Слайд 3ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА.
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ- КОМПЛЕКС СУЩЕСТВУЮЩИХ В ОБЩЕСТВЕ
СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ, САНКЦИЙ, ОБРАЗЦЕВ ПОВЕДЕНИЯ, ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ, РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ.
ВЫПОЛНЕНИЕ СЕМЬЕЙ ФУНКЦИЙ , ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ДЛЯ ВСЕГО ОБЩЕСТВА И ВОЗДЕЙСТВИЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА НА СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Слайд 4Семья в социологии
это выполнение семьей функций, жизненно важных для всего общества
Воздействие
со стороны общества и государства на семейные отношения
Слайд 7СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ОСНОВОЙ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЮБОГО СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ЯВЛЯЕТСЯ
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ И НОРМ, КОТОРУЮ ОБЩЕСТВО СОЗДАЕТ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ.
СЕМЕЙНЫЕ НОРМЫ И РОЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ- ОДН ИЗ ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ- ОТЕЦ, МАТЬ, СЫН И ТД.
ИСПОЛНЕНИЕ РОЛИ ЗАВИСИТ ОТ ПРАВИЛЬНОГО ФЛРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОГО ОБРАЗА. КАКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖДУТ ОТ ТЕБЯ. ВАЖНА ГИБКОСТЬ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
НОРМЫ СЕМЕНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПИСЫВАЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И НЕСОБЛЮДЕНИЕ ИХ ПРИВОДИТ К НАКАЗАНИЮ.
Слайд 8Семья как социальный институт
Основой любого социального института является система социальных ролей
и норм, которую общество создает для удовлетворения социальной потребности
Семейные роли – супружеские, родительские, детские, межпоколенные, внутрипоколенные
Слайд 9= Исполнение ролей зависит от правильного формирования ролевого образа
= Важна гибкость
ролевого поведения – способность без особых затруднений выходить из одной роли и включаться в новую
Слайд 10Формальные и неформальные санкции
Нормы семейного поведения возникли еще в первобытном обществе
Сегодня
часть норм носят юридический характер, другие относятся к традициям и обычаям
Слайд 11Семейные роли и нормы
Ориентированы на удовлетворение важных социальных потребностей
С удовлетворением этих
потребностей связаны функции семьи: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, эмоционально-психологическая, воспитательная, социально-статусная, сексуальная
Слайд 13Функции семьи
Часть функций направлены на удовлетворение потребностей общества часть на потребности
семьи как малой группы
Функции носят исторический характер
Общество всегда нуждается в механизме воспроизводства новых поколений и социализации потомства
Слайд 14ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ.
ИНСТИТУТ СЕМЬИ ВО ВСЕХ ОБШЕСТВАХ ИМЕЛ И ИМЕЕТ ЯРКО
ВЫРАЖЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЕ СЕМЬИ РЕГУЛИРОВАЛОСЬ ПЛЕМЕННЫМИ И РОДОВЫМИ ОБЫЧАЯМИ, РЕЛИГИОЗНЫМИ И НРАВСТВЕННЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ
С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ГОСУДАРСТВА РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ПРИОБРЕЛО ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕР: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И САНКЦИИ
НАРЯДУ С ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ
НАЧАЛИ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ГОСОРГАНЫ.
ПРИМЕР: ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАЧНОГО СОЮЗА.
Слайд 16СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БРАКА.
БРАК ЭТО ОДОБРЕННЫЕ ОБЩЕСТВОМ ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ
КОТОРЫХ СОЗДАЕТСЯ СЕМЬЯ.
БРАК – СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМЫЕ СЕКУСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ
БРАК – ЭТО ИСТОРИЧЕСКИ МЕНЯЮЩАЯСЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФОРМА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОЙ ОБЩЕСТВО УПОРЯДЫЧИВАЕТ И САНКЦИОНИРУЕТ ИХ ПОЛОВУЮ ЖИЗНЬ И УСТВНАВЛИВАЕТ ИХ С УПРУЖЕСКИЕ И РОДСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ НАИБОЛЕЕ ШИРОКОЕ?
Слайд 17СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БРАКА.
ФОРМЫ БРАКА
МОНОГАМНЫЙ БРАК- МОНОГАМНАЯ СЕМЬЯ- СУЩЕСТВОВАНИЯ БРАЧНОЙ ПАРЫ
ПОЛИГАМНЫЙ БРАК-
НЕСКОЛЬКО ЖЕН И МУЖЕЙ ОДНОВРЕМЕННО.
