Слайд 1Возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста и специфика их
поведения на дорогах
Презентацию подготовил: педагог – организатор структурного подразделения «Детский городок по правилам изучения дорожного движения» МБУ ДО «ЦРДМ»
Захарова О.В.
Слайд 2Рост ребенка — серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки
Из-за стоящих
транспортных средств ребенку не видно, что происходит на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям. Поле зрения ребенка на 20 -25% уже, чем у взрослого, поэтому ребёнку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве
Слайд 3Шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую
часть, он дольше находится в зоне опасности
У детей центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, - во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие
Слайд 4Дети начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь
на ней
В результате мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто в ожидании возможности перейти через дорогу дети проявляют нетерпение
Слайд 5Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная
Времени, чтобы отреагировать
на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 – 1 сек. Ребенку требуется для этого 3-4 секунды.
Слайд 6До 8 лет ребенок зачастую еще не способен точно определить источник
звука
В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.
Слайд 7Внимание у детей непроизвольное, восприятие непосредственно
Ребенка интересуют только то, что эмоционально
окрашено. Поэтому на дорогах его привлекают не те машины, которые несут опасность, а яркие и привлекательные.
Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.
Слайд 8Дети проецируют в реальный мир свои представления из мира игрушек
К
примеру, уверенность в том, что настоящие транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте также мгновенно, как и игрушечные
Слайд 9Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает
Мозг маленьких детей не
в состоянии уловить одновременно более одного явления. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
Слайд 10На детей большое влияние оказывают эмоции
Радость, грусть, удивление, интерес к чему-либо
заставляют напрочь забывать об опасности, которой они могут быть подвергнуты.
Слайд 11Особенности темперамента.
Повышенная склонность к риску отмечается у детей с холерическим
темпераментом
Слайд 12Ребенок - меланхолик теряется в сложных ситуациях, начинает переход дороги в
режиме психического напряжения. У него постепенно накапливаются чрезмерное психическое напряжение, раздражение, утомление и, в конечном итоге, возникает чувство страха
Слайд 13Спокойные, флегматичные дети не будут делать резких движений при переходе через
дорогу, но из-за усталости их внимание может быть отвлечено
Слайд 14Соотношение характеристик поведения детей и причин ДТП
Слайд 17Специалисты отмечают, что целесообразно формировать у детей четыре вида навыков
1. «Навык
наблюдения». Ребенок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как предметы, скрывающие опасность. Для этого ему надо многократно показывать с тротуара эти предметы. Пустынную улицу или улицу с неинтенсивным движением транспорта ребенок должен научиться видеть как улицу обманчивую, потому что именно на таких улицах дети часто выходят на проезжую часть, не посмотрев по сторонам. Из двора или из-за перекрестка неожиданно может появиться транспорт.
2. «Навык сопротивления» волнению или спешке. Когда ребенок спешит или взволнован, больше всего вероятность, что он забудет обо всем и будет действовать по привычке (а привычки, напомним, формируются в бытовой среде!). Поэтому, ступая на проезжую часть, спешку или волнение надо оставить на тротуаре. При переходе - полное спокойствие, никакой спешки. Этот навык надо тренировать у ребенка личным примером родителей. Надо научиться говорить себе: «Петя, не спеши, минута не поможет».
Слайд 183. Навык «переключения на проезжую часть». Тротуар отделен от проезжей части
улицы узенькой полоской бордюрного камня. Надо научить ребенка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону.
4. Навык «переключения на самоконтроль». Ребенок в быту привык двигаться автоматически, на основе привычки «вижу – действую». Мысли в это время могут быть совершенно не связаны с движением. На проезжей части следование таким привычкам недопустимо. Значит, на проезжей части нужно следить за собой, участвовать в движении, в оценке обстановки не только глазами но и мыслями. Необходимо выработать у детей навык сосредотачивать внимание на 10-15 с, которые требуются для перехода проезжей части.