Презентация, доклад на тему Наука в современном обществе.

Современная наука. Основные концепцииСовременная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним.

Слайд 1Наука в современном мире
Выполнила: учитель СШ №19 г.Каменск - Уральский
Зацепилина Т.В.

Наука в современном миреВыполнила: учитель СШ №19 г.Каменск - УральскийЗацепилина Т.В.

Слайд 2Современная наука. Основные концепции
Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII

вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним.
Современная наука. Основные концепцииСовременная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира

Слайд 3Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как

знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным. Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.
Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание,  наука как деятельность,

Слайд 4

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции

представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.
Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но

Слайд 5Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности

ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.
Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.
Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер.
Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой,

Слайд 6Роль науки в современном обществе.

20 век стал веком победившей научной революции.


НТП ускорился во всех развитых странах.
Постепенно происходило все
большее повышение
наукоемкости продукции.
Технологии меняли
способы
производства.
Роль науки в современном обществе.20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах.Постепенно

Слайд 7К середине 20 века фабричный
способ производства стал
доминирующим.


Во второй половине 20 века большое распространение
получила автоматизация.
К концу 20 века развились
высокие технологии,
продолжился переход
к информационной экономике.
К середине 20 века фабричныйспособ производства стал доминирующим.

Слайд 8Все это произошло благодаря развитию науки и техники.
Это имело несколько

следствий.
Во-первых, увеличились требования к работникам.
От них стали
требоваться большие знания, а также понимание новых
технологических процессов.
Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных
работников, то есть людей, работа которых
требует глубоких научных знаний.
В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния
и решение многих насущных проблем общества
породили веру широких масс в
способность науки решать
проблемы человечества и
повышать качество жизни.
Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам.

Слайд 9И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном

обществе
играет важную роль во
многих отраслях и сферах
жизни людей. Несомненно,
уровень развитости науки
может служить одним из
основных показателей развития
общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного,
цивилизованного, образованного, современного развития государства.
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе   играет важную роль

Слайд 10В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные
виды

деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы
приложения и потребления научного знания.
Главные функции:
1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой – как раз познание природы, общества и
человека, рационально-теоретическое
постижение мира, открытие его законов
и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основныевиды деятельности ученых, их круг обязанностей и

Слайд 112) мировоззренческая функция, безусловно,
тесно связана с первой,

главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира,
исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру,
обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать
мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую
роль в этом деле играет философия;

2) мировоззренческая функция, безусловно,  тесно связана с первой,  главная цель ее - разработка

Слайд 123) производственная, технико-технологическая функция
призвана для внедрения в производство нововведений

инноваций, новых
технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о
превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке
как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам,
а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

3) производственная,  технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новыхтехнологий,  форм организации и

Слайд 134) культурная, образовательная функция заключается главным образом в
том, что

наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно- воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая
роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.
4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в  том, что наука является

Слайд 14Заключение
Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы

не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым.
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда.
Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и
другой информации.
Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её
получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.
Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека.
ЗаключениеГоворят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы

Слайд 15Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть