Презентация, доклад на тему Введение в клиническую психологию

Содержание

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯСгибов Владимир Николаевич – академик РАЕН и РАМТН, д.м.н., профессор, врач-психотерапевт высшей категории, член Профессиональной психотерапевтической лиги РФ, член Европейской ассоциации психотерапии.

Слайд 1КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Лекция 1

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯЛекция 1

Слайд 2КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Сгибов Владимир Николаевич – академик РАЕН и РАМТН, д.м.н.,

профессор, врач-психотерапевт высшей категории, член Профессиональной психотерапевтической лиги РФ, член Европейской ассоциации психотерапии.
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯСгибов Владимир Николаевич – академик РАЕН и РАМТН, д.м.н., профессор, врач-психотерапевт высшей категории, член Профессиональной

Слайд 3ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ №1. ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
1.

Отрасли психологии. Развитие клинической психологии.
2. Предмет и задачи клинической психологии.
3. Разделы клинической психологии (общая и частная медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, психологическая экспертиза, психогигиена, психопрофилактика и санитарно-просветительская работа, психологическая коррекция, психологическое консультирование и психотерапия).
4. Основные методы клинической психологии (клинико-психологический метод, беседа с пациентом, наблюдение, изучение продуктов психической деятельности, психологический эксперимент).
5. Основные направления современной психологии.
.
ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮЛЕКЦИЯ №1. ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ  1. Отрасли психологии. Развитие клинической психологии.

Слайд 4ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Методологические аспекты клинической психологии
краткая история клинической психологии,


предмет клинической психологии,
методологический статус клинической психологии,
основные разделы клинической психологии.
ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮМетодологические аспекты клинической психологии краткая история клинической психологии,  предмет клинической психологии,  методологический

Слайд 5ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Клиническая психология (от греч. kline –

больничная койка) – область прикладной психологии, занимающаяся диагностикой интеллектуальных и личностных отклонений, коррекцией поведения, а также реабилитацией и коррекцией психопатических, психосоматическихи пограничных расстройств.
Объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.
ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ  Клиническая психология (от греч. kline – больничная койка) – область прикладной психологии,

Слайд 6КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Клиническая психология - психологическая дисциплина, предмет которой

– нарушения психической деятельности при психических болезнях, нарушениях развития, поражениях ЦНС, а также психологические аспекты соматических расстройств.
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  Клиническая психология - психологическая дисциплина, предмет которой – нарушения психической деятельности при психических

Слайд 7КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Клиническая психология - наука,

изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ     Клиническая психология - наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными

Слайд 8ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Клиническая психология – это отрасль психологии,

предметом изучения которой являются:
а) расстройства (нарушения) психики и поведения;
б) личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями;
в) воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;
г) особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся.
ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ  Клиническая психология – это отрасль психологии, предметом изучения которой являются:

Слайд 9ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
В качестве самостоятельной отрасли психологической науки

применительно к педагогической практике современная клиническая психология имеет следующие задачи:
– изучение влияния психологических и психосоциальных факторов на развитие поведенческих и личностных нарушений у ребенка, их профилактику и коррекцию;
– изучение влияния отклонений и нарушений в психическом и соматическом развитии на личность и поведение ребенка;
– изучение специфики и характера нарушений развития психики ребенка;
– изучение характера отношений аномального ребенка с ближайшим окружением;
– разработка принципов и методов клинико-психологического исследования в педагогических целях;
– создание и изучение психологических методов воздействия на психику ребенка в коррекционных и профилактических целях.
ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ  В качестве самостоятельной отрасли психологической науки применительно к педагогической практике современная клиническая

Слайд 10ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Основными разделами клинической психологии являются: патопсихология,

нейропсихология и психосоматическая медицина.
Помимо этого в нее часто включают такие специальные разделы, как психотерапия, реабилитология, психогигиена и психопрофилактика, психология девиантного поведения, психология пограничных психических расстройств (неврозология).
Количество специальных разделов постоянно множится в зависимости от потребностей общества.
И сегодня можно встретить такие частные области клинической психологии, как психология посттравматического стресса, психология инвалидности, психовенерология, психоонкология, социальная психология здоровья и др.
ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ  Основными разделами клинической психологии являются: патопсихология, нейропсихология и психосоматическая медицина.