ГРУППОВОЙ БРАК,
ПОЛИАНДРИЯ,
ПОЛИГИНИЯ
Слайд 20ВЗГЛЯДЫ НА БРАК
БРАК
В ДРЕВНОСТИ БРАК СРЕДСТВО ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА И
МЕХАНИЗМ ПРЕДАЧИ СОБСТВЕННОСТИ.
БРАК ЭВОЛЮЦИОНИТУЕТ ВМЕСТЕ С ОБЩЕСТВОМ:
-ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАЗВОДОВ;
- ОТ ДОМИНИРОВАНИЯ МУЖЧИН К РАВНОПРАВИЮ
Слайд 21ИТОГИ
ЕЩЕ ОДНО ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРАКА- БРАК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО МУЖЧИНЫ
И ЖЕНЩИНЫ, РЕГУЛИРУЕМОЕ ЗАКОНАМИ И ПРАВИЛАМИ ОБЩЕСТВА В КОНКРЕТНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ ВМЕСТЕ ПООЩРЯЕТСЯ ЗАКОНОМ. В БОЛЬШИНСТВЕ ТРЕБУЕТСЯ ОФОРМЛЕНИЕ- РЕГИСТРАЦИЯ БРАКА. В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИДАЕТСЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ОБРЯДУ.
В РОССИИ ЗАКОННЫЙ БРАК ТОЛЬКО В ЗАГСах, ДО 1944 ГОДА К НЕМУ ПРИРАВНИВАЛСЯ ФАКТИЧЕСКИЙ
ТОЛЬКО ЗАРЕГИСТРИ РОВАННЫЙ БРАК ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРАВА СУПРУГОВ
Слайд 22Итак, брак
Эволюционирующее социальное партнерство мужчины и женщины, регулируемое законами и правилами
общества в конкретных исторических условиях
Слайд 24ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОБСУЖДАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОДНОПОЛЫХ БРАКАХ
ВАША ТОЧКА
ЗРЕНИЯ?
ИНФОРМАЦИЯ НА СТР. 106
СЕМЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НЕ ИСЧЕЗАЕТ И ЕЁ СТАБИЛЬНОСТЬ СВЯЗЫВАЮТ С НАЛИЧИЕМ В НЕЙ УСТОЙЧИВОЙ СИСТЕМОЙ ЦЕННОСТЕЙ И МЕХАНИЗМОВ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЫ В РАМКАХ СЕМЬИ: ОТ РОДИТЕЛЕЙ - ДЕТЯМ
Слайд 25Традиционные
семейные ценности
интегрирующие
дифференцирующие
В последнее время социологи в РФ фиксируют нетипичную ситуацию:
в связи с резкими изменениями в жизни населения родители вынуждены обращаться за помощью к своим детям по жизненным вопросам и через детей корректируют свое представление о современных ценностях общества
Слайд 26ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
ЦЕННОСТИ ИНТЕГРИРУЮЩИЕ И ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ
СУПРУЖЕСКИЕ ЦЕННОСТИ,
ЦЕННОСТИ СВЯЗАННЫЕ С ДЕМОКРАТИЗАЦИЕЙ ОТНОШЕНИЙ
В СЕМЬЕ,
ЦЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСТВА , ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ,
РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ,
ЦЕННОСТИ САМОРАЗВИТИЯ,
ЦЕННОСТИ ВНЕСЕМЕЙНЫХ КОММУНИКАЦИЙ,
ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ.
Слайд 27ВЗГЛЯДЫ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ ПРОБЛМУ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В РОССИИ
МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ РАЗДЕЛЯЕТ
ВЗГЛЯДЫ ОТЦОВ
ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ , ВОСПИТЫВАЕМЫЕ РОДИТЕЛЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С КАЧЕСТВАМИ ПРИЗНАННЫМИ МОЛОДЕЖЬЮ СОВПАДАЕТ ПО ПЕРВЫМ ПЯТИ ПОЗИЦИЯМ: ТРУДОЛЮБИЕ, ХОРОШИЕ МАНЕРЫ,ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,
ПОРЯДОЧНОСТЬ И ТЕРПИМОСТЬ
РАСХОЖДЕНИЯ В ВОПРОСАХ СЕКСА, В ОЦЕНКАХ МОРАЛИ, ЛИЧНОСТИ. БОЛЕЕ ЗНАЧИМЫ: НЕЗАВИСИМОСТЬ, НАСТОЙЧИВОСТЬ. РОДИТЕЛИ ОБРАЩАЮТСЯ ЗА СОВЕТАМИ К СВОИМ ДЕТЯМ.
