Слайд 1
Общие представления об инновационном менеджменте
Учебные вопросы:
1 Задачи инновационного менеджмента.
2 Особенности инновационной
деятельности.
3. Функции и методы инновационного менеджмента
Слайд 2Инновационный менеджмент – подсистема общего управления организацией.
Под инновационным менеджментом (ИМ)
понимают совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, организационными структурами и их персоналом
Слайд 3ИМ обеспечивает
– концентрацию внимания всех исполнителей на деятельности в рамках
инновационного цикла;
– организацию взаимодействия между исполнителями отдельных этапов, для достижения общей стратегической цели;
– нахождение или организацию разработки интеллектуальных продуктов, необходимых для создания инноваций;
Слайд 4ИМ обеспечивает
– организацию контроля хода работ по всему инновационному циклу –
от разработки продукта до сбыта продукции;
– периодическую оценку результатов работы на отдельных этапах как необходимое условие для принятия решения о целесообразности продолжения или прекращения работ по отдельным проектам
Слайд 5Проблемы традиционного менеджмента конца ХХ в.
Управление процессами создания новых знаний
Первоначально создание новых научных знаний шло спонтанно, без видимого управления извне, что со временем стало неэффективным. Настоящий период показывает необходимость резкого смещения сферы науки в сторону потребителя. Требуется мониторинг потребительской сферы, проводимый под углом зрения управления созданием новых знаний
Слайд 6Проблемы традиционного менеджмента конца ХХ в.
Управление творческим потенциалом создателей нового знания
Начало 21 в. характеризует громадный объем накопленных знаний. Даже в узких тематических областях циркулируют колоссальные потоки информации. Отдельный специалист не в состоянии охватить всю массу имеющихся знаний. Эффективное решение многих практических проблем м.б. найдено только с помощью привлечения знаний и опыта из других областей
Слайд 7Проблемы традиционного менеджмента конца ХХ в.
Управление освоением новшеств
Новые решения, найденные в технике, экономике и др. отраслях деятельности, надлежит воплотить в практику.
Эта работа связана с неопределенностью получения положительных результатов, поэтому есть постоянная необходимость в развитии управления внедрением новшеств
Слайд 8Проблемы традиционного менеджмента конца ХХ в.
Управление социальными и психологическими аспектами нововведений
Любое нововведение представляет собой кризис. Для инновационного менеджмента кризис – предмет изучения, а безопасность жизнедеятельности в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях – цель деятельности
Слайд 9Особенности инновационной деятельности
1) содержание инновационных работ как отдельных работников, так
и всей организации постоянно меняется;
2) уникальность и неповторимость инновационных работ; неопределенность сроков получения результата и уровня затрат, множество путей и методов достижения одних и тех же целей;
Слайд 10Особенности инновационной деятельности
3) необходимость значительного количества специальной дорогостоящей аппаратуры, материалов;
4) неопределенность
результата и степень риска. Часто на отдельных этапах трудно предсказать, что будет получено в результате исследований. Вероятность получения положительных результатов в зависимости от вида и характера инновационных исследований колеблется от 5 до 95%.
Слайд 11Особенности инновационной деятельности
5) сложность проведения исследований требует высококвалифицированного персонала;
6) разработчиков инноваций
характеризует ярко выраженная индивидуальность, инициативность, а их отношение к дисциплине отличается от традиционно требуемого в организациях;
Слайд 12Особенности инновационной деятельности
7) большинство работ по созданию и внедрению инноваций носит
относительно кратковременный характер. Поэтому, организация должна располагать проектами правильно подобранной сложности, чтобы постоянно сохранять свой основной квалифицированный состав;
8) в творческих коллективах ярко проявляется признание профессиональной компетентности независимо от официального статуса работников
Слайд 13ИМ как система
Субъект управления в ИМ – менеджеры, консультанты, эксперты, которые
посредством различных приемов и способов управленческого воздействия организуют целенаправленное функционирование объекта управления.
ОУ в ИМ – инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов и покупателей)
Слайд 14функции СУ
прогнозирование,
планирование,
организация,
регулирование,
координация,
стимулирование,
контроль
Слайд 15функции ОУ
рисковое вложение капитала,
управление финансированием,
организация инновационного процесса,
продвижение инноваций на
рынке
Слайд 16методы ИМ
методы принуждения,
побуждения,
убеждения,
сетевые методы,
методы анализа,
методы прогнозирования
Слайд 17Методы принуждения
опираются на системы:
законодательных актов страны
и региона;
нормативно-директивных и методических документов фирмы и вышестоящей организации;
планов, программ, проектов, заданий;
оперативного руководства (власти)
Слайд 18Методы побуждения
- нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности Т
и У, инфраструктуры, качества жизни населения;
- основаны на оптимизации УР и мотивации персонала на его реализацию.
Основной метод побуждения – экономическое стимулирование персонала к достижению конечных целей системы управления
Слайд 19Методы убеждения
основаны на исследовании психологического портрета личности и мотивации ее потребностей.
Их структура и объем определяются характером, образованием, социальным положением и ценностями конкретной личности.
применяются к ОУ с высокой степенью свободы, что делает задачу более трудной: легче приказывать и экономически стимулировать, чем убеждать. Для убеждения необходимо знать психологические установки ОУ
Слайд 20Сетевое планирование
графоаналитический метод управления процессами создания (проектирования)
любых систем;
основной элемент – сетевой график – графическая модель всего комплекса работ, нацеленных на выполнение единого задания, отражены логическая взаимосвязь, последовательность работ и связи между ними
Слайд 21Методы анализа
Основаны на принципах:
- единства анализа и синтеза (разделение сложных явлений
на составные части для глубокого изучения их свойств и последующее рассмотрение их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости);
- выделения ведущего звена (ранжирование факторов), включающее постановку целей и установление способов их достижения;
- обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа;
- оперативности и своевременности;
- количественной определенности
Слайд 22Методы прогнозирования
совокупность приемов мышления, способов, позволяющих на
основе анализа информации о прогнозном объекте вынести относительно достоверное суждение о будущем развитии объекта.
От типа объекта зависит тип применяемого метода
Слайд 23Методы прогнозирования
фактографические (формализованные), базирующиеся на первичной
информации об объекте:
прогнозная экстраполяция, прогнозирование на основе регрессионных моделей,
прогнозирование сезонных колебаний,
прогнозирование на основе индикаторов и индексов,
по аналогии,
с применением сетевых моделей,
прогнозный граф и др.;
Слайд 24Методы прогнозирования
Экспертные – используют информацию от специалистов-экспертов, которые предварительно обобщают фактографическую
или иную информацию (индивидуальные интервью, метод комиссий, метод Дельфи, метод «мозговой атаки» и др.);