Слайд 1Общество и человек
Введение в обществознание
Слайд 2Социально-гуманитарные науки
Слайд 3Понятие «общество»
В узком смысле
Организация (формальная или неформальная), например, Общество спасения на
водах
Страна или сообщества государств, например, российское общество
Исторически конкретный тип социальной системы, например, феодальное общество
Слайд 4Понятие «общество»
Признаки общества
Совокупность индивидов
Разрешение противоречий между интересами отдельных членов общества и
общими интересами .
Сотрудничество членов общества для достижения совместных целей
Потребность индивидов друг в друге, носящая постоянный и объективный характер
В широком смысле
Совокупность всех способов взаимодействия и исторически сложившихся форм объединения людей.
Слайд 5Общество как система
Система – целое, составленное из частей.
Системный объект, признаки:
целое имеет
части
части имеют значение только в рамках целого
все части связаны определенным способом
целое больше, чем сумма его частей
открытость системы – они взаимодействуют с внешней средой, изменяют свои свойства, сохраняя целостность.
саморазвитие (изменчивость и стабильность)
Общество – сложная открытая динамичная система.
Основные элементы:
люди
общественные отношения
общественные институты.
Слайд 6Социальные институты
Социальный институт - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов,
норм, установок, регулирующих некоторую сторону человеческой деятельности и организующих эту сторону жизни как систему ролей и статусов.
Примеры социальных институтов:
род
семья
государство
институт науки
школа
церковь и т.д.
Социальные институты первобытнообщинного строя (род, большая семья) базируются на жестко предписанных ритуалах и обычаях поведения, как правило, религиозного характера;
Современные социальные институты характеризуются большей независимостью от морали, приятием нон-конформизма.
Слайд 7Развитие социального института
Изменение социального института
Функционирование «большой» семьи, включающей всех родственников
Осознание возможности
выживания так называемой «малой семьи», состоящей из родителей и их детей; появление финансовой возможности выживания и благополучия такой семьи. Исчезновение «большой» семьи и развитие «малой» семьи.
Функционирование «малой» семьи.
Слайд 8Развитие социального института
Появление социального института
Отсутствие государства
Выделение групп господствующих и подчиняющихся индивидов,
выделение управляющего аппарата.
Появление государства
Слайд 9Развитие социального института
Исчезновение социального института
Существование родов
Осознание других оснований общности: национальный, семейный,
образовательный, географический и тому подобное
Исчезновение родов
Слайд 10Пример анализа социального института
Слайд 11Сферы общественной жизни (подсистемы общества)
Экономическая сфера.
включает в
себя создание материальных благ
Элементы:
• Материальные потребности
• Экономические блага
• Экономические ресурсы (источники производства благ)
•Хозяйствующие субъекты
Деятельность людей и отношения между ними:
Производство, распределение и потребление материальных благ и соответствующие отношения
Слайд 12Сферы общественной жизни (подсистемы общества)
Социальная сфера.
включает в себя взаимосвязи между людьми
во всем их многообразии и развитии
Элементы:
• Социальные группы
• Социальные связи
• Социальные институты
• Социальные нормы
• Социальная культура
Деятельность людей и отношения между ними:
Отношения между различными социальными общностями и группами.
Слайд 13Сферы общественной жизни (подсистемы общества)
Политическая сфера
включает в себя отношения власти и
подчинения, а также управление обществом
Элементы:
• Политические организации
• Политические институты
• Политическая культура(нормы политического поведения)
• Политическая идеология
Деятельность людей и отношения между ними:
Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями.
Слайд 14Сферы общественной жизни (подсистемы общества)
Духовная сфера.
включает в себя создание и освоение
духовных благ
Элементы:
• Духовные потребности
• Духовное производство
• Субъекты духовной деятельности
• Духовные ценности
Деятельность людей и отношения между ними:
Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения распространения м потребления.
Слайд 16Общество и природа
Взаимодействие человека с природой носит следующие формы
• экологическая (сохранение,
охрана природных богатств)
• экономическая (потребление природных богатств, как восполнимых,
так и невосполнимых, проявляющаяся в загрязнении, истощении и разрушении).
Слайд 18Человек как биосоциальное существо
Человек
Субъект общественно-исторической деятельности и культуры,
биосоциальное существо,
обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.
Слайд 19Человек как биосоциальное существо
Биологическая индивидуальность
Специфические черты, присущие определенной особи, организму в
силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.
Психологическая индивидуальность
Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.
Социальная индивидуальность
Отношение к собственности. Место в социально-классовой структуре.
Слайд 20Человек как биосоциальное существо
Индивид
- неделимый, мельчайшая часть целого,
- человек как один
из людей,
- типичный представитель определенной общности.
Индивидуальность
- отличия человека от других людей,
- совокупность социально значимых качеств человека.
Слайд 21Человек как биосоциальное существо
Личность
- человеческий индивид как субъект отношений и сознательной
деятельности,
- устойчивая система социально значимых черт, определяющих индивида как члена того или иного общества.
Личность (признаки)
- продукт социализации человека,
- способна нести ответственность и решать проблемы,
- контролирует поведение, обладает силой воли,
- отличается самостоятельностью в поступках.
Слайд 22Личность
Личностью не рождаются, личностью становятся.
Личности в истории -
Наши современники
-
Слайд 23Литература.
«Человек и общество. Обществознание», учебник для 10 -11 класса, базовый уровень
/ под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, часть 1. – М.: «Просвещение», 2010.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»\ под ред. Л.Н.Боголюбова. В 2 частях. . – М.: «Просвещение», 2010.
Школьный словарь по обществознанию\ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.:Просвещение,2000.
Обществознание: 10 – 11 кл.: практикум: пособие для учащихся. – М., 2005.