Слайд 11КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Методологические аспекты клинической психологии
Термин

«клиническая психология» укоренился только в 90-х гг. Раньше были термины патопсихология, аномальная психология. В Москве занимались этой проблемой психологи, в Ленинграде — врачи. Как компромисс появилась клиническая психология.
Б.В. Зейгарник приехала из Германии в 30-е гг. В Германии был термин «патопсихология». У американцев «анормальная психология» и «клиническая психология».
Клиническая психология — такая уникальная наука, которая рассматривает психические нарушения со многих точек зрения. Аналог бригадной работе в службе психологического знания, как бы общее знание всех наук, относящихся к психологическому здоровью.
Патопсихология (Б.В.Зейгарник) исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности её распада в их сопоставлении с нормой, при этом даётся квалификации патопсихологических явлений в понятиях современной психологии.
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  Методологические аспекты клинической психологии   Термин «клиническая психология» укоренился только в 90-х

Слайд 12КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Методологические аспекты клинической психологии
Медицинская

психология (Лебединский, Мясищев; Кабанов, Карвасарский) изучает:
психические проявления различных болезней в их динамике;
роль психики в возникновении, течении и предупреждении болезней и гигиенических мероприятиях;
влияние различных болезней на психику;
нарушения развития психики;
принципы и методы психологического исследования в клинике;
характер отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;
создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических учреждениях.
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  Методологические аспекты клинической психологии   Медицинская психология (Лебединский, Мясищев; Кабанов, Карвасарский) изучает: психические

Слайд 13КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Методологические аспекты клинической психологии
Ленинградцы

подчёркивают практическую сторону дела, а у Зейгарник нет никакого намёка на практику.
Психиатр в рамках психопатологии касается исследования организма, расспрашивает о симптомах. Ориентируясь на МКБ-10, по совокупности симптомов будет предполагать некоторый диагноз. Описывает симптоматику какого-то расстройства. Картина болезни. Характер нарушения данной психической функции.
Психолог-консультант в рамках патопсихологии будет проводить патопсихологический эксперимент, исследующий то, как функционируют психические функции у человека.
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  Методологические аспекты клинической психологии   Ленинградцы подчёркивают практическую сторону дела, а у

Слайд 14КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ

Слайд 15КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
В соответствии с традициями в клиническую психологию включаются:

психология больного
   психология лечебного взаимодействия
   норма и патология психической деятельности
   патопсихология
   психология индивидуальных различий
  возрастная клиническая психология
  семейная клиническая психология
   психология девиантного поведения
  психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия
   неврозология
   психосоматическая медицина

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯВ соответствии с традициями в клиническую психологию включаются:   психология больного    психология лечебного

Слайд 16КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Клиническая психология — отрасль психологии, которая сформировалась

на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
Клиническая психология изучает все психологические проблемы больных людей на разных этапах их жизни и болезни, а в более широком понимании — она изучает весь динамизм благотворных или пагубных влияний многообразно меняющейся личности человека и межличностных отношений на его здоровье и болезнь.


КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  Клиническая психология — отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует

Слайд 17КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Объект клинической психологии - феноменология изменений (нарушений)

психической деятельности при различных патологических состояниях.
Предмет клинической психологии – закономерности изменений (нарушений) и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  Объект клинической психологии - феноменология изменений (нарушений) психической деятельности при различных патологических состояниях.

Слайд 18КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Причины становления клинической психологии как отрасли психологии.


