Слайд 1Формирование мировоззрения учащихся на уроках обществознания
«Что для человека составляет ценность, это
и определяет его сущность»
И. Кант
Слайд 2Под мировоззрением понимаем
Самые обобщенные представления о мироздании, природе, обществе, человеке, выраженное
в понятиях и образах, отражающие целостное восприятие мира и отношение к нему, реализующееся в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мировоззрение всегда бывает эмоционально окрашенным, в нем выражается мироощущение людей.
Слайд 3Концепция социально – гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе
дальнейшее развитие обществоведческого
материала;
модернизация обществоведческого образования;
разъяснение задач развитие общества на ближайшее десятилетие и путей их решения;
перенос центра тяжести с инерционного на инновационное развитие;
разработка педагогических технологий – развитие познавательных возможностей учащихся, выявление их творческого потенциала.
Слайд 4Цели обществоведческого образования состоят в том, чтобы средствами учебного предмета содействовать:
развитию
личности на важных этапах ее социального взросления;
воспитанию патриотизма, гражданственности, социальной ответственности;
формирование у учащихся целостной картины мира и человека в нем;
умению получать и критически осмысливать социальную информацию;
Слайд 5формированию опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции
в жизни;
формирование ключевых социальных компетенций в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;
выполнение социальных ролей;
развитию способности брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений.
Слайд 6Мировоззрение всегда исторично
оно тесно связано с переживаемыми обществом стадиями его развития,
совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество, различные социальные группы, классы.
В мировоззрении могут проявляться
догматизм скептицизм разумный критицизм
Слайд 7В основе мировоззрения лежит миропонимание
Оно представляет собой совокупность определенных знаний, имеющих
важное значение для целостного восприятия действительности.
В него входит вся система ценностей, управляющих поведением человека, и ее обоснование
Слайд 8С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся
над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основной нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого диалога? Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности?
Слайд 9Миропонимание
Ценности
В узком смысле
В широком смысле
идеал
предмет
значимость
норма
Положительная и отрицательная
значимость какого-либо объекта(природный или культурный предмет, явление, поступок) для субъекта
Слайд 10Классификация ценностей
Высшие ценности.
Ценности – цели
Положительные и отрицательные
Материальные и духовные
Все ценности
находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный мир человека – пирамиду ценностей
Задание:
– Постройте свою собственную пирамиду ценностей и объясните свой выбор.
– Как вы думаете, могут ли люди жить без ценностей? Своё мнение аргументируйте.
Слайд 11 Ценности – это незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека. Без них человек
существовать не сможет. Другое дело, что для кого-то золотой телец является главным ориентиром, а для кого-то высшей ценностью является дружба.
И все же есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты.
Вечные ценности
Вера
Надежда
Истина
Свобода
Любовь
Добро
Благородство
Достоинство
Красота
Совесть
Как вы думаете, какую роль эти ценности играют в жизни человека?
Слайд 12Следовательно, любая ценность носит социальный характер. Под социальной ценностью понимается компонент
общественной жизни, наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.
– Приведите примеры воздействия социальных ценностей на сознание и поведение людей.
Слайд 13Мировоззрение включает в себя также мировосприятие
Оно существует в определенных образах, отражающих
реальность, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии и придающих наглядность тем общим мировоззренческим установкам, которые мы вырабатываем. Идеалы людей часто выражаются через образы родителей, знакомых, литературных героев.
Слайд 14Мировоззрение всегда связано с убеждением
У каждого человека мировоззренческие взгляды складываются в
результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Они становятся фундаментом его духовной культуры, определяя его жизненные позиции, его совесть. Они становятся сущностью его «Я».
