Слайд 1Государственный бюджет. Государственный долг.
Государственный бюджет
1.1 Доходы бюджета
1.2 Расходы бюджета
2) Бюджетная политика
2.1
Сбалансированный бюджет
2.2 Бюджетный дефицит
2.3 Профицит бюджета
3) Государственный долг
3.1 Причины возникновения внутреннего государственного долга
3.2 Внешний государственный долг
3.3 Гос. долг и состоянии экономики страны
3.4 Реструктуризация долга
Слайд 2Государственный бюджет
Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это
смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
Слайд 3Государственный бюджет
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами. В
нашей стране проект государственного (федерального) бюджета ежегодно обсуждается и принимается в виде закона Федеральным Собранием. По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.
Слайд 4Доходы бюджета
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и
безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Доходную часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Слайд 5Доходы бюджета
основные виды налоговых доходов:
налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
налоги на совокупный доход;
налоги на имущество;
платежи за пользование природными ресурсами;
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
Слайд 6Доходы бюджета
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
доходы
от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
доходы от реализации государственных запасов;
Слайд 7Доходы бюджета
доходы от продажи земли и нематериальных активов;
поступления
капитальных трансфертов из негосударственных источников;
административные платежи и сборы;
штрафные санкции, возмещение ущерба;
доходы от внешнеэкономической деятельности.
Слайд 8Расходы
Расходы - это затраты, которые возникают у государства в связи с
выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.
В России расходная часть государственного бюджета подразделяется на следующие группы:
- финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.);
Слайд 9Расходы
финансирование социально-культурного развития и науки;
Слайд 10Расходы
содержание правоохранительных органов, органов власти и управления;
Слайд 11Расходы
расходы на внешнеэкономическую деятельность;
Слайд 12Расходы
расходы на национальную оборону;
Слайд 13Расходы
создание резервных фондов;
расходы по обслуживанию государственного долга;
прочие расходы.
Слайд 15Бюджетная политика
Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и
расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:
Слайд 16Сбалансированный бюджет
1) расходы государственного бюджета равны доходам. В этом случае
государственный бюджет является сбалансированным. Это самое оптимальное состояние бюджета;
Слайд 17Бюджетный дефицит
2) расходы бюджета больше, чем доходы. В этом случае государственный
бюджет является дефицитным. Разность между доходами бюджета и его расходами называется бюджетным дефицитом;
Слайд 18Бюджетная политика
3) доходы бюджета больше, чем расходы. В этом варианте разность
между доходами и расходами называется профицитом бюджета.
Слайд 19Государственный долг
Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и
непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.
Помимо проблемы погашения государственного долга, существует необходимость его обслуживания.
Слайд 20Государственный долг
Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное
погашение основной суммы долга.
Внутренний государственный долг возникает как результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. В этом случае государство выступает должником по отношению к тем, кто приобретает его облигации.
Слайд 21
Причины возникновения внутреннего государственного долга
Причины возникновения внутреннего государственного долга
Получение государством кредитов
от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.
Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.
Слайд 22Внешний государственный долг
Внешний государственный долг является более серьезной проблемой, чем внутренний,
так как с его появлением возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.
Слайд 23Гос. долг и состоянии экономики страны
Сама по себе номинальная величина внешнего
долга еще ничего не говорит о состоянии экономики страны. Важны не абсолютные показатели долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:
величина долга на душу населения;
отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%);
отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);
расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);
отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.
Слайд 24Реструктуризация долга
Реструктуризация долга — процесс, при котором пересматриваются условия обслуживания долга
(процент, суммы, сроки начала возврата).
Реструктуризация производится тогда, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа.
Жизнь страны, обремененной внутренним и внешним долгами, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных ресурсов, т. е. эффективного управления госдолгом.