Слайд 1
«Проектная деятельность в изучении обществознания»
Яковлева Т.В.
Усть-Абакан 2018
Слайд 2«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я
запомню.
Дай мне самому сделать это – и я пойму”.
Древняя китайская мудрость
Слайд 3Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно
приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Слайд 4
Задачи:
теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в обучение;
определить педагогические
условия использования проектной деятельности в образовательной среде ;
выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса;
апробировать методику работы над проектом в условиях профессионального образования.
Слайд 5Цель деятельности педагога на уроках обществования – это развитие познавательной деятельности
студентов посредством организации проектной деятельности на уроке и во внеурочное время через:
¤ формирование умений навыков работы с различными источниками информации;
¤самостоятельное постижение проблем, проблемных ситуаций, имеющих жизненный смысл для обучащюихся;
¤возможность соотношения общих представлений, усвоенных на уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами;
¤ приобретение опыта проектной деятельности.
Слайд 6Проекты побуждают обучащющихся к целеполаганию, овладению общеучебными умениями, проявлению интеллектуальных способностей,
проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в группе, выстраиванию отношений. Совместная деятельность дает широкие возможности как преподавателю, так и студенту выстраивать субъект-субъектные отношения.
Слайд 7 Проектная деятельность в наибольшей способствует развитию интереса к предмету. Проект
– это прототип, прообраз какого-либо вида деятельности, объекта. Проект предполагает детальную разработку студентами проблемы, в результате этой деятельности появляется конкретный практический результат и достигается дидактически поставленная цель. Проектная деятельность предусматривает изменение роли учителя, поскольку важнейшая его задача связана не с передачей готовых знаний, а с организацией познавательной деятельности обучающихся , консультированием и направлением в нужное русло их деятельности.
Слайд 8типы проектов
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
• исследовательские,
•
творческие,
• ролевые, игровые,
• информационные,
• практико-ориентированные (прикладные),
• поисковые,
• ознакомительно-ориентировочные.
2. По признаку предметно-содержательной области:
• монопроекты (в рамках одной области знания),
• межпредметные проекты.
Слайд 9
3. По характеру контактов:
• внутриклассные;
• внутришкольные;
• внутренние или региональные,
• международные.
4. По
количеству участников проекта:
• индивидуальные,
• парные,
• групповые.
5. По продолжительности проекта:
• краткосрочные,
• средней продолжительности,
• долгосрочные.
Слайд 10
6. По результатам:
• доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
• макет, схема, план-карта;
•
видеофильм;
• выставка; и др.
В современных источниках можно встретить следующие типы проектов:
проекты-сообщения или исследовательские проекты.
проекты-интервью
проект-производство
проекты-ролевые игры и драматические представления
Слайд 11По содержательной специфике:
v Практико-ориентированный проект
Нацелен на социальные интересы самих участников проекта.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни коллектива. Очень разнообразны – от учебного пособия (листовка) до рекомендаций по сохранению здоровья. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
v Исследовательский проект
Напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
v Информационный проект
Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикация, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной учреждения.
v Творческий проект
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
v Ролевой проект
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Слайд 12
К организации проектов предъявляют следующие требования[3]:
Ø проект должен быть включен в
процесс обучения и воспитания учащихся;
Ø необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической,
Ø учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи,
Ø деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
Ø работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
Ø учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,
Ø анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
Слайд 13
Таким образом, проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) –
Поиск информации – Продукт – Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все материалы проекта.
Слайд 14Последовательность работы над проектом
Подготовка (Определение темы и целей проекта, его исходного
положения)
Планирование(Определение источников необходимой информации. Определение способа представления результатов )
Исследование (Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта ).
Выводы (Анализ информации. Формулирование выводов )
Защита проекта и оценка его результатов
Слайд 15Роль учителя в проектной деятельности.
Реализация метода проектов на практике ведет к
изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения “знания”, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего – развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. В определенном смысле учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля.
Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
Слайд 16
Учителю предстоит «прожить» ряд ролей в ходе руководства проектом:
1. энтузиаст (повышает
мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
2. специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких – не во всех! – областях);
3. консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
4. руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
5. “человек, который задает вопросы” (по Дж. Питу – тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);
6. координатор всего процесса;
7. эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
7. Роль ученика в проектной деятельности.
Слайд 17Формы продуктов проектной деятельности.
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная
задача участников.
• Игра;
• Web-сайт;
• карта;
• законопроект;
• анализ данных социологического опроса;
• коллекция;
• журнал;
• атлас,
• бизнес-план;
• буклет,
• костюм;
• видеофильм,
• макет;
• модель,
• видеоклип;
• оформление кабинета;
• выставка,
• газета;
• пакет рекомендаций,
• листовка;
• праздник;
• публикация;
• путеводитель;
• серия иллюстраций;
• справочник;
• сравнительно-сопоставительный анализ,
• сценарий;
• учебное пособие;
• чертеж,
• экскурсия;
• атрибуты несуществующего государства;
• действующая фирма;
• статья;
• прогноз.
Слайд 18Виды презентаций проектов:
воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);
деловая игра;
демонстрация видеофильма, выполненного на основе информационных технологий;
диалог исторических или литературных персонажей;
защита на Ученом Совете;
иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…;
инсценировка реального или вымышленного исторического события;
научный доклад;
отчет исследовательской экспедиции;
пресс-конференция;
путешествие;
реклама;
ролевая игра;
спектакль;
телепередача;
Слайд 19Проблемы (“Подводные камни”) проектного метода:
1. Переоценка результата проекта и недооценка его
процесса. Случается это потому, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была объективной, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу Портфолио проекта (“проектной папке”). Он и характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.
2. Превращение проекта в реферат. Реферативная часть присутствует в любом исследовании, но главное в проекте – это присутствие собственной точки зрения на изучаемую проблему. Необходимо использование разнообразных методов научного исследования, помимо анализа письменных источников.
3. При организации системы тем или проектов не всегда удается обеспечить их содержательное единство, особенно, как это ни парадоксально, если высок творческий потенциал проектантов. Каждый развивает свой проект или его часть и может, увлекшись уйти от намеченной линии.
4. У учащихся при выполнении проекта возникают сложности, которые носят объективный характер. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределенностью, его нужно организовывать и моделировать.
Слайд 20Специфика метода проектов в преподавании обществознания.
С точки зрения учащегося, учебный проект
- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.
С точки зрения учителя, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.
Уроки обществознания позволяют широко применять данную технологию. Как любая технология, метод учебного проекта в преподавании обществознания имеет четкую организационную структуру. 1. Включение ребенка в данную поисковую деятельность.
2. Выбор проблемы постановка цели и задач.
3. Сбор и переработка информации.
4. Завершение работы, составление “Портфолио” работы.
5. Собственно защита проекта.