Слайд 1ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИИ
Слайд 2Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики (XII-XV
вв.). В Великом Новгороде сформировались выборные институты. Территориально Новгород был разделен на пять самостоятельных районов (концов). В каждом районе имелось территориальное собрание -вече, где принимались
решения по различным повседневным вопросам. Избирались должностные лица – староста и его помощники.
Слайд 3На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни.
Все решения принимались посредством
выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться "за" или "против" предложений, сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также правом выбора (призвания) князя. Выборными были и главные должностные лица Новгорода – посадник, тысяцкий, архиепископ. Сложились демократические традиции: альтернативность выборов, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев
Слайд 4
С образованием централизованного государства необходимость в существовании веча отпала. Централизованной монархии
вече как государственный орган был не нужен. Но нужен был другой институт на смену и взамен ему: сословно-представительный орган, который бы поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Выборы и избирательные процедуры в Русском государстве в XVI –XVII вв. получают юридическое оформление и связано это было в первую очередь с формированием единого Московского государства.
Слайд 5
В 1497 г. принимается общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов
были расширены. В первой половине XVI в реформируется система местного управления, учреждаются новые органы самоуправления – губные и земские избы, которые были выборными органами; определенная процедура выборов.
Слайд 6
Особое место среди органов государственной власти в XVI – XVII вв.
занимают Земские соборы, являвшиеся сословно-представительным органом. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д., но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости. Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. – избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. – Василий Шуйский, 1613 г. – Михаил Романов.
Слайд 7
На соборах рассматривались вопросы, как общегосударственного значения, так и связанные с
отдельными отраслями управления: судебные, церковные, военные. Голосование во время работы Земских соборов проходило устно, открыто, по сословиям; решение принималось на основе «единогласия». Земские соборы просуществовали менее 150 лет: первый был создан Иваном Грозным в 1549, последний – в 1683-1684гг. в правление царевны Софьи. Представительство сословных групп на соборах последовательно расширялось. Если Иван Грозный выступал перед представителями высшей администрации (боярами, дворецкими, воеводами, княжатами), то в 1653г на соборе присутствовало гораздо больше «чинов». Здесь присутствовало купечество, простые горожане. В случае необходимости в работе собора принимали участие представители белого и черного духовенства.
Слайд 8
На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей сменились процедурой
утверждения законного наследника на престоле, что означало перерастание сословно-представительной монархии в абсолютистскую. Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования российских общегосударственных представительных институтов, которые появятся вновь уже в XX веке. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия.
Слайд 9
Выборы в Государственную думу проводились на основе неравного представительства сословий и
в несколько этапов. Выделяют четыре группы избирателей. От каждой избирались выборщики. При этом выборщик представлял 2 тысячи землевладельцев, 4 тысячи горожан, или 30 тысяч крестьян, или 90 тысяч рабочих. Право голоса не получили женщины, военнослужащие, кочевые народы. Полномочия Думы были ограничены.
Свержение самодержавия и приход к власти большевиков положили конец формированию в России парламентаризма. Советская демократия была весьма своеобразным политическим явлением. Так, например, выборы сохранялись, но на них некого было выбирать. За 48 лет существования Верховного Совета СССР ни один из его 1500 членов ни разу не выступил против принятия законов и декретов, составляемых ЦК КПСС.
Слайд 1012 декабря 1993г. был проведен референдум. 58% участвовавших в нем одобрили
президентский проект Конституции. Одним из положений стало образование нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания (верхняя палата Совет Федерации, нижняя Государственная дума). Выборы Президента России проводились в 1991, 1996, 2000, 2004, 2008 годах. Решение о введении поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием сроком на 5 лет, было принято на референдуме 17 марта 1991года.
Слайд 11
Положение о прямых выборах Президента сохранилось и в Конституции Российской Федерации
1993 года, однако срок его полномочий сокращен до четырех лет. На данный момент срок полномочий президента увеличен до 6 лет.
Очередные выборы Президента России состоятся в 2018 году.