Мировоззрение могут иметь
– отдельная личность
– социальная группа
– определенное общество
– все человечество в ту или иную эпоху (мировоззрение эпохи)
Слайд 15– взаимодействие с курсами;
новейшей истории зарубежных стран;
географии;
– формирование умения
самостоятельно работать с разнородной социальной информацией, находить нужные сведения;
– умение определять ценность источника, достоверность информации;
– негативные изменения в сознании и поведении подростков, возникают новые виды отклоняющегося поведения, представления о морали и праве «размыты»;
– усиление воспитательного потенциала школьного обществознания;
– развитие способности применять полученные знания в проблемных ситуациях;
Слайд 16Уроки изучения нового не заполняли весь ресурс времени, оставляя пространство, необходимое
для разнообразной учебной деятельности
Не менее 30% учебного времени в основной школе и 50% – в старших классах должно быть предназначено для интерактивных методов преподавания
Слайд 17Новые технологии
1. Методические приемы
построение структурно-логических схем;
многоуровневое межпредметное сравнение фактов, событий и
явлений;
системно-функциональный анализ объекта;
локальный и целостный анализ текста.
Слайд 18Умения
синтезировать и устанавливать внутренние и внешние связи;
обобщать материал;
применять в качестве
способа деятельности.
Слайд 192. Опорные таблицы для организации деятельности
Ученик сознательно оценивает
что он изучает (предмет
исследования, когнитивный компонент);
что он ищет (истина, пути, ведущие к ней);
о чем он думает (относительно содержания и способов деятельности);
с кем сотрудничает (сам с собой, с учащимися в группе, с учителем);
что он делает (конкретные виды деятельности);
что он осознает в отношении своего «Я» (рефлексия).
Слайд 203. Кейс – технологии
метод ситуативного анализа(метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные
задачи и упражнения; кейс-стадии);
метод инцидента;
метод ситуативно-ролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод дискуссии;
видео кейс;
иллюстративный кейс.
Слайд 214. Технологии ТРИЗ
Формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний,
а на умение –
видеть;
ставить проблемные задачи;
решать;
Методы “мозгового штурма”
синектика;
фокальных объектов.
Слайд 225. Модели формирования понятий
Учитель проводит содержательный анализ системы понятий и выделяет
место изучаемого понятия и его взаимосвязи с другими понятиями.
Учитель вводит определение понятия, набор примеров и контрпримеров.
Учитель включает учеников в самостоятельный подбор примеров, подходящих для этого понятия.
Учитель предлагает детям новые примеры, соответствующие уже достигнутому пониманию этого понятия
Слайд 236. Модель индуктивного мышления (по Х. Табе)
Слайд 247. Развитие рационального, критического мышления
Учащиеся пришли к пониманию, осознанию в самих
себе проявлений естественной склонности считать своё мнение и ценностные ориентации значимыми и правильными
Слайд 258. Р. Пол (США) разграничил критическое мышление в
«слабом» – анализ, развенчать
чужую точку зрения;
«сильном» смысле – не сосредоточен на собственной точке зрения, а испытание своих идей из выдвинутых возражений.
Слайд 269. Развитие компетентностного подхода
Основные компоненты компетентностного подхода к образованию
Слайд 29Этапы социологического исследования
Актуализация темы.
Работа с литературой по теме.
Формирование исследовательских групп:
лидер – организатор
ученик – опрос, интервью
ученик – аналитическая работа
Проведение исследования.
Итог (семинар, конференция…)
Слайд 30Проблемы, требующие решения:
во многих школах обществоведение с 8 класса;
не всегда обеспечивается
преемственность основной и полной средней школы;
не уделяется достаточного внимания изучению правовых знаний;
в учебной и методической литературе устаревшие сведения;
не в полной мере используются эффективные методические средства (анализ жизненных ситуаций, решение учебно-познавательных и практических задач);
недооценивается познавательный потенциал предмета.
Слайд 31Мини – практикумы
Я хороший, а ты…
Отрази своё состояние душевное через
эмблему-образ
Я – сосуд, кораблик…
Недописанный тезис:
Хорошая жизнь – это …
Быть человеком – это…
Самое главное в жизни…
Наивысшая ценность для человека…