Ухудшение качества жизни, демографической ситуации, экологии.
Усиление дезаптационной роли нервно-психических факторов в ухудшении здоровья населения.
Возрастание потребности населения в психологической помощи.
Профилактическая направленность здравоохранения, требующая активного участия клинической психологии.

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  Причины становления клинической психологии как отрасли психологии. Ухудшение качества жизни, демографической ситуации, экологии.

Слайд 19КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Сферы применения клинической психологии. Социальная значимость и межотраслевой

характер современной клинической психологии, как психологической специальности широкого профиля:
Система здравоохранения (психиатрия, неврология, нейрохирургия, наркология, соматическая медицина).
Система народного образования (дошкольные учреждения, школы, интернаты, центры коррекционной педагогики и др.).
Система социальной помощи населению (центры занятости, службы по подбору кадров, службы планирования и коррекции семьи, центры психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных, производственных катастров, службы кризисных состояний и др.).

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ Сферы применения клинической психологии. Социальная значимость и межотраслевой характер современной клинической психологии, как психологической

Слайд 20КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Профессиональные этические принципы клинической психологии:
Профессиональная

компетентность (качественное базисное образование, совершенствование знаний и практических умений).
Уважение личности больного, пациента, клиента (гуманистические традиции: «Душа и заболевая не перестает быть душой», информированное и добровольное согласие больного на исследование).

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  Профессиональные этические принципы клинической психологии:  Профессиональная компетентность (качественное базисное образование, совершенствование знаний

Слайд 21КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
 Все этические кодексы содержат ряд общих положений.

Это, прежде всего:
· профессиональная компетентность психолога.
· принцип уважения личности клиента.
· Принцип ненанесения ущерба клиенту.
· Принцип конфиденциальности.
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ   Все этические кодексы содержат ряд общих положений. Это, прежде всего:· профессиональная компетентность психолога.·

Слайд 22ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Психологические исследования
Общие
Частные


Выявление
общих закономерностей
Изучение особенностей

больного
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИПсихологические исследованияОбщие ЧастныеВыявление общих закономерностейИзучение особенностей больного

Слайд 23РАЗДЕЛЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Психиатрическая клиника
Психосоматика
Соматическая клиника
Нейропсихология
Неврологическая клиника
Патопсихология



РАЗДЕЛЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИПсихиатрическая клиникаПсихосоматика Соматическая клиникаНейропсихология Неврологическая клиникаПатопсихология

Слайд 24ВЗАИМОСВЯЗЬ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХИАТРИЯ
НЕВРОЛОГИЯ
НЕЙРОХИРУРГИЯ


ПСИХОФАРМАКОЛОГИЯ
ПСИХОТЕРАПИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТ.
ПСИХОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИКА


ВЗАИМОСВЯЗЬ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИПСИХОЛОГИЯПСИХИАТРИЯНЕВРОЛОГИЯ НЕЙРОХИРУРГИЯ ПСИХОФАРМАКОЛОГИЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ЭКСПЕРИМЕНТ.ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКА

Слайд 25КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ

Слайд 26Нейропсихология
Патопсихология
Психологическая реабилитация и восстановительное обучение
Психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование
Психосоматика и

психология телесности
Детская нейропсихология
Детская патопсихология
Клиническая психология вне клинических условий


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

НейропсихологияПатопсихологияПсихологическая реабилитация и восстановительное обучениеПсихотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультированиеПсихосоматика и психология телесностиДетская нейропсихологияДетская патопсихологияКлиническая психология вне

Слайд 27КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Вильгельм Максимилиан Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа1832, Некарау, ныне

в составе Мангейма, Королевство Вюртемберг — 31 августа 1920, Лейпциг, Германия) — врач, физиолог и психолог. В области психологии использовал метод эксперимента..
В 1879 г. в Лейпциге Вундтом была организована первая в мире экспериментально-психологическая лаборатория.
Вундт стал основоположником психологии как формальной академической дисциплины. Его труд «Основания физиологической психологии», вышедший в 1874 г., положил начало психологии как самостоятельной науки.
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ Вильгельм Максимилиан Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа1832, Некарау, ныне в составе Мангейма, Королевство Вюртемберг — 31 августа 1920, Лейпциг, Германия) — врач, физиолог и психолог. В

