Слайд 2Структура эссе
1. Цитата.
2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
3. Смысл высказывания.
4. Собственная
точка зрения.
5. Аргументация на теоретическом уровне.
6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
7. Вывод.
Слайд 31. Выбор высказывания
Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что
- владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
- чётко понимаете смысл высказывания;
- можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
- знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
- сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.
Слайд 42. Определение проблемы высказывания
Для более чёткой формулировки проблемы предлагается список возможных
формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто:
Слайд 5Социальная психология
• Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.
• Внутриличностный конфликт
– конфликт социальных ролей одного человека.
• Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.
• Психологический климат коллектива.
• Человек среди людей.
• Сущностные характеристики малой группы.
• Роли, нормы и статус личности.
• Социальное взаимодействие.
• Значение коммуникационного процесса.
• Сущность социального конфликта.
• Взаимоотношения личности и коллектива.
• Источники социального прогресса. Социальное развитие.
• Семейные взаимоотношения.
• Конфликт «отцов и детей».
• Сущность толпы и стадный инстинкт.
• Социально-психологический портрет лидера.
• Семейные взаимоотношения.
Слайд 6Экономика
• Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.
Факторы производства
и их значение в экономике.
• Труд как вид деятельности и экономический ресурс.
Сущность и функции денег в экономике.
• Эффективность использования ресурсов.
• Значение общественного разделения труда.
Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.
• Роль торговли в развитии общества.
• Стимулы и эффективность производства.
• Справедливость в распределении социальных благ.
• Сущность рыночных отношений.
• Роль государства в регулировании экономики.
Слайд 7Философия
• Соотношение материи и сознания.
• Особенности психики человека. Соотношение сознательного и
бессознательного.
• • Взаимодействие природы и общества.
• Экологическая проблема и пути ее решения.
• Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.
• Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.
• Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.
• Духовная жизнь общества.
• Общественное сознание, его структура и формы.
• Наука как форма общественного сознания.
• Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.
• Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.
• Роль народных масс и личности в истории.
• Глобализация общественной жизни.
Слайд 8После формулировки проблемы необходимо указать
актуальность проблемы
в современных условиях.
Для
этого можно использовать
фразы-клише:
Слайд 9 Данная проблема является актуальной в условиях...
...глобализации общественных отношений;
...формирования
единого информационного, образовательного, экономического пространства;
...обострения глобальных проблем современности;
...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
...современной рыночной экономики;
...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
...жесткой дифференциации общества;
...формирования правового государства;
...преодоления духовного, нравственного кризиса;
...диалога культур;
...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
Слайд 10К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе.
Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).
Слайд 114. Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не
стоит повторять дословно высказывание.
В этом случае можно использовать следующие клише:
«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
«Автор обращает наше внимание на то, что...»
«Автор убеждён в том, что...»
Слайд 125. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно согласиться с автором полностью,
можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение.
При этом можно воспользоваться фразами-клише:
• «Я согласен с автором в том, что... »
• «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
• «Автор был прав, утверждая, что...»
• «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
• «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
• «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться»
• «А не задумывались ли вы над тем, что...?»
Слайд 136. Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме.
Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.
Слайд 147. Вывод
Наконец, нужно сформулировать вывод.
Вывод не должен дословно совпадать с
суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы
фразы-клише:
• «Таким образом, можно сделать вывод...»
• «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
Слайд 15Эссе —
небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст,
используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.
Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.
Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы.