Презентация, доклад на тему Занятие для юных экскурсоводов школьного музея Показ и рассказ на экскурсии

Содержание

Экскурсия – это целенаправленный процесс познания окружающего нас мира, построенный на заранее подобранных объектах под руководством квалифицированного руководителя и подчиненный раскрытию определенной темы.Отличие экскурсии от лекции:наличие показа и рассказа;показ и рассказ зависят друг от друга;показ и

Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования “Детско-юношеский центр” Занятие для курса “Музееведения”

Показ

и рассказ на экскурсии


Автор: Татьяна Борисовна Тельнихина
руководитель музея истории города и
детского движения «Истоки» МОУ ДО «ДЮЦ»
(г. Новодвинск)



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования “Детско-юношеский центр”    Занятие для курса “Музееведения”Показ и рассказ на

Слайд 2Экскурсия – это целенаправленный процесс познания окружающего нас мира, построенный на

заранее подобранных объектах под руководством квалифицированного руководителя и подчиненный раскрытию определенной темы.


Отличие экскурсии от лекции:
наличие показа и рассказа;
показ и рассказ зависят друг от друга;
показ и рассказ тесно переплетаются

Экскурсия – это целенаправленный процесс познания окружающего нас мира, построенный на заранее подобранных объектах под руководством квалифицированного

Слайд 3Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным

объектом или несколькими объектами одновременно.

Показывать - значит демонстрировать предметы, пояснять, делать понятным, доступным то, что видят перед собой экскурсанты, направлять их деятельность

Демонстрация - публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие

Показ объекта - это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста.

Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно.Показывать -

Слайд 4
Показ на экскурсиях – многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов,

во время которого действия экскурсовода и экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью.

Выделяют три уровня показа:
предварительный обзор (ориентировку экскурсантов в пространстве);
выделение объекта из совокупности других объектов;
детальное наблюдение объекта.

Показ на экскурсиях – многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, во время которого действия экскурсовода и

Слайд 5Задачи показа на экскурсии:
показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами
показать объекты,

которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке);

показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;

показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте;

показать объект таким, каким он был в период описываемого события.

Задачи показа на экскурсии:показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантамипоказать объекты, которых уже нет (сохранились только на

Слайд 6Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта
экскурсовод
Определение :
определяет,

что за предмет (объект) показывается экскурсантам

Характеристика:
объясняет, что собой представляет
объект

Цель создания: экскурсовод говорит о назначении объекта

Экскурсионный анализ, сравнение: рассматривает отдельные части объекта;

Справка: называет автора памятника, архитектора здания, художника, владельца и т.п.

Оценка исторического события: рассказывает о событии, связанном с объектом, его значении.

Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта

Примерная схема последовательности действий экскурсовода  при показе объекта экскурсоводОпределение : определяет, что за предмет (объект) показывается

Слайд 7Примеры

Примеры

Слайд 8Методические приемы показа
Общие применяемые на всех экскурсиях независимо от того, что

показывается и о чем идет рассказ

Частные
присущие одному виду экскурсий (производственных, музейных, учебных, природоведческих)

Единичные
используемые при наблюдении какого-либо одного уникального объекта.

приемы, используемые в определенное время года, дня.

Методические приемы показаОбщие применяемые на всех экскурсиях независимо от того, что показывается и о чем идет рассказЧастные

Слайд 9Методические приемы показа
Панорамный показ
Прием зрительной реконструкции (воссоздания)
зрительный монтаж
Показ локализации

событий

Показ зрительного сравнения

Приём интеграции
(восстановление, восполнение)

Прием переключения внимания

Методические приемы показаПанорамный показ Прием зрительной реконструкции (воссоздания)зрительный монтаж Показ локализации событийПоказ зрительного сравненияПриём интеграции (восстановление, восполнение)Прием

Слайд 10Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности.
Для панорамного

показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки.
Особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов.
Экскурсовод должен
показать те объекты,
которые раскрывают тему,
перейдя от общего показа
панорамы к частному.
Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни,

Слайд 11Прием зрительной реконструкции (воссоздания)
Словесным путем восстанавливается первоначальный облик предмета, здания.
Делает

это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов.
Приэтом можно использовать фотографии объекта, рисунки, чертежи, схемы, изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события.

Термин «реконструкция» означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам.

Прием зрительной реконструкции (воссоздания)Словесным путем восстанавливается первоначальный облик предмета, здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления

Слайд 12Прием зрительного монтажа
Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ,

суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть "заимствованы" из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.
Прием зрительного монтажа Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а

Слайд 13Прием локализации событий
Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными

рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие. Прием локализации вызывает у экскурсантов чувство сопричастности рассматриваемым событиям.

При изложении материала этот прием предусматривает переход от общего к частному. (Например, эффективно использование приема привязки событий к определенному месту в экскурсиях на производственные темы: "В этом цехе был построен первый в стране трактор".).

Прием локализации событийЭтот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной

Слайд 14Прием зрительного сравнения.
Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов

или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.
Прием зрительного сравнения. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим,

Слайд 15Прием интеграции (восстановление, восполнение)
Например, прием интеграции может быть использован при показе

архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет
зрительные впечатления, полученные экскурсантами
при наблюдении объектов. На заключительном
этапе показа группа наблюдает ансамбль как единство
нескольких зданий.
И экскурсовод формулирует выводы,
характеризуя ансамбль в единое целое

Прием интеграции в экскурсии – это соединения отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое.

Прием интеграции (восстановление, восполнение)Например, прием интеграции может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание

Слайд 16Прием переключения внимания
После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят

свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с фотографии выпускников школы 1980 года в школьной форме, на фото нынешних выпускников, или перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное здание ).

Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Прием переключения внимания После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например,

Слайд 17Методический прием движения


Движение экскурсантов вблизи объекта


с целью лучшего его наблюдения (например, осмотр крепостных стен, движение экскурсантов вдоль аллеи, улицы и др.).
В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни (колокольни, минарета), глубине рва, расстоянии объекта и т. п.
Методический прием движенияДвижение экскурсантов вблизи объекта           с

Слайд 18Рассказ в экскурсии
Рассказ — условно принятое в экскурсионном деле название устной

части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе.
Рассказ — это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи.

Рассказ в экскурсииРассказ — условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и

Слайд 19Методические приемы рассказа в экскурсии
Прием
экскурсионной
справки
Прием
описания
Прием
характеристики

Методические приемы рассказа в экскурсииПрием экскурсионной справкиПрием описанияПрием характеристики

Слайд 20Прием экскурсионной справки

Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной

реконструкции, локализации. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др.

По своему содержанию и построению прием экскурсионной справки напоминает путевую экскурсионную информацию.

Прием экскурсионной справкиПрием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации. Экскурсовод сообщает краткие данные

Слайд 21Прием описания
Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении

объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов).

Для описания объекта характерны точность, конкретность.
Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.

Прием описанияПрием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем,

Слайд 22Прием характеристики
В отличие от приема описания прием характеристики представляет собой перечисление

свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность.

Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека.

Прием характеристикиВ отличие от приема описания прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает

Слайд 23Основные причины влияющие на отношения показа и рассказа:
особенности аудитории;
обеспеченность темы объектами

показа;
характер объектов показа;
степень сохранности объектов;
объём фактического материала, которым располагает экскурсовод;
сложность наблюдения и понимания объектов

Основные причины влияющие на отношения показа и рассказа:особенности аудитории;обеспеченность темы объектами показа;характер объектов показа;степень сохранности объектов;объём фактического

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть