Презентация, доклад на тему Мастер-класс по написанию эссе

Содержание

«Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, душу и вкус». Жан –Луи Бюффон

Слайд 1

«ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

Степанова Т.В.
Учитель истории и обществознания МАОУ ЦО №13

им. Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова


«ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»Степанова Т.В. Учитель истории и обществознания МАОУ ЦО №13 им. Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова

Слайд 2 «Хорошо писать – это в то же

время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, душу и вкус». Жан –Луи Бюффон


«Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и

Слайд 3ОЧЕРК

СОЧИНЕНИЕ СВОБОДНОЙ КОМПОЗИЦИИ

ЖАНР ПРОЗЫ

ЭССЕ – ЭТО … .

ОЧЕРК СОЧИНЕНИЕ СВОБОДНОЙ КОМПОЗИЦИИЖАНР ПРОЗЫЭССЕ – ЭТО … .

Слайд 4Приём незаконченного предложения
Введение новых понятий(тезис, аргумент)
Обучение подбору аргументов
Обучение умению отстаивать собственную

позицию

8-9 классы:

Приём незаконченного предложенияВведение новых понятий(тезис, аргумент)Обучение подбору аргументовОбучение умению отстаивать собственную позицию 8-9 классы:

Слайд 51. Обучение  развернутому ответу с элементами аргументации с использованием  приема незаконченного

предложения»: «Я считаю (я думаю, я уверен), что..., так как (потому что, в связи с тем, что)….»

8-9 классы. Этапы работы:

1. Обучение  развернутому ответу с элементами аргументации с использованием  приема незаконченного предложения»: «Я считаю (я думаю, я

Слайд 6 2. Введение понятий
«тезис»,


«аргумент». 

8-9 классы. Этапы работы:

2. Введение понятий    «тезис»,    «аргумент». 8-9 классы. Этапы работы:

Слайд 7 3.Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения,

позиции с использованием  изученных обществоведческих понятий и терминов.

8-9 классы. Этапы работы:

3.Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции с использованием  изученных обществоведческих понятий

Слайд 8 «Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для

урегулирования своей жизни?»

понятия и теоретические обобщения:
«социальная среда»;
«воспитание»;
«преступление»;
«материальные потребности»;
«ценностные ориентации».

«Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?»   понятия

Слайд 9 4. Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения

учебных дискуссий



8-9 классы. Этапы работы:

4. Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий8-9 классы. Этапы работы:

Слайд 101.Введение понятия «эссе».
2.Определение его существенных характеристик.
3.Определение требований к содержанию эссе
4.Отработка написания.

10-11

классы: Этапы работы:
1.Введение понятия «эссе».2.Определение его существенных характеристик.3.Определение требований к содержанию эссе4.Отработка написания.10-11 классы: Этапы работы:

Слайд 11Особенности объема: Как правило, это небольшая работа
Индивидуальность работы: Субъективные, личные впечатления

и соображения на заданную тему
Особенности стиля: Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика
Особенности композиции: Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие;
Последовательность изложения: Как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений.

Особенности эссе как литературного жанра

Особенности объема: Как правило, это небольшая работаИндивидуальность работы: Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную темуОсобенности стиля:

Слайд 12Работа с черновиком

Работа с черновиком

Слайд 13Выбор цитаты для работы. Запишите её в графу 1 черновика.

«Создает человека природа, но
развивает и образует его общество».

В.Г.Белинский

Алгоритм написания эссе

Выбор цитаты для работы. Запишите её в графу 1 черновика.     «Создает человека природа,

Слайд 14 2. В графу 2 впишите сформулированную проблему высказывания. Выявление

проблемы осуществляется в процессе обобщения. Вам необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по себе высказывание авто­ра — это лишь один подход к решению той или иной обществоведческой проблемы. Здесь же укажите её актуальность в современных условиях.