Слайд 28КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Основатели клинической психологии
Ла́йтнер Уи́тмер (англ. Lightner Witmer, 28 июня 1867, Филадельфия — 19 июля 1956, Брин-Мор )

— американский психолог.
Ввёл в обращение термин клиническая психология, основоположник клинической психологии как самостоятельной дисциплины.
Л. Уитмер является одним из основателей Американской психологической ассоциации. В 1892 году он создал первую кафедру клинической психологии, презентация в Американской Психологической Ассоциации, создание журнала «Клиническая психология»
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯОснователи клинической психологии  Ла́йтнер Уи́тмер (англ. Lightner Witmer, 28 июня 1867, Филадельфия — 19 июля 1956, Брин-Мор ) — американский психолог.   Ввёл в

Слайд 29КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Основатели клинической психологии
Эми́ль Кре́пелин  15 февраля1856, Нойштрелиц — 

7 октября 1926, Мюнхен) — немецкий психиатр.
Известен как основоположник современной нозологической концепции в психиатрии и классификации психических заболеваний. Создатель учения о «dementia praecox» — историческом прообразе шизофрении близкой к современной концепции маниакально-депрессивного психоза и паранойи.
Внёс существенный вклад в исследования врождённого слабоумия и истерии. Предложил учение о регистрах психопатологическихсиндромов
В 90-е годы XIX в. применение экспериментальных методов в психиатрии. Среди трудов по патопсихологии известен метод «счёт по Крепелину»
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯОснователи клинической психологии  Эми́ль Кре́пелин  15 февраля1856, Нойштрелиц —  7 октября 1926, Мюнхен) — немецкий психиатр.   Известен

Слайд 30КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Основатели клинической психологии
Карл Теодо́р Я́сперс (нем. Karl Theodor Jaspers; 23

февраля 1883, Ольденбург — 26 февраля 1969 Базель) — немецкий философ, психолог и психиатр один из основных представителей экзистенциализма.
Ясперс известен своими работами в психиатрии, которые имеют значение и по сей день:
Сформулировал критерии диагностики психогенных расстройств (триада К. Ясперса).
Сформулировал критерии диагностики расстройств сознания.
Провел классификацию нарушений сознания.
Проводил исследования в области других психических расстройств.
Карл Ясперс – создание патопсихологии

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯОснователи клинической психологии  Карл Теодо́р Я́сперс (нем. Karl Theodor Jaspers; 23 февраля 1883, Ольденбург — 26 февраля 1969 Базель) — немецкий философ, психолог и психиатр один из основных

Слайд 31КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Основатели клинической психологии
Зи́гмунд Фрейд (правильная транскрипция — Фройд) [

полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог.
Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и по сей день
З. Фрейд – герменевтический подход
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯОснователи клинической психологии  Зи́гмунд Фрейд (правильная транскрипция — Фройд) [ полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская

Слайд 32КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Основатели клинической психологии
Ива́н Петро́вич Па́влов (26 сентября 1849,  27 февраля 1936) — русский и советский

учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины или физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».
Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1907), Действительный статский советник.
Известен тем, что разделил всю совокупность физиологических рефлексов на условные и безусловные рефлексы.
И.П. Павлов – теория ВНД.
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯОснователи клинической психологии  Ива́н Петро́вич Па́влов (26 сентября 1849,  27 февраля 1936) — русский и советский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель

Слайд 33КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Методы клинической психологии
В клинической психологии

используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения.
Выделяют следующие методы:
Наблюдение
Беседа
Психофизиологические методы (например ЭЭГ)
Биографический метод
Изучение продуктов творчества
Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  Методы клинической психологии  В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать

Слайд 34КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
История клинической психологии в России
Предпосылки

возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца XIX века.
Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шарко, П. Жане.
В России патопсихологические исследования вели С.С.Корсаков, И.А. Сикорский, В.М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры.

