Презентация, доклад на тему Возрастная педагогика и психология

Содержание

Система педагогических наукОбщая педагогика является базовой, изучает общие закономерности воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов.Содержит 4 больших раздела:общие основы педагогики;теория обучения (дидактика);теория воспитания;управление педагогическими системами.

Слайд 1Возрастная педагогика и психология

Возрастная педагогика и психология

Слайд 2Система педагогических наук
Общая педагогика
является базовой, изучает общие закономерности воспитания и

обучения в образовательных учреждениях всех типов.
Содержит 4 больших раздела:
общие основы педагогики;
теория обучения (дидактика);
теория воспитания;
управление педагогическими системами.
Система педагогических наукОбщая педагогика является базовой, изучает общие закономерности воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов.Содержит

Слайд 3
Возрастная педагогика
изучает специфику обучения и воспитания определенных возрастных групп:
преддошкольная
(ясельная)

педагогика;

дошкольная педагогика;

школьная педагогика;

педагогика профессионального образования;
андрагогика – теория обучения взрослых людей.

Возрастная педагогика изучает специфику обучения и воспитания определенных возрастных групп:преддошкольная (ясельная) педагогика;дошкольная педагогика;школьная педагогика;педагогика профессионального образования;андрагогика –

Слайд 4В зависимости от конкретных видов человеческой деятельности выделяют:
военную,
инженерную,
пенитенциарную,
спортивную,
театральную,
музыкальную педагогику и

др.
В зависимости от конкретных видов человеческой деятельности выделяют:военную,инженерную,пенитенциарную,спортивную, театральную,музыкальную педагогику и др.

Слайд 5К педагогическим дисциплинам также относятся:

история педагогики;

сравнительная педагогика;

этнопедагогика;

социальная педагогика;

специальная педагогика.

К педагогическим дисциплинам также относятся:история педагогики;сравнительная педагогика;этнопедагогика;социальная педагогика;специальная педагогика.

Слайд 6
Специальная педагогика:

сурдопедагогика – закономерности развития и воспитания слабослышащих детей;

тифлопедагогика – слепых

и слабовидящих;

олигофренопедагогика – умственно отсталых;

логопедия – детей с нарушениями речи.

Специальная педагогика:сурдопедагогика – закономерности развития и воспитания слабослышащих детей;тифлопедагогика – слепых и слабовидящих;олигофренопедагогика – умственно отсталых;логопедия –

Слайд 7
Частные (предметные) методики
исследуют закономерности преподавания и изучения отдельных дисциплин:

методика

обучения русскому языку;

методика обучения математике;

методика обучения технологии
и другие.
Частные (предметные) методики исследуют закономерности преподавания и изучения отдельных дисциплин: методика обучения русскому языку; методика обучения математике;

Слайд 8Основные понятия
Возрастная психология – это область знаний, акцентирующая внимание на психологических

особенностях детей разного возраста, в то время как психология развития – это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии детей
Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, их разносторонние содержательные психологические характеристики
Основные понятияВозрастная психология – это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста, в то

Слайд 9Основные понятия
Возраст – это качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого

развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.
Возраст

физический психологический
Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутр., управляемых и неуправл. факторов.
Сензитианый период развития – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Основные понятияВозраст – это качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Слайд 10Основные понятия
Кризис возрастного развития – задержка в психологическом развитии человека, сопровождаемая

депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (Л) и внешнего (межЛ) характера.
Идентификация – (отождествление) -это процесс или результат уподобления психологии и поведения ребенка другим людям.
Ведущий вид деятельности – в наибольшей степени способствующий психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущий развитие за собой.
Зона ближайшего развития – реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей.
Основные понятияКризис возрастного развития – задержка в психологическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а

Слайд 11Основные понятия
Социализация (Л) – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения,

присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях социально-организованной воспитательной системы.
Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к с/познанию и с/развитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений,установок и мотивов.
Основные понятияСоциализация (Л) – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу,

Слайд 12Закономерности развития человека
Развитие человека – внутренний детерминированный процесс;
Развитие человека детерминировано социальной

ситуацией развития;
Развитие человека обусловлено мерой его собственной активности;
Развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности;
Развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности;
Воздействия различных факторов детерминируются половозрастными особенностями
Закономерности развития человекаРазвитие человека – внутренний детерминированный процесс;Развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития;Развитие человека обусловлено мерой его

Слайд 13Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется

множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.

