МБУДО «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева» города Смоленска
Презентация на тему:
«Влияние испанской классической музыки конца XIX-начала XX веков на гитарное исполнительство»
Выполнила преподаватель по классу гитары Чевпиленок К.Н.
2020г.
Слайд 2Объект исследования -музыкальная культура Испании конца XIX- начала XX вв.
Предмет исследования-
инструментальное исполнительство ( на гитаре).
Цель работы- исследовать влияние классической испанской музыки к.XIX- н.XX вв. на гитарное исполнительство.
Поставленные задачи:
- рассмотреть характерные особенности музыкальной культуры Испании к.XIX-н.XX вв.,
- изучить творчество испанских композиторов эпохи Ренасимьенто,
- познакомиться с гитаристами- исполнителями того времени,
- выполнить обзор репертуара для классической гитары.
Слайд 3Испанская культура – это яркость, темперамент, эмоциональность. Одна из древнейших и
самобытных культур стран мира, впитавшая в себя многовековую историю. Фламенко и кастаньеты, море и Барселона, коррида и сиеста, паэлья, Альгамбра и, конечно, гитара- всё это ассоциируется с Испанией.
Слайд 4
Ренасимьенто (в переводе с испанского «возрождение») – так называется создание
самобытной национальной музыкальной культуры Испании на рубеже XIX-XX веков после длительного застоя. Инициатором движения выступал Фелипе Педрель - композитор, фольклорист, музыковед. Идея этого движения основывалась на традициях классической испанской музыки, а также на творческом осмыслении и применении выразительного фольклора Испании. Благодаря таким последователям Ф.Педреля, как И.Альбенис, Э.Гранадос, М. де Фалья, Х.Турина, Ф.Морено-Торроба, испанская музыка вступает в эпоху расцвета и завоевывает признание Европы.
Фелипе Педрель (1841-1922)
Слайд 5Основоположники испанской национальной школы.
1.Исаак Альбенис (1860-1909)- композитор и пианист. Транскрипции его
фортепианных пьес называют «испанской гитары живым искусством».
А. Сеговией была сделана транскрипция пьес из фортепианного цикла «Испанская сюита №1».
«Легенда» (или «Астурия») - одно из наиболее узнаваемых произведений.
Слайд 62.Панталеон Энрике Хоакин Гранадос Кампинья (1867-1916)
Творчество композитора основывается на
синтезе направлений искусства Европы того времени и испанского фольклора.
Особое место в творчестве занимает фортепианный цикл «Испанские танцы», который также переложен для классической гитары. Пьесы разнообразные, яркие, мелодичные. Представлены различные жанры танцевального фольклора Испании – болеро, малагенья, вильянсико и другие.
Слайд 7Э. Гранадос «Испанский танец №5». Переложение для гитары.
Слайд 83.Мануэль де Фалья (1876-1946)- выдающийся испанский композитор XX века, пианист.
«Хотя Мануэль
де Фалья и написал лишь одно сочинение для гитары- «Дань почтения Клоду Дебюсси» (1920), но тем не менее все его творчество связано с этим инструментом. В оперу «Короткая жизнь» Фалья вводит народного певца, которому аккомпанирует гитарист. В оркестровке балета «Любовь- колдунья» и симфонической сюите для фортепиано с оркестром «Ночи в садах Испании» он мастерски воссоздает гармонические эффекты и красочную палитру гитары.» (М. Вайсборд)
Исполняются также переложения пьес «Танец огня», Испанский танец из оперы «Жизнь коротка»,
Танец мельника из балета «Треуголка».
Слайд 94. Хоакин Турина (1882-1949) -композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик и продолжатель
традиций Ренасимьенто.
Использует в своих сочинениях элементы андалузского фольклора, применяет имитацию приемов народного музицирования.
Основные произведения для гитары: «Севильяна», «Фандангильо», «Рафага», «Соната» , «Посвящение Тарреге».
Слайд 10Произведение для гитары «Посвящение Тарреге»
1 часть- Гарротин
Слайд 13 5.Федерико Морено- Торроба (1891-1982)
Слайд 14Автор большого числа пьес для шестиструнной гитары. Им написаны танцы, ноктюрны,
прелюды, Кастильская сюита, Кастильский концерт и другие разнообразные пьесы.
Ф.Морено-Торроба- первый, кто откликнулся на просьбу Андреса Сеговии о создании оригинального гитарного репертуара. После их знакомства, композитор написал Сонатину A dur, Burgalesa, Dialogos для гитары и оркестра(посвятил А.Сеговии),Concerto Iberica, концерт для гитары фламенко и оркестра, цикл для гитары «Ворота Мадрида» и другие произведения.
Предлагается прослушать
Фанданго из Кастильской сюиты.
Слайд 15
Творчество этих испанских композиторов оказало значительное влияние на инструментальное исполнительство. Известнейшие
гитаристы- исполнители того времени - Мигель Льобет, Мария Луиза Анидо, Эмилио Пухоль, Андрес Сеговия.
Слайд 16Мигель Льобет (1878- 1938)- один из лучших учеников Ф.Тарреги, а также
первый классический гитарист, записавший своё выступление.
Специально для Льобета написана пьеса «Памяти Дебюсси» Мануэлем де Фалья.
Слайд 17Мария Луиза Анидо (1907-1996)- аргентинская гитаристка и композитор XX века. Большое
внимание уделяла музыке Ф. Тарреги и И. Альбениса. С 1925 г. выступала в дуэте с М. Льобетом.
Слайд 18Эмилио Пухоль(1886-1980)-гитарист, композитор и педагог. Выступал с сольными концертами в Лондоне
и Мадриде, в Южной Америке. Написал более сотни оригинальных произведений для гитары, а также создал «Школу игры на гитаре», основанную на принципах техники Ф. Тарреги и своих собственных идеях.
Слайд 19Андрес Сеговия (1893-1987)- считается отцом современной классической гитары. Всемирно известный испанский
гитарист, педагог и композитор. Благодаря его усилиям ,удалось расширить гитарный репертуар, а сам инструмент получил всемирное признание в области академической музыки. Его музыкальная деятельность оценивается как выдающееся событие XX века.
Слайд 20Список использованной литературы:
1.Вайсборд М. «Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века».
Советский композитор. М.,1989.
2.Минакова А., Минаков С. «История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления.»- М.:Эксмо, 2010.
3.Шарнассе Э. «Шестиструнная гитара», издательство «Музыка», М.,1991.
4. https://www.belcanto.ru
5. http://www.abc-guitar.narod.ru