Слайд 1«Государство:
философы разных эпох о проблеме»
Слайд 2План мероприятия:
Вводное слово учителя
Выступление приглашенного гостя – заведующего кафедрой философско-исторических и
социально-экономических наук НИИ, кандидата философских наук, доцента – Смирнова Талибжана Анатольевича
Сообщения учащихся о взглядах философов на «государство»
Конкурс ораторского мастерства
Составление коллажа «Государство в разные эпохи»
Рефлексия
Подведение итогов
Оформление «древа настроения мероприятия»
Слайд 3«Ничто великое в мире не совершается без страсти». Гегель
Гегель Георг
Вильгельм Фридрих родился в семье финансового чиновника, пропагандирующего здоровый образ жизни. В семь лет он поступил в штутгартскую гимназию, где проявил способности к древним языкам и истории. В 1788 году после окончания гимназии он поступил в Тюбингенский теологический институт. Здесь он подружился с Ф. Й. Шеллингом и поэтом Ф. Гельдерлином. В студенчестве Гегель восхищался Французской революцией (впоследствии он изменил свое мнение о ней). По преданию, в эти годы он даже посадил вместе с Шеллингом "дерево свободы". В 1793 году Гегель получает степень магистра философии.
Слайд 4«Философия права»
Он отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из
него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.
Государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства.
Слайд 5
.
Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о государстве. В его
учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.
Слайд 6и
Никколо Макиавелли
(1469 – 1527 г.г.).
Слайд 7 Макиавелли разделяет две формы правления:
Республиканскую и монархическую, но тем не
менее больше поддерживает монархическую форму правления с гражданским единовластием.
Он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений и законов.
Слайд 8Никколо Макиавелли, как трезвомыслящий исследователь отразил в своих работах тот факт,
что в его время, когда представительная демократия как форма государственного правления ещё не была изобретена, в политике было всё позволено – политические убийства и вооружённый захват власти — и не было никаких запретов и норм в политической борьбе. При тирании политик должен был уметь пойти на любые преступления в борьбе за личную власть.
Труды:
«Государь»
«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» .
Слайд 9 Макиавелли обращал внимание на то, что большинство политических деятелей добивались своего
места путём «злодеяний» и применением грубой силы, и даже открытых военных столкновений. «Цель оправдывает средства».
Слайд 10 За идеального правителя Макиавелли берет Военноначальника-тирана, обладающего способностью трезво оценивать обстановку
и быстро принимать решения.
За прототип идеального государя философ берет Чезаре Борджиа, военноначальника, лучшего фехтовальщика Европы, с невероятно хорошей памятью и другими важными качествами.
Слайд 11Платон
(427 – 347 г. до н. э.)
Древнегреческий философ
Написал труды: «Государство», «Законы»
Слайд 12Государство по Платону
Государство ( от греч. Πολιτεία ) – является выражением
идеи справедливости
Слайд 14Государство по Платону
Платон предлагает вариант идеального государства – справедливого правления «аристократов
духа» - мудрецов. В нём должно быть «красивым всё в целом», сохраняется всеобщность государственного принципа: свобода государства в отношении к индивиду.
Человек – часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу.
Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение.
Слайд 15Образование в Идеальном государстве
Слайд 16Сословное деление в Идеальном государстве
Слайд 18
Английские философы Томас Гоббс в «Левиафане» и Джон Локк в «Двух
трактатах об управлении государством», рассуждая о причинах происхождения государства, исходили из признания определенного периода догосударственного развития общества, когда последнее пребывало в естественном (природном, первобытном) состоянии.
Люди были тогда свободны, их не стесняли никакие рамки общественно-политических ограничений. Однако при всей внешней привлекательности такой жизни во взаимоотношениях между людьми постоянно возникали разногласия, перерастающие в конфликты (по выражению Гоббса - «война всех против всех»).
Выходом из этой ситуации стало создание на договорной основе государства. Ему и передали люди часть своих прав в обмен на обеспечение и защиту основных прав, в первую очередь - личной безопасности.
Слайд 19
Томас Гоббс (1588–1679) родился в семье сельского священника. Учится в Оксфорде,
по окончании университета работает воспитателем в графском семействе, близком к королевскому роду. Во время Английской революции переезжает на 10 лет во Францию, а потом возвращается на родину и занимается философией.
Свою первую работу Гоббс написал в возрасте 52 лет («О гражданине»).
Джон Локк (1632-1704) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Автор “Двух трактатов о правлении”. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии.
Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.
Слайд 20Томас Гоббс
Монархия
Аристократия
Демократия
Форма государства
Правит один, а все ему
подчиняются
Правит группа людей
Правят все
Слайд 21
Самой лучшей формой с точки зрения достижения тех средств, ради которых
существует государственная власть, является, по мнению философа, монархия.
"Те, кто испытал обиду при монархии, именуют её тиранией, а те, кто недоволен аристократией, называют её олигархией".
При этом Гоббс предпочитает абсолютную монархию. Король, власть которого ограничена, не выше того, кто имеет право эту власть ограничить, а, следовательно, этот король не является сувереном. Сувереном же может считаться только абсолютно неограниченный король, власть которого передается только по наследству.
Слайд 22
Пути возникновения государства
Вследствие насилия
Вследствие общественного договора
Слайд 23 Но если Томас Гоббс был сторонником абсолютной монархии, то Джон Локк
считал, что верховная власть должна быть ограничена, и одним из первых разработал принцип разделения властей.
Ограничения полномочий состоят прежде всего в том, что государство не может лишить человека какой-либо части его собственности.
Слайд 24 Немало мыслителей выдвигали свои проекты идеального общества.
Так появилась и развивалась социалистическая
идея. Ее сторонники стали называться социалисты-утописты.
Известно, что к ним в первую очередь относят философов рубежа XVIII-XIX вв. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, называемых поздними утопистами, в отличие от ранних утопистов, мыслителей XVI в. - Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Слайд 25Томас Мор
Автор знаменитой «Утопии» был не только писателем, но и политиком
и религиозным деятелем. Очень долго Мор колебался между Богом и государством. В конце концов, он выбрал последнее, хотя и вел весьма аскетичный образ жизни.
Родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом.
Слайд 26
В своем главном произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, так
и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» Т. Мор так представляет идеальное общество:
На острове Утопия счастливые жители не знают частной собственности, все трудятся. С общественных складов берется все необходимое. Денег нет, золото - презренный металл, идущий на изготовление ночных горшков и кандалов для преступников. Жители городов по очереди переселяются в деревню для сельскохозяйственных работ.
В «Городе Солнца» Т. Кампанеллы жители также свободны от частной собственности. Трудовой день не превышает четырех часов. При этом достигнуто полное материальное изобилие. Для продолжения рода начальники отбирают будущих родителей: «...женщины статные и красивые соединяются только со статными и красивыми мужами, полные же - с худыми, а худые - с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга». Дети подлежат общественному воспитанию, которое осуществляют специальные служащие по единому распорядку. Преступления против власти караются смертью: народ «убивает или побивает осужденного камнями».
Слайд 27С п а с и б о з а
в н и м а н и е !