Возрастная периодизация (Д.Б. Эльконин)


Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие

Слайд 14Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону

Стадии жизненного пути личности по  Э. Эриксону

Слайд 15Периоды и стадии развития по Д.Б. Эльконину

Периоды и стадии развития по Д.Б. Эльконину

Слайд 16Движущие силы психического развития личности

Факторы
психического
развития
Предпосылки
психического
развития

Внешние

среда
Внутренние
био-
генетика
Внешние
обучение
и
воспитание
Внутренние
активность,
мотивы

Движущие силы психического развития личностиФакторыпсихическогоразвитияПредпосылки психическогоразвитияВнешниесредаВнутренниебио-генетикаВнешние обучение ивоспитаниеВнутренние активность,мотивы

Слайд 17Возрастная характеристика Д.Б. Эльконина
Социальная ситуация развития- это то, как ребенок ориентируется

в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период.
Основные новообразования развития- это новые достижения в развитии, которые перерастают ситуацию и ведут ее к «взрыву»- кризису.

Кризис – это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого.

Возрастная характеристика Д.Б. ЭльконинаСоциальная ситуация развития- это то, как ребенок ориентируется в системе общественных отношений, в какие

Слайд 18Психологический кризис и виды кризисных ситуаций

Психологический кризис и виды кризисных ситуаций

Слайд 19Возрастные кризисы
Возрастной кризис – это переходной период между возрастными этапами, который

неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития. В первую очередь этот вид кризиса обусловлен физиологическими сдвигами в организме ребёнка, морфофункциональными перестройками. Особенность протекания возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы (темперамент), характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личность ребёнка, как открытая система, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами.
Возрастные кризисы		Возрастной кризис – это переходной период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от

Слайд 20 Возрастные кризисы – это кризисы естественные, нормативные. Неблагоприятные внешние воздействия, стрессовые

факторы в эти периоды оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребёнка, в частности на становление его сексуальности и способов реагирования на воздействия внешней среды.
С. Выготский выделяет следующие возрастные кризисы у детей:
кризис одного года,
трёх лет,
семи лет,
подростковый кризис (13-17 лет).
Возрастные кризисы – это кризисы естественные, нормативные. Неблагоприятные внешние воздействия, стрессовые факторы в эти периоды оказывают огромное

Слайд 21Кризис одного года
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно

со всплеском самостоятельности, новыми аффективными реакциями, вызванными новыми для ребёнка возможностями – в этом возрасте он начинает ходить и активно исследовать окружающий его мир. Впервые активность ребёнка встречается с необходимыми для его безопасности ограничениями («нельзя» или «нет»). Поскольку речь ребёнка ещё недостаточно развита, то взрослые часто не понимают его желаний или не выполняют их. Это вызывает у него вспышки эмоциональных реакций.
Установление новых отношений с ребёнком, предоставление ему некоторой самостоятельности в безопасных пределах, терпение и выдержка взрослых смягчают кризис, позволяют ребёнку научить принимать ограничения. Кризис одного года характеризуется некоторым регрессом: могут нарушаться биоритмические процессы жизни ребёнка (чередование сна и бодрствования), изменяться система удовлетворения его витальных потребностей (отказ от еды или снижение аппетита), нарушаться эмоциональный баланс (повышение плаксивости).
Кризис одного года 		Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно со всплеском самостоятельности, новыми аффективными реакциями,

Слайд 22Кризис трёх лет

Этот кризис протекает как кризис социальных отношений и связан

установлением самосознания ребёнка. Ребёнок впервые отделяет себя от других и познает различия между «хочу» и «должен».
Кризис включает в себя шесть основных элементов:
Негативизм, или стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет именно от взрослых.
Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то не потому, что этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Будучи связанным самим фактом первоначального требования, ребёнок не может отказаться от него.
Строптивость. Она безлична, направлена против тех норм воспитания, которые сложилось в семье. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают другие.
Своеволие. Ребёнок стремится всё делать самостоятельно и по-своему.
Кризис трёх лет		Этот кризис протекает как кризис социальных отношений и связан установлением самосознания ребёнка. Ребёнок  впервые

Слайд 23Бунт-протест. Ребёнок находится в состоянии конфликта с окружающими.
Проявление обесценивания статуса взрослого,

который проявляется в том что ребёнок начинает ругаться, дразнить, обзывать родителей и близких.
Деспотизм. Ребёнок заставляет родителей делать то, что он требует, а по отношению к братьям и сёстрам деспотизм проявляется ревностью.
Для выхода из кризиса взрослым следует предоставлять ребёнку сферу деятельности, в которой он мог бы проявлять свою самостоятельность. Такой сферой деятельности является игра. Игра, с её особыми правилами и нормами, в которых отражаются социальные связи, служит для ребёнка тем безопасным пространством, где он может развивать свою независимость и пробовать разные роли.
Бунт-протест. Ребёнок находится в состоянии конфликта с окружающими.Проявление обесценивания статуса взрослого, который проявляется в том что ребёнок

Слайд 24Особенности психического состояния и поведения детей разных возрастов, позволяющие заподозрить совершённое

над ними физическое насилие

Возраст 0-6 месяцев:
малоподвижность
безразличие к окружающему миру
отсутствие реакции на внешние стимулы или очень слабовыраженная реакция
редкая улыбка (для детей старше трёх месяцев)
Возраст 6 месяцев – 1,5 года:
боязнь родителей
боязнь любого физического контакта со взрослыми
постоянная беспричинная настороженность
плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

Особенности психического состояния и поведения детей разных возрастов, позволяющие заподозрить совершённое над ними физическое насилие	Возраст 0-6 месяцев:малоподвижностьбезразличие

Слайд 25 Возраст 1,5 – 3 года:
боязнь взрослых
плаксивость ( проявление радости очень редкие)
реакция

испуга на плач других детей
крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности
Возраст 3 года – 6 лет:
отсутствия сопротивления при агрессивном отношении к ним
пассивная реакция на боль
болезненное отношение к замечаниям, критике
заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость
псевдовзрослое поведение (сильное подражание взрослым)
негативизм, агрессивность
лживость, воровство
жестокость по отношению к животным
склонность к поджогам
Возраст 1,5 – 3 года:боязнь взрослыхплаксивость ( проявление радости очень редкие)реакция испуга на плач других детейкрайности в

Слайд 26Примерный перечень стрессовых реакций и посттравматических расстройств у детей
Кратковременное психотическое нарушение
Ночные

кошмары
Страх разлуки
Нарушение способности к реактивной привязанности
Диссоциативная амнезия
Диссоциативная фуга
Конверсионное нарушение
Деперсонализация
Специфические страхи
Панические атаки
Депрессивные эпизоды
Соматизация
Пограничные личностные нарушения
ПТСР протекает по-разному в разных возрастах. Детям, пережившим психическую травму, достаточно трудно понять, что с ними произошло. Это прежде всего связано с их возрастными особенностями, им не хватает социальной и психологической зрелости. Ребёнок не в состоянии осознать смысл происходящего, он просто запоминает саму ситуацию и свои переживания в этот миг.
Примерный перечень стрессовых реакций и посттравматических расстройств у детейКратковременное психотическое нарушениеНочные кошмарыСтрах разлукиНарушение способности к реактивной привязанностиДиссоциативная

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть