Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ
ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК
КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Слайд 2ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
И ГОСУДАРСТВО
Государство –
-население (народ)
- территория
- власть
Гражданское общество
(начиная с работ
И.Канта) - общество свободных и
автономных субъектов – личностей и
организуемых ими сообществ,
осуществляющих свою деятельность во
имя каждого человека и во имя рода в
целом
Слайд 3ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Цель гражданского общества
- создание возможностей и условий для
становления
человека как свободной личности
и всего общества
Быть гражданином – быть свободным
человеком, осуществляющим свою
деятельность на основе свободного выбора
и самоопределения, признавая и уважая
интересы и право другой личности, в границах
конвенциональных правил, устанавливаемых
как баланс интересов групп общества.
Слайд 4ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
Целостное отношение человека к
социальному и природному миру,
объединяющее общечеловеческую и
национальную культуру,
способность
устанавливать баланс индивидуальных и общественных интересов
Свобода выбора, сознательность и
ответственность, активная жизненная
позиция, самоактуализация, творческая направленность, самотождественность
(стремление быть в согласии с самим
собой)
Слайд 5КРИЗИС ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ «ДИФФУЗИЯ»
ИДЕНТИЧНОСТИ – ПРИЧИНЫ: ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ,
СОЦИАЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
Формирование новых
государств на постсоветском пространстве
Активизация идентификационных процессов и рост
национального самосознания народов и этнических групп России
Миграционные процессы
Пересмотр истории
Поляризация общества по уровню благосостояния
Утрата обществом ценностного единства
Недостаточный уровень активности детских,
подростковых и молодежных общественных организаций
Слайд 6КРИЗИС ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
«ДИФФУЗИЯ» ИДЕНТИЧНОСТИ – СЛЕДСТВИЯ
Кризис идентичности личности
(негативная идентичность, диффузия
идентичности)
Девиантное и делинквентное поведение
Низкий уровень социальной активности
Ксенофобия, национализм, шовинизм,
мигрантофобия, межэтническая напряженность
Слайд 7ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
состоит в формировании
гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Слайд 8ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ -
формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе
идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.
Слайд 9МОДЕЛЬ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Социальная идентичность – осознание и переживание личностью сопричастности
к определенному сообществу
Гражданская идентичность и этническая идентичность – виды социальной идентичности.
Системность формирования общечеловеческой, гражданской и этнической идентичности
Слайд 10СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
Когнитивная – знание о принадлежности к данной социальной
общности
Ценностная – позитивное или негативное отношение к принадлежности
Эмоциональная – принятие или непринятие своей принадлежности
Поведенческая – гражданская активность
Слайд 11САМОКОНСТРУИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ
Самоконструирование как единство 2 тенденций:
1. дифференциации и обособления от
«других», не входящих в гражданское
сообщество, установление границ «Я/Мы –
другие»
2. интеграции, основанной на
внутригрупповой общности по значимым
признакам, таким как сходство в образе жизни,
традициях, ценностях и мировоззрении,
подкрепляемое совместным историческим
прошлым, настоящим и предполагаемым будущим
Слайд 12РИСКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
- отторжение народов друг от друга на основе
существующих между ними различий - обособление, отчуждение, изоляция, национализм
Слайд 13РОЛЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ
ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
Сохранение баланса – дифференциации – интеграции
Уход
от противопоставления, конфронтации,
ксенофобии в координатах «свой-чужой»
Сохранение и обогащение как русской культуры, так и национального своеобразия всех народов, населяющих Россию на основе открытости и равноправного диалога культур, сохранения и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм и образцов, форм деятельности, существующих в нашем обществе
Слайд 14ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ
КОЛЛЕКТИВНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБЩНОСТИ
общее историческое прошлое (общая судьба), воспроизводящееся
в мифах, легендах и символах;
самоназвание гражданской общности;
общий язык, являющийся средством коммуникации и
условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;
общая культура (политическая, правовая,
экономическая), построенная на определенном опыте
совместной жизни и основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;
переживание данным сообществом совместных
эмоциональных состояний, особенно связанных с
реальными политическими действиями
Слайд 15
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО И ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ- ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С
ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.
Возрастает необходимость удаления пробела у детей в знаниях о своих правах и обязанностях, т. к. отсутствие полной информации о них ведёт к аморальному поведению детей.
Знакомство с правами и обязанностями как составная часть формирования гражданского самосознания
Последующее формирование правовой культуры и политической активности как шаг к ответственному отношению детей к себе, как полноценному члену общества, и к будущему своего Отечества.
Слайд 16ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ
Организует воспитательную работу в
классе, группе, образовательных учреждениях, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, воспитание гражданственности и любви к Отечеству, уважение к окружающей природе.
Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, пропаганде здорового образа жизни.
Поддерживает партнерские отношения с семьей обучающихся, воспитанников, совместно решает проблемы воспитания и развития личности.
Взаимодействует с учителями, родителями специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости и др. в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации.
Слайд 17ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ
гражданственность
патриотизм
гражданская активность
социально-критическое мышление, обеспечивающее
когнитивную основу свободного жизненного выбора личности
ВНИМАНИЕ!
Cоциальный педагог
ГОУ СОШ № 2000
Андриянова Кристина Артуровна