Слайд 1МОЛОДЕЖЬ КАК
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
Слайд 3ПОНЯТИЕ «МОЛОДЕЖЬ»
МОЛОДЕЖЬ - социально-демографическая группа, выделяемая на
основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.
Слайд 4ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) — находятся на
иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).
Средняя группа: молодежь 18—24 лет (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.
Старшая группа: молодые взрослые 25—30 лет — это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.
Слайд 5ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
-Переходность положения.
-Высокий уровень мобильности.
-Освоение новых социальных ролей
(работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
-Активный поиск своего места в жизни.
-Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Слайд 6СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ:
Сын/Дочь
Брат/Сестра
внук/внучка
ученик/ученица
участник спортивной секции
работник
семьянин.
Слайд 7СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ МОЛОДЕЖИ
1) особая эмоциональная восприимчивость;
2)
стремление идти на риск;
3) высокая степень мобильности;
4) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;
5) стремление к максимальному проявлению своих сил и возможностей;
6) определённое критическое отношение к старшему поколению;
7) определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;
8) ощущение зависимости от третьих лиц;
9) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;
10) стремление к идеалу.
Слайд 8ТРУДНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
1) несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться)
и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;
2) несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, связанных с психофизиологическим повзрослением;
3) противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников
Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту.
Инфантилизм психический – особенность психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость.
Слайд 9СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Слайд 11К ЧИСЛУ ОСОБО ТРЕВОЖНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ОТНОСЯТСЯ
1. отставание
уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами;
2. ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования;
3. увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение;
4. ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей;
5. неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях;
6. усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований;
7. снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
Слайд 12ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных
к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;
Формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;
Разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;
Формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
Становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;
Освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.