Слайд 28ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
СЕМЬЯ ПЕРЕЖИВАЕТ КАЧЕСТВЕННЫЕ
ИЗМЕНЕНИЯ В СВЯЗИ
С УРБАНИЗАЦИЕЙ, ГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ
ХАРАКТЕРНА НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ
СМЕНА РОЛИ ЖЕНЩИН
ЕДИНСТВО СЕМЬИ МЕНЬШЕ ЗАВИСИТ ОТ НОРМ И ОБЫЧАЕВ А БОЛЬШЕ ОТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПРОИСХОДИТ РАЗДЕЛЕНИЕ СЕМЬИ И БРАКА. РАСТЕТ КОЛИЧЕСТВО «СВОБОДНЫХ» БРАКОВ
СНИЖЕНИЕ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ СЕМЬИ
Слайд 29Тенденции развития семьи в современном мире
для РФ, Европы, США характерна
нуклеарная
семья (муж, жена, дети,один или два родителя супругов)
Единство семьи все меньше зависит от законов. Обычаев, общественного мнения, а все больше от межличностных отношений, взаимной привязанности
Идет разделение семьи и брака
Слайд 30Тенденции развития семьи в современном мире
Предпочтение отдается альтернативным формам брачной и
семейной жизни
Усиливается рост девиантного поведения в семье
Слайд 31Ключевые изменения
Изменение положения женщин (отход от патриархальной семьи)
Развитие семьи партнерского типа
Разрушение
системы многопоколенной семьи и создание нуклеарной
Разделение институтов брака и семьи
Малое уделение внимания духовному развитию
Ухудшение здоровья
Увеличение количества разводов
Слайд 32АНАЛИЗ ОТМЕЧЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ЯВЛЕНИЙ
УЧЕНЫЕ РАЗДЕЛИЛИСЬ НА ДВЕГРУППЫ
АНАЛИЗИРУЯ ФАКТЫ.
ПЕРВАЯ ГРУППА
УЧЕНЫХ СЧИТАЮТ ТЕНДЕНЦИИ ПРОГРЕССИВНЫМ ПРОЦЕССОМ МОДЕРНИЗАЦИИ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДРУГОЙ ГРУППЫ РАССМАТРИВАЮТ ЭТО КАК СИСТЕМНЫМ КРИЗИСОМ СЕМЬИ- ПРОБЛЕМОЙ СОВРЕМЕННОСТИ.
Слайд 33Тенденции развития семьи в современном мире
В РФ ситуация катастрофическая:
Распадается каждый второй
брак, 70% разводов молодые семьи
Каждый третий ребенок рождается вне брака
Десятки тысяч родителей ежегодно лишается родительских прав
Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье, т.к. большинство молодых мужчин умирают до 30-35 лет
Увеличивается число социальных сирот, т.е. имеющих живых родителей
Слайд 34СИТУАЦИЯ В РОССИИ
СИТУАЦИЯ В РОССИИ ПО МНЕНИЮ НЕКОТОРЫХ УЧЕНЫХ
КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ.
РАСПАДАЕТСЯ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ
БРАК. 70% РАЗВОДОВ. КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ РЕБЕНОК ВНЕ БРАКА.
МЛАДЕНЧЕСКАЯ И ДЕТСКАЯ СМЕРТНОСТЬ
ПРОБЛЕМА НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ-
КАЖДЫЙ СЕДЬМОЙ РЕБЕНОК.
-ПРИЧИНА- РОСТ БЕДНОСТИ
Слайд 35ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ
ПРАВОВЫЕ МЕРЫ- ДОП. ОТПУСКА, ПОСОБИЯ ИТД.
ПОДДЕРЖКА
МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ , НО ПРОБЛЕМА
В НЕДОСТАТОЧНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Слайд 38ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: СЕМЬЯ И БРАК КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
ТЕРМИНЫ:СЕМЕЙНАЯ
РОЛЬ, НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ.
Слайд 39ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНИК ДЛЯ 11 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ /(
Л.Н. БОГОЛЮБОВ, А.Ю ЛАЗЕБНИКОВА, А.Т. КИНКУЛЬКИН И ДР.); ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л. Н. БОГОЛЮБОВА (И ДР.).- М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008.
2. ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД. - KAGAYA. http:/www hoshiuavi. com/
Слайд 40ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ.
1.РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ. С 112-113.
2.ВОПРОСЫ ИЗАДАНИЯ
Слайд 41ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНИК ДЛЯ 11 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ /(
Л.Н. БОГОЛЮБОВ, А.Ю ЛАЗЕБНИКОВА, А.Т. КИНКУЛЬКИН И ДР.); ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л. Н. БОГОЛЮБОВА (И ДР.).- М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008.
2. ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД. - KAGAYA. http:/www hoshiuavi. com/