Слайд 1Возрастная педагогика и психология
Слайд 2Система педагогических наук
Общая педагогика
является базовой, изучает общие закономерности воспитания и
обучения в образовательных учреждениях всех типов.
Содержит 4 больших раздела:
общие основы педагогики;
теория обучения (дидактика);
теория воспитания;
управление педагогическими системами.
Слайд 3
Возрастная педагогика
изучает специфику обучения и воспитания определенных возрастных групп:
преддошкольная
(ясельная)
педагогика;
дошкольная педагогика;
школьная педагогика;
педагогика профессионального образования;
андрагогика – теория обучения взрослых людей.
Слайд 4В зависимости от конкретных видов человеческой деятельности выделяют:
военную,
инженерную,
пенитенциарную,
спортивную,
театральную,
музыкальную педагогику и
др.
Слайд 5К педагогическим дисциплинам также относятся:
история педагогики;
сравнительная педагогика;
этнопедагогика;
социальная педагогика;
специальная педагогика.
Слайд 6
Специальная педагогика:
сурдопедагогика – закономерности развития и воспитания слабослышащих детей;
тифлопедагогика – слепых
и слабовидящих;
олигофренопедагогика – умственно отсталых;
логопедия – детей с нарушениями речи.
Слайд 7
Частные (предметные) методики
исследуют закономерности преподавания и изучения отдельных дисциплин:
методика
обучения русскому языку;
методика обучения математике;
методика обучения технологии
и другие.
Слайд 8Основные понятия
Возрастная психология – это область знаний, акцентирующая внимание на психологических
особенностях детей разного возраста, в то время как психология развития – это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии детей
Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, их разносторонние содержательные психологические характеристики
Слайд 9Основные понятия
Возраст – это качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого
развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.
Возраст
физический психологический
Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутр., управляемых и неуправл. факторов.
Сензитианый период развития – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Слайд 10Основные понятия
Кризис возрастного развития – задержка в психологическом развитии человека, сопровождаемая
депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (Л) и внешнего (межЛ) характера.
Идентификация – (отождествление) -это процесс или результат уподобления психологии и поведения ребенка другим людям.
Ведущий вид деятельности – в наибольшей степени способствующий психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущий развитие за собой.
Зона ближайшего развития – реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей.
Слайд 11Основные понятия
Социализация (Л) – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения,
присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях социально-организованной воспитательной системы.
Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к с/познанию и с/развитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений,установок и мотивов.
Слайд 12Закономерности развития человека
Развитие человека – внутренний детерминированный процесс;
Развитие человека детерминировано социальной
ситуацией развития;
Развитие человека обусловлено мерой его собственной активности;
Развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности;
Развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности;
Воздействия различных факторов детерминируются половозрастными особенностями
Слайд 13Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется
множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.
Возрастная периодизация (Д.Б. Эльконин)
Слайд 14Стадии жизненного пути личности по
Э. Эриксону
Слайд 15Периоды и стадии развития по
Д.Б. Эльконину
Слайд 16Движущие силы психического развития личности
Факторы
психического
развития
Предпосылки
психического
развития
Внешние
среда
Внутренние
био-
генетика
Внешние
обучение
и
воспитание
Внутренние
активность,
мотивы
Слайд 17Возрастная характеристика Д.Б. Эльконина
Социальная ситуация развития- это то, как ребенок ориентируется
в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.
Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период.
Основные новообразования развития- это новые достижения в развитии, которые перерастают ситуацию и ведут ее к «взрыву»- кризису.
Кризис – это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого.
Слайд 18Психологический кризис и виды
кризисных ситуаций
Слайд 19Возрастные кризисы
Возрастной кризис – это переходной период между возрастными этапами, который
неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития. В первую очередь этот вид кризиса обусловлен физиологическими сдвигами в организме ребёнка, морфофункциональными перестройками. Особенность протекания возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы (темперамент), характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личность ребёнка, как открытая система, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами.
Слайд 20 Возрастные кризисы – это кризисы естественные, нормативные. Неблагоприятные внешние воздействия, стрессовые
факторы в эти периоды оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребёнка, в частности на становление его сексуальности и способов реагирования на воздействия внешней среды.