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  История клинической психологии в России  Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими

Слайд 35КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
История клинической психологии в России
Первая

психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в1885г. при психиатрической клинике Казанского университета.
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  История клинической психологии в России  Первая психологическая лаборатория в нашей стране была

Слайд 36КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
История клинической психологии в России

В России экспериментальную психологию разрабатывали врачи-психиатры. В 80-х — 90-х гг. XIX в. ими были организованы экспериментально-психологические лаборатории при психиатрических клиниках.
В.М.Бехтерев открыл вторую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию в Казани в 1885 г., а затем ряд лабораторий в Санкт-Петербурге для исследования нервнобольных. Сотрудниками этих лабораторий были разработаны методики экспериментально-психологического исследования психически больных, некоторые из них используются в практике по сей день.
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  История клинической психологии в России   В России экспериментальную психологию разрабатывали врачи-психиатры.

Слайд 37КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
История клинической психологии в России
В XX веке

многочисленные исследования были проведены на базе Ленинградского (Санкт-Петербургского) Психоневрологического института им. Бехтерева.
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  История клинической психологии в РоссииВ XX веке многочисленные исследования были проведены на базе

Слайд 38КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
История клинической психологии в России
Значительный

научный и организационных вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  История клинической психологии в России  Значительный научный и организационных вклад в развитие

Слайд 39КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
История клинической психологии в России
Большую

роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л.С.Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, и другими.
Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов, В. Н. Мясищев.

П. Я. Гальперин

А.Р. Лурия

А.Н.Леонтьев

Л.С.Выготский

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  История клинической психологии в России  Большую роль в становлении клинической психологии как

Слайд 40КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Патопсихология
Патопсихология занимается вопросами нарушений психики

человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы.
Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.
В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  Патопсихология  Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за

Слайд 41КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Патопсихология и клиническая психопатология
Клиническая

психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.
Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Б. В. Зейгарник

С. Я. Рубинштейн.

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  Патопсихология и клиническая психопатология   Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует

Слайд 42КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Нейропсихология
Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая

роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.
Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурияи, Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  Нейропсихология  Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы

Слайд 43КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Рост влияния клинической психологии, усиление интегративных процессов.

В 1980-2000 гг. усиливаются интегративные процессы между различными направлениями психологии и психотерапии, резкое отмежевание и конкуренция сменяются большей взаимной терпимостью и интересом. Некоторое расширение профессиональной завёренности привело к тому, что возникают бригады специалистов (врач, психотерапевт, психолог, клинический психолог), в основе которого лежит биопсихосоциодуховный подход.
В 1988 году создаётся Московская ассоциация психолого-практиков.

Био-психо-социо-духовная модель

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  Рост влияния клинической психологии, усиление интегративных процессов.  В 1980-2000 гг. усиливаются интегративные

Слайд 44КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Предмет «клиническая психология» на современном этапе
Клиническая

психология— часть психологической науки, которая использует концептуальный аппарат психологии. Она изучает психологические нарушения при психических и соматических расстройствах, отклонениях развития (включая проявления, динамику, психологические и нейропсихологические факторы и механизмы этих нарушений), разрабатывает принципы и методы психологической диагностики, профилактики и помощи при различных нарушениях психики, включая коррекционное направление.
При решении исследовательских и практических задач клиническая психология опирается на психологические знания о нормальном развитии и функционировании психики и на методы психологии
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯПредмет «клиническая психология» на современном этапе   Клиническая психология— часть психологической науки, которая использует

Слайд 45КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Методология – от метод («способ, путь к

цели») и логия («научное учение») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Наличие методологии – признак научной организации любой деятельности, поскольку благодаря методологии   деятельность становится предметом осознания, обучения и рационализации. 
Методоло́гия, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины — физики, химии, биологии и других научных дисциплин. Не следует путать методологию с методикой.

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  Методология – от метод («способ, путь к цели») и логия («научное учение») –

Слайд 46КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Классификация типов наук:
классические
неклассические
послеклассические

Науки неклассического типа появляются тогда, когда наука занимается не описанием объекта, а выполняет практические задачи, производит действия с этим объектом, методы работы с этим объектом.
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯКлассификация типов наук: классические неклассические послеклассические   Науки неклассического типа появляются тогда, когда наука

Слайд 47КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Сравним разные типы наук.

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯСравним разные типы наук.

Слайд 48КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Раньше — запрет на сексуальные темы. Сейчас

проблема — депрессия. Среди девушек распространены анорексия, нервная булимия. Всё это связано со стандартами культуры.
Нам недоступно владение истинным, мы лишь приближаемся к её пониманию, но не можем её достичь. Мы стремимся достигнуть действий, которые принесут желаемый результат, например, личностный рост, избавиться от симптомов.
Ориентированы на практические действия, следовательно, должны интегрировать знания. Мы не можем оказывать психологическую помощь, игнорируя в некоторых случаях медикаментозное лечение. На первый план выходит синтез знаний. Усложняется структура знания.
Необходима группа специалистов работающих вместе, например полипрофессиональный бригадный подход (психиатр, психотерапевт, клинический психолог, специалист по социальной работе)

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ  Раньше — запрет на сексуальные темы. Сейчас проблема — депрессия. Среди девушек распространены

Слайд 49КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Благодарю за внимание
и понимание!

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯБлагодарю за внимание и понимание!

Слайд 50
Когнитивно-поведенческая терапия

1. Чтобы быть

счастливым, я должен быть удачливым во всех своих начинаниях.
2. Чтобы чувствовать себя счастливым, меня должны любить (принимать, восхищаться) все и всегда.
3. Если я допускаю ошибку, значит, я глупый.
4. Если я не достиг вершины, то потерпел провал.
5. Как чудесно быть популярным, известным, богатым; как ужасно быть обычным, посредственным человеком.
6. Моя ценность как личности определяется тем, что думают обо мне другие люди.
7. Я не могу жить без любви. Если мой муж (жена, ребенок, любовник, начальник) меня не любят, я ни на что не годен, я ничтожество.
8. Если кто-то со мной не соглашается, значит, он не любит меня.

«Моральный кодекс невротика» Аарон Бек

Аарон Бек - американский психиатр, основоположник когнитивной поведенческой терапии, почетный профессор на кафедре психиатрии в Университете Пенсильвании, считается отцом когнитивной терапии.

Когнитивно-поведенческая терапия     1. Чтобы быть счастливым, я должен быть удачливым во

Слайд 51
Когнитивно-поведенческая терапия

«Моральный кодекс невротика» Аарон Бек


Поэтому …
я должен быть самым щедрым, тактичным, благородным, мужественным, самоотверженным и красивым.
я должен быть идеальным любовником, другом, родителем, учителем, студентом, супругом.
я должен справляться с любыми затруднениями легко и с полным самообладанием.
я должен всегда уметь быстро найти решение любой проблемы.
я никогда не должен страдать; я всегда должен быть счастливым и безмятежным.
я должен все знать, понимать и предвидеть.
я должен всегда владеть собой и управлять своими чувствами.
я всегда должен считать виновным себя; я не имею права причинять боль никогда и никому.
я никогда не должен испытывать усталости и боли.
я должен быть всегда на пике эффективности.
Когнитивно-поведенческая терапия   «Моральный кодекс невротика» Аарон Бек   Поэтому … я должен

Слайд 52ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть