Слайд 1Презентация к урокам музыкальной литературы
В 6 классе Лицея искусств «Санкт-Петербург»
ВАСИЛЬЕВОЙ ЕКАТЕРИНЫ
ВЛАДИМИРОВНЫ
Вокальное творчество
М. И. Глинки
Слайд 2Михаил Иванович Глинка (1804-1857)
Слайд 3Камерно-вокальная музыка – излюбленная сфера в творчестве Глинки, к которой он
обращался на протяжении всей своей жизни. Она включает более 70 песен и романсов (в том числе цикл «Прощание с Петербургом» на слова Н.В. Кукольника). В основном это лирические сочинения, не утратившие связи со сложившимися традициями.
На стиль романсов Глинки повлияли:
русский бытовой романс, городская песня;
мелодика русской народной песни;
итальянский стиль bel canto. Глинка был в Италии в1830-1833 годы, и мог «на месте» ознакомиться с итальянской музыкой. Он был лично знаком с Беллини и Доницетти, часто посещал театр, после чего на память играл запомнившиеся мелодии. К «итальянским» романсам Глинки относятся «Победитель» и «Венецианская ночь», написанные в Милане.
Слайд 4Вокальные сочинения Глинки отличаются поистине моцартовским совершенством. Уже самые ранние среди
них можно отнести к классике русского романса: «Не искушай» (1825), «Бедный певец» (1826), «Скажи, зачем» (1827), «Не пой, красавица, при мне» (первый «восточный» романс Глинки и первое обращение к поэзии Пушкина, 1828).
Вокальное творчество композитора связано с самыми популярными жанрами начала XIX века – элегией, «русской песней», балладой (типичными для творчества А.А. Алябьева, А.Н. Верстовского, А.П. Есаулова). Все эти жанры подняты Глинкой на новый художественный уровень.
Слайд 5«Ах, ты, ночь ли, ноченька…»(1827)
«Русские песни», где городская романсовая лирика смыкается
с народными образами2, резко выделяются среди романсов молодого Глинки подчеркнутой простотой изложения.
Это именно песни, весь образ заключен здесь в мелодии, партия фортепиано играет очень скромную роль гармонической опоры.
Большинство из них написано на слова А.А. Дельвига, знатока и любителя народной поэзии («Ах ты, ночь ли, ноченька»).
Слайд 6Ах ты, ночь ли, ноченька!
Ах ты, ночь ли, бурная!
Отчего ты с
вечера
До глубокой полночи
Не блистаешь звездами,
Не сияешь месяцем?
Всё темнеешь тучами?
Слайд 7И с тобой, знать, ноченька,
Как со мною, молодцем,
Грусть-злодейка сведалась!
Как заляжет, лютая,
Там
глубоко на сердце -
Позабудешь девицам
Усмехаться, кланяться;
Слайд 8Позабудешь с вечера
До глубокой полночи,
Припевая, тешиться
Хороводной пляскою!
Нет, взрыдаешь, всплачешься,
И, безродный молодец,
На
постелю жесткую,
Как в могилу, кинешься!
Слайд 9«Не искушай…» («Разуверение»)(1826)
Романс «Не искушай меня без нужды» (стихи Е.А. Баратынского) является
классическим образцом жанра элегии, с типичной для него плавностью мелодической линии, начальной восходящей секстой, чувствительными задержаниями («вздохами»).
Еще никто из русских современников Глинки не достигал того художественного совершенства, с которым он передал психологический подтекст стихотворения.
За внешней сдержанностью, говорящей об остывшем чувстве, композитор расслышал живое волнение.
Слайд 10Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж
я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь,
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Слайд 11Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый,
больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты…
Слайд 13Одной из вершин в развитии жанра вокальной баллады является фантазия «Ночной
смотр» на слова В.А. Жуковского . Она была написана вскоре после завершения оперы «Жизнь за царя».
В своей автобиографии Глинка описывает обстоятельства первого исполнения баллады:
«…Жуковский в конце зимы с 1836 на 1837 год дал мне однажды фантазию «Ночной смотр»,только что им написанную. К вечеру она уже была готова, и я пел её у себя в присутствии Жуковского и Пушкина. Матушка была еще у нас, и она искренно радовалась увидеть у меня таких избранных гостей».
Слайд 14Опираясь на романтическую легенду о Наполеоне, встающем по ночам из гроба,
Глинка рисует фантастическую картину ночного парада мертвого войска.
Слайд 15«Ночной смотр» является оригинальным примером глинкинской декламационности. Нередко применяя декламационный принцип,
композитор отнюдь не стремился к музыкальному воспроизведению речевых интонаций (что так характерно, например, для Даргомыжского и Мусоргского).
Слайд 16Используя варьированно-куплетную форму, Глинка объединяет ее движением марша. Фортепианная партия изображает
дробь военного барабана, звучание литавр, труб.
Самый значительный момент в развитии сюжета – появление героя повествования, полководца, подчеркнут тональным сдвигом (f-moll — Des-dur).
Слайд 17И в темных гробах барабан
Могучую будит пехоту;
Встают молодцы егеря,
Встают старики гренадеры,
Встают
из-под русских снегов,
С роскошных полей италийских,
Встают с африканских степей,
С горючих песков Палестины.
В двенадцать часов по ночам
Из гроба встает барабанщик;
И ходит он взад и вперед,
И бьет он проворно тревогу.
Слайд 18В двенадцать часов по ночам
Выходит трубач из могилы;
И скачет он взад
и вперед,
И громко трубит он тревогу.
И в темных могилах труба
Могучую конницу будит:
Седые гусары встают,
Встают усачи кирасиры;
И с севера, с юга летят,
С востока и с запада мчатся
На легких воздушных конях
Одни за другим эскадроны.
Слайд 19В двенадцать часов по ночам
Из гроба встает полководец;
На нем сверх мундира
сюртук;
Он с маленькой шляпой и шпагой;
На старом коне боевом
Он медленно едет по фрунту;
И маршалы едут за ним,
И едут за ним адъютанты;
И армия честь отдает.
Становится он перед нею;
И с музыкой мимо его
Проходят полки за полками.
Слайд 20И всех генералов своих
Потом он в кружок собирает,
И ближнему на
ухо сам
Он шепчет пароль свой и лозунг;
И армии всей отдают
Они тот пароль и тот лозунг:
И Франция - тот их пароль,
Тот лозунг -Святая Елена…
Так к старым солдатам своим
На смотр генеральный из гроба
В двенадцать часов по ночам
Встает император усопший
Слайд 21«Попутная песня» (1837)
Песня включена Глинкой в цикл «Прощание с Петербургом» (1844),
однако написана была на несколько лет раньше – из воспоминаний композитора известно, что они, вместе с другом, поэтом Нестором Кукольником, присутствовали при запуске первой в России железной дороги летом 1837 года в Петербурге.
Потрясенные зрелищем , друзья в тот же вечер сочинили «Попутную..» и через несколько дней ее уже распевали во всех салонах города.
Слайд 22Популярность «Попутной песни» Глинки связана с удивительным остроумием и изобретательностью музыки.
Ее можно отнести к типу жанровой сценки.
Первая часть «Попутной» напоминает инструментальные пьесы типа «perpetuum mobile». Ее музыка передает веселую суету, радостное нетерпение толпы, ожидающей поезда. Отрывистые вокальные фразы основаны на скороговорке
Четкий ритм фортепианной партии ассоциируется с перестуком колес.
Слайд 23В средней части («Нет, тайная дума быстрее летит...», параллельный минор) характер
музыки резко меняется: она передает душевное состояние героя, его волнение в ожидании встречи. Вокальная партия становится гораздо пластичнее, напевнее.
Противопоставление контрастных образов в «Попутной песне» чрезвычайно характерно для Глинки. Подобная контрастная композиция почти не встречается в романсах его предшественников, большей частью построенных на развитии одного лирического образа.
Слайд 24Дым столбом - кипит, дымится пароход...
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье...
Православный веселится наш
народ!
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чисто поле.
Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенья считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: "О Боже, как долго!"
Слайд 25Дым столбом - кипит, дымится пароход...
Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье...
Православный веселится
наш народ!
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чисто поле.
Не воздух, не зелень страдальца манят, -
Там ясные очи так ярко горят,
Так полны блаженства минуты свиданья,
Так сладки надеждой часы расставанья.
Слайд 26Дым столбом - кипит, дымится пароход...
Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье...
Православный веселится
наш народ!
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чисто поле.
Слайд 27«Я помню чудное мгновенье…»(1840)
Слайд 28Для пушкинских сочинений Глинки характерно полное слияние поэтического образа и его
музыкального прочтения. С присущим ему даром музыкального обобщения, он схватывает основное настроение текста стихотворения и передает его в законченной мелодии, следуя за нюансами поэтической речи.
Слайд 29А. П. Керн
Общепризнанным шедевром русской музыки стал романс «Я помню чудное
мгновенье», удивительным образом связавший биографии Глинки и Пушкина. Стихотворение Поэта посвящено А. П. Керн, а романс – ее дочери Екатерине, возлюбленной композитора.
Все высказанное Пушкиным в этом прекрасном стихотворении было пережито и прочувствовано Глинкой. Возможно, именно поэтому возникло здесь столь гармоничное соединение непосредственности чувства и высочайшего мастерства.
Е. Е. Керн
Слайд 30Главные эмоционально-смысловые моменты сюжета (встреча, разлука, новая встреча) получили отражение в
сложной трехчастной форме, довольно редкой в вокальной музыке.
Романс обрамляется фортепианной темой, построенной на основном мотиве вокальной мелодии.
Пленительная кантилена I части звучит на фоне легких арфообразных фигураций фортепиано. Отдельные ее детали выразительно фиксируют тончайшие нюансы пушкинской речи (на словах «как мимолетное виденье» мелодия становится совсем легкой и воздушной благодаря синкопе).
Первый гармонический оборот заставляет вспомнить Баха, хрупкую и возвышенную первую прелюдию из «ХТК». Вряд ли Глинка сознательно ориентировался на ее музыку. Сходство могло быть вызвано внутренним родством образов – в обоих случаях возникает представление о прекрасном идеале.
Слайд 31В средней части («Шли годы») вокальная партия преобразуется во взволнованный речитатив
с четким скандированием текста. Ее тональность возникает как ярко контрастное сопоставление – после каденции в C-dur сдвиг в As-dur. Фортепианные тираты в басу, репетиции аккордов подчеркивают беспокойное волнение. «Мимолетное виденье» исчезло, приблизилась суровая действительность...
Второе четверостишие второй строфы («В глуши, во мраке заточенья») Глинкой трактовано как развернутый предыкт к репризе. Это медленный, затрудненный синкопами в партии фортепиано подъем к кульминации.
Слайд 32Реприза отмечена новыми выразительными деталями. Обогащается гармония, многократные повторения союза «и»
передают живую радость встречи:
Романс завершается ликующей кодой с ее учащенным трепетом фортепианной партии и яркой, на полном дыхании звучащей кульминации.
Слайд 33Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой
красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Слайд 34Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос
нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Слайд 35Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой
красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь!