Слайд 1Методические рекомендации для повышения квалификации компетентности педагогов в сфере правового воспитания
и формирования антикоррупционного сознания.
Фролова С.И.
Учитель истории ,обществознания и права.
МОАУ СОШ №59 г.Чебоксары
Слайд 2
Актуальность проблемы правового воспитания и просвещения молодёжи сложно переоценить. В
современной России в полной мере можно говорить о наличии социального заказа на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.
Слайд 3Задачи правового воспитания:
1) Формирование в доступных формах системы знаний по
вопросам государства и права, активное развитие интересов учащихся к этой области путем систематического расширения и углубления информации по текущим и актуальным проблемам права в прямой связи с окружающей подростков жизнью.
2) Формирование уважения к государству в лице его конкретных органов и учреждений, праву и принципам законности.
3) Привитие навыков правомерного поведения как обязательного и всеобщего.
Слайд 4
4) Воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости ко всякого рода правонарушениям.
5) Формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядки интересы и права, как свои собственные, так и государственные, общественные, а также интересы и права иных лиц.
Слайд 5 Формирование правовой культуры зависит от комплекса условий, важнейшими из которых
являются: грамотное выстраивание содержания правового просвещения, применение совокупности форм, методов и приемов, стимулирующих социальную активность ребенка, готовность учителя, уполномоченного по соблюдению прав ребенка в образовательных учреждениях, к осуществлению правового воспитания.
Содержание правового воспитания учащихся включает в себя изучение Конституции РФ, а также основных отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для обучающихся, вступающих в самостоятельную жизнь: это семейное, административное, трудовое, гражданское, уголовное , конституционное и др.
Слайд 6 Формы и методы правового воспитания :
классные часы (в школе
разрабатывается система обязательных классных часов);
- уроки; - факультативы;
- лекции, семинары;
- рефераты по правовой тематике;
- социальные проекты;
- экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалам;
- правовые беседы;
- использование кино, телевидения;
- вечера встреч и тематические вечера
Слайд 7наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей,
специальная литература, видео и аудиозаписи);
правовой уголок (включает информацию о правах и обязанностях школьников и телефонами служб, куда могут обратиться обучающиеся, попавшие в трудную жизненную ситуацию);
- оформление постоянно обновляющихся стендов о праве, включающих информацию об изменениях в нормативно-правовой базе страны и республики;
- издание пособий, буклетов и памяток по правовой тематике;
- проведение конкурсов по правовой тематике; - совет профилактики (встречи с работниками прокуратуры, ОВД, паспортного стола, специалистом по правам потребителя.
Слайд 8 В качестве структурных компонентов правового воспитания в МАОУ СОШ
№ 59 применяются :
1) Учебные курсы: уроки обществознания, права, элективные курсы (граждановедение, право, экономика, права человека), направленные на прямое обучение, то есть получение знаний, необходимых для жизни в демократическом обществе и правовом государстве.
2) Внеурочная и внешкольная деятельность
( кружковые занятия, участие в детских общественных объединениях, социально-проектная деятельность, встречи с работниками прокуратуры, полиции, недели правовых знаний внеаудиторные мероприятия правовой направленности и т.п.), направленная на формирование умений, навыков, необходимых для жизни в демократическом обществе и правовом государстве.
Слайд 9« Юные юристы»
«Правовая культура личности»
«Подросток и закон»
«Правовая культура школьника»
«Я в современном
мире»
Тематика кружковых занятий
МАОУ СОШ № 59 2017-2018 учебный год:
Слайд 10 Интерактивные методы - это методы, обеспечивающие личное участие, непосредственную
включенность детей в предлагаемую деятельность. При использовании интерактивных методик исследуются противоречивые вопросы, моделируются реальные ситуации, предлагаются проблемы для совместного решения. Таким образом, интерактивные методики позволят педагогу создать в группе атмосферу сотрудничества и созидания. Такая атмосфера в наибольшей степени соответствует цели воспитания правовой культуры, которая будет осознаваться целостно: не только через информацию, но и через чувства и действия. Наиболее популярными среди детей методами интерактивного обучения являются интерактивные лекции, диспуты, дискуссии, мозговой штурм и др.
Интерактивные методы обучения
Слайд 11Интерактивный урок по теме «Экстремизм в современном мире». Урок организован учителем
обществознания Фроловой С.И., совместно со студентами 1 курса юридического факультета ЧГУ г. Чебоксары. Студенты подготовили презентацию по данной теме, рассказали ученикам о проблемах проявления экстремизма в современном мире. Учащиеся узнали о государственных мерах РФ по борьбе с политическим и национальным экстремизмом. В результате пройденной темы ,учащиеся сделали вывод о необходимости толерантного отношения к окружающим.
Слайд 12 В сентября учащиеся 10 класса посетили Кооперативный институт
и прослушали лекцию по теме «Дисциплинарная, административно-правовая и уголовно-правовая ответственность несовершеннолетних». Были рассмотрены социально-правовые взаимосвязи между характерными чертами девиантного поведения подростков в быту, в школьной среде и общественных местах, а также закономерности ответственности и наказания за совершение правонарушений и преступлений. Лекцию читал - доцент кафедры уголовного права и судопроизводства, кандидат юридических наук И.З. Федоров.
Внеаудиторные мероприятия правовой направленности
Слайд 1321 сентября состоялась встреча учеников 11-х классов с представителем Сбербанка Дмитриевым
А.Г. На встрече, специалист по работе с клиентами сбербанка провел беседу с учениками, по теме финансовая грамотность. Дмитриев А.Г. рассказал о своей профессии и ответил на вопросы учеников по использованию сберегательных карт и безопасности личных данных. Ученики 11А и 11Б классов, совместно с учителем Фроловой С.И. поблагодарили специалиста за проведённое занятие и договорились о дальнейших встречах в целях повышения финансовой грамотности
Не менее значимым для формирования правовой грамотности являются встречи с представителями юридических профессий а также со специалистами различных направлений:
Слайд 14 Реализации поставленных целей и задач правового просвещения и воспитания способствует
такое направление деятельности как организация работы учащихся над учебно-исследовательскими проектами по правовой тематике. Для этого активно используются современные образовательные и воспитательные технологии. Одной из наиболее эффективных является технология проектного обучения. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся и педагогов. Несомненно, что проектная технология способствует созданию условий для ценностного переосмысления жизни, приобретения новых знаний и способов действия.
Слайд 15 Правовое образование направлено на создание условий для развития
гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Педагогический коллектив МАОУ СОШ № 59 г. Чебоксары планомерно решает эту задачу, предоставляет учащимся возможность личностного развития, познания собственных способностей и самоопределения в современном обществе