Алгоритм написания эссе

2. В графу 2 впишите сформулированную проблему высказывания. Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Вам

Слайд 15 Проблема
биосоциальной сущности человека, механизм социализации
Алгоритм написания эссе

Проблема  биосоциальной сущности человека, механизм социализацииАлгоритм написания эссе

Слайд 16Алгоритм написания эссе

3. Запишите основную мысль автора в графу

3.
Не стоит повторять цитату дословно, главное — раскрыть смысл высказывания. Можно использовать следующие клише:
«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
«Автор обращает наше внимание на то, что...»
«Автор убеждён в том, что...»

Алгоритм написания эссе  3. Запишите основную мысль автора в графу 3.  Не стоит повторять цитату

Слайд 17 3. Смысл высказывания

Автор утверждает, что человек обладает

двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности.

Алгоритм написания эссе

3. Смысл высказывания  Автор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую

Слайд 18 4. Определите свою позицию в отношении высказывания автора. Здесь

можно согласиться с автором полностью или частично, опровергнув определённую часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение.

Сформулированное собственное мнение по проблеме запишите в графу 4 черновика.

Алгоритм написания эссе

4. Определите свою позицию в отношении высказывания автора. Здесь можно согласиться с автором полностью или

Слайд 19 Подберите теоретические аргументы к собственной позиции по данной проблеме.

В графу 5 черновика выпишите понятия, противоречия, тезисы, обобщения.

При этом следует помнить, что они должны раскрывать и подтверждать высказанную позицию.

Помните, что наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл.

Алгоритм написания эссе

Подберите теоретические аргументы к собственной позиции по данной проблеме.   В графу 5 черновика

Слайд 20Теоретическая аргументация
Человек – живой организм
Биологические потребности, биологически наследуемые черты
Понятие социализации, ее

этапы, механизмы, направления
Агенты социализации
Роль социального контроля в формировании личности

Алгоритм написания эссе

Теоретическая аргументацияЧеловек – живой организмБиологические потребности, биологически наследуемые чертыПонятие социализации, ее этапы, механизмы, направленияАгенты социализацииРоль социального контроля

Слайд 21 6. Подтвердите доказываемую мысль фактами и примерами, почерпнутыми

из различных источников. Можно использовать сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Необходимо привести не менее двух примеров из различных источников.

Фактические аргументы должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте на вопросы:

Подтверждают ли они моё мнение?
Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
Не противоречат ли они высказанному мною тезису?
Убедительны ли они?

Алгоритм написания эссе

6. Подтвердите доказываемую мысль фактами и примерами, почерпнутыми из различных источников. Можно использовать сообщения

Слайд 22 Фактическая аргументация
1. Длительное отсутствие сна у человека

разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю.

2. Социальная изоляция в первые месяцы и годы жизни может привести к тяжелой эмоциональной неустойчивости и умственной отсталости, к т.н. «синдрому Маугли». Он обычно развивается у детей, брошенных родителями. У ребенка не вырабатывается практика речи, прямохождения, общения и других необходимых человеку навыков.

Алгоритм написания эссе

Фактическая аргументация  1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности,

Слайд 23 Сформулируйте вывод.

Для формулирования проблемного

вывода могут быть использованы фразы-клише:
«Таким образом, можно сделать вывод...»
«Подводя черту, хотелось бы отметить, что...»

Вывод записывается в черновике в графу 7

Алгоритм написания эссе

Сформулируйте вывод.   Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише: «Таким образом,

Слайд 24 7. Вывод

Человеческий ребенок может стать человеком

в полном смысле этого слова только в обществе

Алгоритм написания эссе

7. Вывод  Человеческий ребенок может стать человеком в полном смысле этого слова только

Слайд 25 Оформите полученный материал в виде мини-сочинения:
Составьте текст, используя

слова-связки, обращая внимание на грамотное написание обществоведческих терминов.
Текст мини-сочинения разбейте на абзацы, каждый из которых должен выражать отдельную мысль. При этом соблюдайте принцип красной строки.

Алгоритм написания эссе

Оформите полученный материал в виде мини-сочинения: Составьте текст, используя слова-связки, обращая внимание на грамотное написание

Слайд 26Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

Не худшая все -

таки участь:

Мне кажется, я их чему-то учу,

А это они меня учат.
А. Дольский
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –Не худшая все - таки участь: Мне кажется, я их

Слайд 27Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть