
Модель
конкурентоспособного молодого человека:
Слайд 20«Плоды»
Мой ученик – ответственный,
любознательный,
коммуникабельный, воспитанный,
умеет учиться,
успешный, имеет цель
в жизни,
стремится её осуществить,
социально адаптированный и защищённый.
Слайд 21Портрет выпускника основной школы
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет
выпускника основной школы»):
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
Слайд 22Дети должны быть:
Социально
защищенные
Нравственно
стойкие
Социально закаленные
против всякого рода
соблазнов
Иметь знания
на уровне современной
науки и техники
Здоровые
физически
и психически
Иметь
социальный опыт
самостоятельного
принятия решений
Слайд 23«Плоды»
Родители моих учеников – это:
единомышленники, помощники,
спонсоры, организаторы КТД.
Слайд 24«Плоды»
Мой коллега – это:
единомышленник,
грамотный специалист,
творческая личность,
коммуникабельный человек, профессионал,
шагающий в ногу со временем.
Слайд 25
Добрая школа – это хорошо,
Умная школа -
это великолепно,
Но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни.
Д.Дьюи
Слайд 26Ключевые слова:
Социальный опыт
Социальная практика
Социальные роли
Активная включение в социальную среду
Деятельность
Слайд 27Структура социализации школьников
Детское общественное объединение. Ученическое самоуправление
Дополнительное образование
Внеурочная деятельность
Воспитательная система класса
Слайд 28Опыт образовательного учреждения в создании условий для социализации учащихся.
Детское общественное объединение
Слайд 30День памяти жертв политических репрессий
Слайд 32Конкурс экологических агитбригад
Слайд 36Пост №1 у Вечного огня Славы в Нижегородском Кремле.
Ученическое самоуправление
Слайд 38Новогодняя битва хоров
Внеурочная деятельность
Слайд 41Программа социализации
Концептуальные основы программы:
Оптимально личностный подход, сочетание уважения и требовательности, стимулирование.
Предварительная
диагностика, определяющая необходимость социализирующих воздействий.
Воспитание у подростка веры в себя, формирование опыта регулирования своего поведения.
Оптимизация социального поведения подростка.
Использование разнообразных интерактивных методик: игровых, проблемных, коммуникативных.
Слайд 42
Направления социализации:
Самопознание - («Познай себя»)
Знание потенциальных возможностей
Формирование адекватной самооценки
Самовоспитание -
(«Сделай себя сам»)
Выбор позитивного социально значимого поведения
Волевой баланс « хочу-могу- надо»
Самообучение - («Научи себя и других»)
Выбор позитивного социально значимого поведения
Волевой баланс « хочу-могу- надо»
Самоутверждение - («Деловое и межличностное общение»)
Формирование навыков самоутверждения в группе.
Формирование навыков общения с противоположным полом.
Толерантность
Самоопределение - («Найди себя»)
Формирование жизненных ценностей.
Выбор профессии
Формирование базовой культуры.
Саморегуляция - («Учись владеть собой»)
Саморегуляция в конфликтах.
Социальное закаливание
Самоактуализация - («Реализуй себя»)
Формирование навыков самозащиты
Правовое воспитание
Подготовка к семейной жизни
Слайд 43Решение педагогического совета
Создать творческую группу педагогов для разработки программы «Социализация школьников»
, как наиболее отвечающую требованиям сегодняшнего дня и рекомендовать для безусловного внедрения в практику работы классных руководителей .
Педагогу –психологу Орловой К.Н. совместно с классными руководителями спланировать цикл мероприятий , с способствующих профессиональному самоопределению учащихся (по результатам диагностики ДДО).
Зам. директора по ВР Видяйкиной Е.К., совместно с классными руководителями 5-11 классов организовать работу по изучению уровня социализированности школьников в срок до 01.02.2014 года.
Рекомендовать классным руководителям, педагогам ДО активнее применять метод проектов в работе с детьми разного школьного возраста.
Рекомендовать классным руководителям введение в планы воспитательной работы с классом классные часы, тренинги, направленные на социализацию учащихся.
Педагогам дополнительного образования, руководителям кружков, секций использовать возможности внеурочной деятельности для содействия успешной социализации воспитанников.