Слайд 2Структура эссе
1. Цитата.
2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность.
3. Смысл высказывания.
4.
Собственная точка зрения.
5. Аргументация на теоретическом уровне.
6. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
7. Вывод
Слайд 3Выбор цитаты
Определяя тему, по которой будет выполняться эссе по ЕГЭ по
обществознанию, выпускник должен быть уверен, что он:
Владеет основными понятиями по предмету.
Четко понимает смысл используемой цитаты.
Может выразить свое мнение (частично либо полностью согласиться с выбранным высказыванием, опровергнуть его).
Знает обществоведческие термины, которые необходимы для грамотного обоснования собственной позиции на уровне теории. Здесь необходимо учитывать, что выбранные понятия не должны выходить за рамки темы для эссе по обществознанию. Необходимо использовать соответствующие ей термины.
Может подтвердить собственное мнение практическими примерами из социальной жизни или из литературы/истории.
Слайд 46 основных «флангов» на которые надо примерять свой афоризм:
Проблема сущности…
Проблема противоречивости…
Проблема
роли…
Проблема отношений…
Проблема взаимосвязи…
Проблема единства…
Слайд 5Фразы-клише
Кроме раскрытия проблемы, структура эссе по обществознанию предполагает указание на ее
актуальность в современном мире. Для эффективной реализации этой задачи можно внедрить в свой текст фразы-клише: "Данная проблема актуальна в условиях…
глобализации отношений в обществе;
противоречивого характера изобретений и научных открытий;
обострения проблем глобального масштаба;
формирования единого экономического, образовательного, информационного поля;
жесткой дифференциации в обществе;
диалога культур;
современного рынка;
необходимости сохранения традиционных культурных ценностей, собственной идентичности нации".
Слайд 6Определение собственной позиции
В эссе по ЕГЭ по обществознанию можно согласиться с
мнением автора частично или полностью. В первом случае необходимо аргументированно опровергнуть часть, с которой возникло противоречие мнения. Также пишущий может полностью отрицать высказывание, поспорить с автором. Здесь также можно использовать клише:
"Я согласен с мнением автора в том, что…"
"Отчасти я придерживаюсь выраженной точки зрения по поводу…, но с… согласиться не могу".
"По моему мнению, автор четко отразил картину современного общества (ситуацию в России, одну из проблем в современном мире)…"
"Позволю себе не согласиться с позицией автора в том, что…"
Слайд 7Аргументы
Эссе по ЕГЭ по обществознанию должно содержать обоснование выраженного мнения пишущего.
В этой части необходимо вспомнить ключевые термины, относящиеся к проблеме, теоретические положения. Аргументацию следует проводить по двум уровням:
Теоретическому. В данном случае в качестве основы будут выступать обществоведческие знания (мнения мыслителей/ученых, определения, понятия, направления концепций, термины, взаимосвязи и проч.).
Эмпирическому. Здесь допускается два варианта: использовать события из своей жизни или примеры из литературы, социальной жизни, истории.
Слайд 8Вывод
Он обязательно должен завершать эссе.
Вывод обобщает основные идеи, подводит итог
рассуждениям, подтверждает правильность или неверность высказывания.
Он не должен дословно передавать цитату, ставшую темой эссе. При формулировании можно использовать такие клише:
"Подводя итог, хотелось бы отметить…"
"Таким образом, можно заключить, что…"
Слайд 9Оформление
Не следует забывать о том, что эссе - это небольшое по
объему сочинение.
Оно должно отличаться смысловым единством.
В этой связи должен формироваться связный текст, использоваться логические переходы.
Также не следует забывать о грамотном написании терминов. Текст целесообразно разбить на абзацы, в каждом из которых отражается отдельная мысль. Необходимо соблюдать красную строку.
Слайд 10Требования к работе
Адекватное понимание смысла высказывания и проблемы.
Соответствие текста поднятому вопросу.
Выделение
и раскрытие ключевых аспектов, на которые указал автор высказывания.
Четкая определенность собственного мнения, отношения к проблеме, к позиции, выраженной в цитате.
Соответствие раскрытия аспектов заданному научному контексту.
Теоретический уровень обоснования собственного мнения.
Наличие осмысленных фактов личного опыта, социального поведения, общественной жизни.
Логика в рассуждениях.
Отсутствие терминологических, этнических, фактических и прочих ошибок.
Соответствие нормам языка и требованиям жанра.
Слайд 11Проблемы в философском аспекте:
Соотношение сознания и материи.
Развитие и движение как способы
существования.
Бесконечность познавательного процесса.
Взаимоотношение природы и общества.
Взаимосвязь между общественными институтами
Теоретический и эмпирический уровни научного познания.
Духовная и материальная стороны социальной жизни, их соотношение.
Культура в качестве преобразовательной деятельности людей в целом.
Сущность цивилизации
Слайд 12Блок философия
«Общество – свод камней, который непременно рассыпался бы, если бы
каждый камень не поддерживал собою остальные»
Сенека
«Прогресс есть возведение человека в человеческий сан»
Н. Г. Чернышевский
«Промышленный прогресс совсем не параллелен в истории с прогрессом искусства и истинной цивилизации»
Ж. Ренан
Слайд 13Блок философия
«Революция есть варварский способ прогресса»
Ж. Жорес
«…Соприкосновение с природой есть самое
последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры»
Ф. М. Достоевский
«Человек в мире, но человек так же сложен, как мир. Мир – в человеке, но и мир так же сложен, как и человек»
П. Флоренский
Слайд 14Блок философия
«Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в
обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живёт изолированно».
И. Фихте
«Работа как ничто другое в жизни связывает индивида с реальностью. В своей работе он по меньшей мере надёжно привязан к части реальности, к человеческому обществу».
З. Фрейд
Слайд 15Блок философия
«Трудно понять, каким другим путём можно прийти к истине и
овладеть ею, если не копать и не разыскивать её, как золото и скрытый клад»
Д. Локк
«Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины» Л. Н. Толстой
«Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок»
Т. Гексли
«Лишь в людях себя познать способен человек»
И. Гёте
Слайд 16Блок философия
«Образование – это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему»
Дж. Пибоди
«Наука – это организованное знание».
Г. Спенсер
«Наука – это попытка привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой системой мышления».
А. Эйнштейн
«Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде».
Г. Гегель