Слайд 1Общение как обмен информацией
Слайд 2Общение как обмен информацией
Общение — сложный и многоплановый процесс установления и
развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Слайд 3Актуальные направления исследований проблемы общения:
Осуществление коммуникативных воздействий с использованием технических средств.
Проблема
диалогического, т.е доверительного, общения.
Проблема создания технологий эффективного общения в профессиональных сферах (управленческой, политической, связи с общественностью и т.д)
Слайд 4
КОММУНИКАЦИЯ ИЛИ ОБЩЕНИЕ:
СПЕЦИФИКА
информационного обмена между людьми
1. общение нельзя рассматривать как
отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой (в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание);
Слайд 5 Взаимное информирование людей предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что
каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и со стороны его партнера
в коммуникативном процессе происходит не только простое «движение информации», но и активный обмен ею.
Слайд 6особую роль для каждого участника общения играет значимость информации. Значимость информация
приобретает потому, что люди не просто обмениваются значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена
Слайд 7КОММУНИКАЦИЯ ИЛИ ОБЩЕНИЕ:
СПЕЦИФИКА
информационного обмена между людьми
2. посредством системы знаков партнеры
могут повлиять друг на друга;
Слайд 8КОММУНИКАЦИЯ ИЛИ ОБЩЕНИЕ:
СПЕЦИФИКА
информационного обмена между людьми
3. «важно находить общий язык»
- обладание единой или сходной системой кодирования и декодирования информации.
Слайд 9Участники коммуникативного общения:
Слайд 10человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой
или сходной системой кодирования и декодирования.
Слайд 11Я приготови-ла обед…
Буквальный смысл
Приглашает к столу
больше ничего делать не будет
Ожидает каких-то
ответных действий
Слайд 12КОММУНИКАЦИЯ ИЛИ ОБЩЕНИЕ:
СПЕЦИФИКА
информационного обмена между людьми
В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации
могут возникать совершенно специфические барьеры в общении
Слайд 13Барьеры в общении:
Психологические
социальные,
политические,
религиозные,
профессиональные
В процессе общения происходит циркуляция информации между
участниками этого процесса.
Слайд 14Средства общения
ВЕРБАЛЬНОЕ
(знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится
человеческая речь.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ
Слайд 15Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с
ее помощью менее всего искажается смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.
К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент)
Слайд 16
ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Совершенствование навыков вербального общения
Устная речь по-прежнему остается самым распространенным
способом коммуникации.
Слайд 17Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной
почты важность письменного общения сильно возросла.
Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело.
Однако нужно отметить и недостатки письменной коммуникации.
Письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию .
Слайд 18Наиболее продуктивная форма общения:
Диалог –
представляет собой последовательную смену коммуникативных
ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».
Слайд 19Модель речевого общения
1) кто? (передает сообщение) — коммуникатор,
2) что? (передается) —
сообщение,
3) как? (осуществляется передача) — непосредственно или опосредованно,
4) кому? (направлено сообщение) — адресат,
5) с каким эффектом? (общение произошло) — эффективное или неэффективное общение.
Слайд 20НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
оптико-кинетическая
система знаков
Слайд 22ЭСКИМОСЫ в некоторых районах, приветствуя знакомого, слегка ударяют его кулаком по
голове и по плечам;
• УРОЖЕНЕЦ ТИБЕТА, встретив незнакомого, показывает ему язык. Этим знаком приветствия он хочет сказать: "У меня на уме ничего дурного нет".
Слайд 25Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой
хронотоп
«школьного урока»,
«вагонного попутчика»,
«больничной палаты»
неожиданные эффекты
воздействия
Неожиданная откровенность!
«закономерная связь пространственно-временных координат»
Слайд 26В социальной психологии под хронотопом понимают некоторую характерную коммуникативную ситуацию, повторяющуюся
в определённом времени и месте. «Известны хронотоп школьного урока, где формы общения заданы традициями обучения, хронотоп больничной палаты, где доминирующие установки (острое желание излечиться, надежды, сомнения, тоска по дому) накладывают специфический отпечаток на предмет общения и другое.»
Слайд 27ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
формирующееся информационное общество характеризуется не только расширяющимися
возможностями накопления и переработки информации, но и новыми формами общения;
технические средства (телефон, телеграф), заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи;
сокращается время передачи информационных потоков, увеличивается их объем и сокращаются расстояния между участниками общения;
характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним.
Слайд 28Недостатки виртуального общения:
открытость информационного обмена сочетается с фрагментарностью;
недостает эмоциональной насыщенности и
социальной ответственности;
интенсивность информационных потоков значительно превосходит возможности ее осмысления и усвоения.
«Чем больше информации, тем меньше смысла». (А.Кончаловский)
Слайд 29Проверьте себя.
1) Чем общение отличается от коммуникации?
2) Какую роль в
процессе обмена информацией играет речь?
3) Что препятствует точному пониманию информации в процессе общения?
4) Что такое невербальные средства общения?
5) Чем отличается общение в информационном мире?
Слайд 30Литература:
Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс, М., «Просвещение», 2009 г.
Интернет-ресурсы:
http://increduyble.wordpress.com/2007/02/
http://buddingba.wordpress.com/
http://kenwilsonelt.wordpress.com/2009/09/09/385/
http://allday.ru/108708-mimika.html
http://tv.cmlt.tv/program?day=22042008&time=0
http://novy.tv/forum/viewtopic.php?f=16&t=12269339&start=435&view=print
http://www.dapolza.ru/view_post.php?id=21