Слайд 1МОУ «Данковская СОШ»
2019 год
Серпуховской городской округ Серпухов
Обучение
подростков
поколения Z
финансовой грамотности
Слайд 2«Чего не хватает нашему поколению, так это финансового образования, необходимого для
финансовой безопасности.»
Роберт Кийосаки
Слайд 3 Это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который
позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Экономисты отмечают, что знание ключевых финансовых понятий и умение использовать их в повседневной жизни дает возможность человеку грамотно управлять денежными средствами, вести учет доходов и расходов, планировать личный бюджет, формировать сбережения
Кроме того, помогает научиться разбираться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их, делая при этом осознанный выбор.
Финансово грамотный человек умело ориентируется в мире финансовой информации и знает, где найти нужную, инвестирует, имеет «подушку безопасности», осуществляет рациональный выбор финансовых услуг и знает, как защитить свои права как потребителя этих услуг.
Что же такое финансовая грамотность?
Слайд 4Обучение поколения Z финансовой грамотности методы и подходы
Что мы
знаем о современных подростках? О поколении Z, или центениалах, как их еще называют социологи. Они рождены «с пальцем на кнопке», способны быстро и эффективно серфить интернет в поисках информации, свободны в общении со сверстниками и взрослыми, умеют высказывать и отстаивать свое мнение. При этом редко удерживают внимание более 8 секунд, с трудом усваивают объемные фрагменты информации и подчас не могут ее систематизировать.
Как же их обучать эффективно? Особенно, когда речь заходит о столь сложном и важном вопросе, как финансы. Многие из нас не спешат говорить с детьми о деньгах, чтобы их «не испортить». Казалось бы, пока не зарабатывают, да и тратят совсем немного.
Слайд 5Стиль жизни и отношение к деньгам
Поколение Z (2004–2024) правильнее назвать «домоседами». Дети
этого поколения все время под присмотром, их практически никуда не отпускают одних. Еще их называют «поколением национальной безопасности», потому что именно ей уделяют особое внимание в школах, детских садах, дома. Из-за этого у поколения сложилось ощущение небезопасности в обществе.
Это поколение проводит большое количество времени в интернете: все больше финансовых, да и бытовых операций можно осуществить online – оплатить счета ЖКХ, купить одежду и продукты, совершать банковские операции .Люди требовательны к сервисам, ценят свое время.
Вкупе с желанием получить «услугу в один клик», ЦБ отметил у молодежи высокий уровень доверия к продавцу финансовых услуг, что открывает дорогу мошенникам.
Слайд 6 Также «невыгодной» особенностью поведения может оказаться так называемая «склонность к финансовым
авантюрам».
В качестве одной из мер решения этой проблемы ЦБ предлагает обучать учащихся в образовательных организациях . Создает совместные программы , для данного поколения. Поколение Z не хочет сталкиваться с длинными процессами, оно хочет делать все в несколько "кликов". Если клиент среднего возраста понимает, что иногда нужно прийти в офис банка и что-то подписать, то "зеты" не готовы с этим мириться
В нашей образовательной организации разработаны программы для внеурочной деятельности 2-9 класс. УМК – И.В.Липсиц доктор экономических наук при ВШЭ. Основной курс для 10-11 класса. По УМК «Просвещение» В.В. Чумаченко и А. П.Горяев , данная программа одобрена ЦБ Российской Федерации
Слайд 7Наша цель и принципы обучения :
подать обучающимся основы, знания и практические
навыки, которые понадобятся для контроля своих денежных потоков, создания личного инвестиционного плана, эффективного использования капитала.
Слайд 8Обучающиеся выступают в качестве субъекта деятельности (учебной, практической)
Обучающиеся вводятся в проблемные
финансовые ситуации
Обучающиеся включаются в решение практических финансовых задач
Учитель выступает в роли организатора учебной деятельности, в роли финансового консультанта, эксперта
Преимущественно используются интерактивное обучение
Коллективная и групповая учебная и практическая деятельность должна быть подкреплена индивидуальной самостоятельной учебной и практической деятельностью (умения и компетенции должны быть интериоризированы)
Слайд 9ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Основания:
Системно-деятельностный подход
образовательная деятельность
учебная деятельность (УД).
Интерактивное обучение – это способ
организации УД, в основе которого лежит построение активного взаимодействия субъектов УД, включенных в решение учебно-практических, учебно-познавательных и учебно-проектных задач (в некот. сл. учебно-управленческой
Слайд 10КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ
Кейс-технология – это технология обучения, которая строится на основе реальных или
вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств (способов деятельности) и умений через включение в решение практических задач.
Например:
Представьте, что вы уже окончили институт, начали работать и хотели бы купить свое жилье. Но у вас в наличии только 200 тыс. р. Квартира, которую вы присмотрели, стоит 2 млн р. Что будете делать, чтобы решить данную проблему без обращения к родителям и друзьям, самостоятельно?
Слайд 11ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
По характеру педагогической деятельности и ее целям:
Обучающие (оформление договора вклада)
Тренинговые (выбор страховой компании)
Обобщающие (разработка долгосрочного финансового плана)
Контролирующие (презентация проектов собственного бизнеса)
По игровой технологии:
Настольные (игра «Не в деньгах счастье»)
Интеллектуальные (Что? Где? Когда?)
Деловые (например, разработка идеальной модели пенсионной системы)
Имитационно-ролевые (взаимодействие с различными финансовыми организациями в меняющихся условиях)
Коммуникативные
Слайд 12ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ- Школьный ТЕАТР
Слайд 13Обучающиеся участвуют в проекте «Онлайн уроки финансовой грамотности.
Проект помогает старшеклассникам
из любой точки России получить равный доступ к знаниям, предоставляет возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений.
Организатором Проекта выступает мегарегулятор финансового рынка – Центральный банк Российской Федерации.
Уроки проходят в формате вебинаров в режиме реального времени, что позволяет экспертам взаимодействовать с аудиторией, задавать вопросы, получать ответы учащихся и самим отвечать на их вопросы.
.
Слайд 15
Заключение
Мониторинг финансовой грамотности учащихся — это необходимость в рамках современного мира.
А все потому, что финансово грамотный человек это не просто тот, кто знает, когда потратить, а когда сэкономить. Это человек с целым набором навыков: критическим мышлением, способностью анализировать ситуацию и предугадывать последствия, взвешивать возможные риски и брать на себя ответственность.
По результатам исследования PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), проверявшего уровень финансовой грамотности 15-летних школьников из 18 ведущих стран и экономик мира, Россия заняла 10-е место, расположившись в середине рейтинге между США и Францией, с результатом близким также к Словении, Испании, Хорватии и Израилю, оставив далеко позади Италию. Более 80% российских учащихся продемонстрировали готовность использовать базовые финансовые знания и умения.