С. Выготский выделяет следующие возрастные кризисы у детей:
кризис одного года,
трёх лет,
семи лет,
подростковый кризис (13-17 лет).
Слайд 21Кризис одного года
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно
со всплеском самостоятельности, новыми аффективными реакциями, вызванными новыми для ребёнка возможностями – в этом возрасте он начинает ходить и активно исследовать окружающий его мир. Впервые активность ребёнка встречается с необходимыми для его безопасности ограничениями («нельзя» или «нет»). Поскольку речь ребёнка ещё недостаточно развита, то взрослые часто не понимают его желаний или не выполняют их. Это вызывает у него вспышки эмоциональных реакций.
Установление новых отношений с ребёнком, предоставление ему некоторой самостоятельности в безопасных пределах, терпение и выдержка взрослых смягчают кризис, позволяют ребёнку научить принимать ограничения. Кризис одного года характеризуется некоторым регрессом: могут нарушаться биоритмические процессы жизни ребёнка (чередование сна и бодрствования), изменяться система удовлетворения его витальных потребностей (отказ от еды или снижение аппетита), нарушаться эмоциональный баланс (повышение плаксивости).
Слайд 22Кризис трёх лет
Этот кризис протекает как кризис социальных отношений и связан
установлением самосознания ребёнка. Ребёнок впервые отделяет себя от других и познает различия между «хочу» и «должен».
Кризис включает в себя шесть основных элементов:
Негативизм, или стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет именно от взрослых.
Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то не потому, что этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Будучи связанным самим фактом первоначального требования, ребёнок не может отказаться от него.
Строптивость. Она безлична, направлена против тех норм воспитания, которые сложилось в семье. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают другие.
Своеволие. Ребёнок стремится всё делать самостоятельно и по-своему.
Слайд 23Бунт-протест. Ребёнок находится в состоянии конфликта с окружающими.
Проявление обесценивания статуса взрослого,
который проявляется в том что ребёнок начинает ругаться, дразнить, обзывать родителей и близких.
Деспотизм. Ребёнок заставляет родителей делать то, что он требует, а по отношению к братьям и сёстрам деспотизм проявляется ревностью.
Для выхода из кризиса взрослым следует предоставлять ребёнку сферу деятельности, в которой он мог бы проявлять свою самостоятельность. Такой сферой деятельности является игра. Игра, с её особыми правилами и нормами, в которых отражаются социальные связи, служит для ребёнка тем безопасным пространством, где он может развивать свою независимость и пробовать разные роли.
Слайд 24Особенности психического состояния и поведения детей разных возрастов, позволяющие заподозрить совершённое
над ними физическое насилие
Возраст 0-6 месяцев:
малоподвижность
безразличие к окружающему миру
отсутствие реакции на внешние стимулы или очень слабовыраженная реакция
редкая улыбка (для детей старше трёх месяцев)
Возраст 6 месяцев – 1,5 года:
боязнь родителей
боязнь любого физического контакта со взрослыми
постоянная беспричинная настороженность
плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль
Слайд 25 Возраст 1,5 – 3 года:
боязнь взрослых
плаксивость ( проявление радости очень редкие)
реакция
испуга на плач других детей
крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности
Возраст 3 года – 6 лет:
отсутствия сопротивления при агрессивном отношении к ним
пассивная реакция на боль
болезненное отношение к замечаниям, критике
заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость
псевдовзрослое поведение (сильное подражание взрослым)
негативизм, агрессивность
лживость, воровство
жестокость по отношению к животным
склонность к поджогам
Слайд 26Примерный перечень стрессовых реакций и посттравматических расстройств у детей
Кратковременное психотическое нарушение
Ночные
кошмары
Страх разлуки
Нарушение способности к реактивной привязанности
Диссоциативная амнезия
Диссоциативная фуга
Конверсионное нарушение
Деперсонализация
Специфические страхи
Панические атаки
Депрессивные эпизоды
Соматизация
Пограничные личностные нарушения
ПТСР протекает по-разному в разных возрастах. Детям, пережившим психическую травму, достаточно трудно понять, что с ними произошло. Это прежде всего связано с их возрастными особенностями, им не хватает социальной и психологической зрелости. Ребёнок не в состоянии осознать смысл происходящего, он просто запоминает саму ситуацию и свои переживания в этот миг.