Слайд 1МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Учитель истории и
обществознания
высшей категории
Залетина Т.Г.
МБОУ “СШ № 39”
Норильск, 2015г.
Слайд 2«Ну, не верь, так хоть помысли».
Ф. Достоевский
Слайд 3Неполноценная социализация, ведущая к неспособности ребенка , а затем и взрослого
войти в социум, найти в нем место, одна из причин дестабилизации и разрушения последнего.
Слайд 4Формы уроков, виды деятельности, оказывающие большое влияние на становление личности
пресс –конференции
уроки
– аукционы
деловые игры
уроки – дискуссии
семинары
брейн – ринги
проблемный диалог
Слайд 5ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД
Проблемный метод – это совокупность действий, направленных
на отработку и усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, включающую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречия, способствующие успешной реализации целей исследовательского (учебного) процесса
Слайд 6ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Проблемный вопрос - это дидактическое средство, которое содержит
в себе реальное или кажущееся противоречие, вызывает затруднение при выработке на него ответа, не требует вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, отличается краткостью формулировки.
Слайд 7ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА
Проблемная задача - это дидактическое средство, которое
содержит в себе реальное или кажущееся противоречие, вызывает затруднение при выработке на него ответа, требует не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, заключает (в отличие от проблемного вопроса) дополнительную вводную информацию, а при необходимости и ориентиры поиска её решения
Слайд 8ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Проблемная ситуация - это создание обстановки, когда
у обучающегося возникает интеллектуально-психологическое состояние (затруднение), преодоление которого требует поиска новых знаний, подходов. В условиях проблемной ситуации у ученика возникает удивление («как же так, ведь должно быть по-другому»).
Слайд 9ТИПЫ ЗАДАЧ, НАПРАВЛЕННЫХ НА:
а) анализ теоретических положений, высказанных различными историческими личностями
по одному и тому же вопросу, но содержащих при их сведении противоречия;
б) анализ двух и более высказываний, точек зрения одного и того же лица на одну и ту же проблему, содержащих кажущееся или реальное противоречие;
в) анализ значительного, противоречивого, по сути, события;
Слайд 10г) оценку деятельности конкретной личности;
д) выработку (усвоение) методологических положений истории;
е) сопоставление
фактов и событий далёкого прошлого и современности;
ж) сравнение российских и зарубежных исторических аналогов.
ТИПЫ ЗАДАЧ, НАПРАВЛЕННЫХ НА:
Слайд 11ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАЧ
Слайд 12ТЕМЫ УРОКОВ
Истина и её критерии
Глобальные проблемы современности
Молодежь в современном обществе
Роль СМИ
в политической жизни
Выборы в демократическом обществе
Проблема общественного прогресса
Нации и межнациональные отношения
СССР в 1953-1964 г.г.
Перестройка и распад СССР
Слайд 13МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ
Решение проблемной задачи может осуществляться с помощью учебного фильма,
медиапособий, презентаций учащихся, приглашения на уроки публичных людей города и мн. др.
Слайд 15ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
Закон Всемирного тяготения
Планеты движутся вокруг Солнца
Солнце встаёт на
Востоке, а садится на Западе
Волга впадает в Каспийское море
Земля круглая
Люди смертны
Глаза – органы зрения
Существует вечный двигатель
Наполеон умер 5 мая 1821 года
Слайд 16ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
1. «Необходимо начать конструктивный диалог между культурами». Хантингтон Самюэль
2. «Мы все друзья… Мы все должны помогать друг другу. Иначе мы пропадём. Именно поэтому – мы друзья. Нобуо Кодзима» 3. «Мир должен быть добыт победой, а не соглашением». Марк Тулий Цицерон. 4. «Мы добьемся мира, даже если для этого нам придется воевать». Дуайт Эйзенхауэр.
Слайд 17ПУТИ РЕШЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ
Ключевое слово проблемы? Мир - согласие
Ключевое слово высказывания
Самюэля ? (Диалог)
Цицерона? (Победа)
Нобуо Кодзимы? (Помогать)
Эйзенхауэра? (Воевать)
Слайд 18РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Решаются личностно значимые для ученика проблемы
Учащиеся аргументируют свою позицию, точку зрения
Проблемная
технология способствует социализации личности
Реализуются научно-познавательная и обобщающая функции исторического исследования
Успешная сдача ЕГЭ по истории и обществознанию
Слайд 19ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитель должен научить своих учеников искать и находить в содержании предмета
те процессы, явления, события, которые позволят им понять, что учатся они для себя, что уроки могут быть не только интересны, но и полезны.
Желаю успеха!
Слайд 20Педагогический коллектив МБОУ «СШ №39» и дальше будет работать
над тем, чтобы наши выпускники сохраняли веру в собственные силы, чтобы желание учиться и подниматься к вершинам знаний осталось у них на всю жизнь!