Слайд 2Венецианские карнавальные маски
это персонажи итальянской Комедии дель Арте,
особого вида уличного
театрального представления,
зародившегося в Италии в 16 веке.
Слайд 3Арлекин, Коломбина, Пьеро, Пульчинелла и другие персонажи ,
каждый из которых
отличался определенным
характером, стилем поведения и манерой одеваться,
развлекали своими представлениями жителей городов,
пользовались невероятной популярностью
и на несколько веков стали народными любимцами.
Слайд 4Поэтому один раз в год, во время знаменитого венецианского карнавала,
каждый желающий
поучаствовать в завораживающей феерии
обзаводился собственной маской одного из героев и,
скрыв от окружающих свое истинное лицо, погружался в пучину
безудержного многодневного веселья.
Слайд 5В настоящее время карнавальные маски –
один из всемирно известных символов
Венеции.
Слайд 6Каковы традиционные венецианские образы?
Это, несомненно, Кот, Гражданин, Доктор Чума, Баута, Венецианская
Дама.
Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост.
Слайд 7Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри
слоем папье-маше, приготовленного
по особому рецепту.
Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается,
затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору.
Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они
выглядели как старинные. Украшение поверхности –
это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием
акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей,
стразов, перьев, бисера… здесь все зависит от фантазии художника.
Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены,
что их боязно надевать. Цены на такие шедевры часто поражают воображение
не меньше, чем их внешний вид.
Слайд 8К классическим маскам, не связанным с театром, относятся:
Баута (Bauta) - одна из
самых популярных венецианских масок.
Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием
для представителей любого сословия и пола.
Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа,
который носил ее в сочетании с длинным черным плащом,
скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno .
Слайд 9Интересно, что нижняя часть бауты была устроена таким образом, что человек
мог есть и пить, не обнажая лица.
Надеть бауту - это отречься от назойливой индивидуальности,
отказаться от собственного лица, освободиться от норм морали.
На вопрос «кто это сделал?» Баута отвечает: «Маска…»
К маске был прикреплен кусок черного шелка, совершенно закрывавший нижнюю часть лица, шею и затылок и придававший всему облику наряженного таинственный и немного жуткий оттенок.
Слайд 10Джокер
Во всех культурах присутствует образ веселого авантюриста, обманщика. Он был
то богом, то придворным шутом, то нищим в рубище. Шут мог осмеять любого придворного, в том числе и самого короля и остаться безнаказанным.
Джокеры обычно носили костюмы, сшитые из разнообразных лоскутков ярких расцветок. Знаменитые треххвостовые уборы с бубенчиками на концах символизировали уши и хвост осла, который издавна был знаковым символом шутов. Другими яркими деталями образа Джокера были постоянный смех и поддельный скипетр, также известный как баубле или маротте.
Слайд 12Маской Кота венецианский карнавал обязан старой легенде. В ней рассказывается, как
некий бедный китаец приехал в Венецию со своим старым котом. Кошек в городе не водилось, зато мышей было в преизбытке. Голодное животное набросилось на добычу и в несколько дней освободило островную республику от грызунов. Дож настолько обрадовался, что одарил китайца несметными сокровищами и отправил домой с большим почетом. Чудо-животное осталось во дворце, на случай будущих нашествий.
Другой бедный китаец, увидев такое дело, решил, что если даже за кота
наивные венецианцы готовы выложить столько денег, то за шелк и прочие «приличные товары» он получит от них сторицей. Китаец залез в долги, накупил товаров и отправился в Венецию. Дож потерял дар речи при виде новых товаров из Китая,
а когда обрел, пообещал отдать за них самую большую свою драгоценность.
Ударили по рукам. Кот уехал В Китай назад)))
Слайд 13Вольто (Volto).
Также известна под названием
Гражданин (Citizen),
поскольку ее носили в
дозволенные
дни рядовые горожане.
Вольто – наиболее нейтральная
из всех масок,
копирующая классическую форму
человеческого лица.
Она крепилась к голове лентами
(у некоторых вольто вместо
тесемок на подбородке имелась ручка).
Слайд 14Венецианская Дама (Dama di Venezia)
– очень элегантная и изысканная маска, изображающая
знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами.
У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.
Слайд 15Моретта
В народе её называли «ОТРАДА МУЖЕЙ», так как на месте рта
у маски изнутри был небольшой шпенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом, - по словам Казановы, такие маски делали женщин загадочными, а главное... молчаливыми. Это был овал чёрного бархата. Этот чёрный великолепно подчёркивал благородную бледность лица и красный венецианский цвет волос. Недаром эту маску так любили дамы высшего сословия. Маска новолуния, маска обманчивой женской покорности и затаенного мужского страха. Маска молчаливой менады из мягкой кожи или бархата. Маска Гекаты. Маска ночной стреги, которая вечную Диану-девственницу могла превратить в алчную черную Венеру. Таинственная незнакомка, скрывающая свои лицо и голос… Возможность общаться только жестами… Загадочность и обольщение...
Слайд 16Самая жуткая маска карнавала – Доктор Чума.
Она появилась не для развлечения.
Эпидемии чумы не раз охватывали Венецию и,
за счет большой плотности населения,
уносили множество жизней.
Единственные люди, хоть как-то боровшиеся с болезнью, –
доктора для личной безопасности надевали на лицо длинноносые маски.
Считалось, что эти «клювы» с помещенными в них
ароматическими веществами могут защитить их от заразы.
С той же целью поверх обычной одежды врачи носили
темные длинные плащи из льняной или вощеной материи,
а в руки брали специальную палку, чтобы не прикасаться к больному руками.
Слайд 17Большой интерес представляет маска "gnaga" (от ит. "gnau"-"мяу"),
с которой связано венецианское
выражение "иметь наглость ньяги".
Носитель этого костюма, состоящего из сильно поношенного,
разорванного платья и маски кота, должен был имитировать
"мяукающим" голосом кошачий язык и движениями - кошачьи повадки.
Считается маской гомосексуалистов.
Инквизиция запрещала переодевание мужчин в женщин, любое
Проявление содомского греха строго преследовалось во все дни,
кроме карнавала.
Слайд 18Т В О Р Ч Е С К И Х
У С П Е Х О В !
ttp://selenaart.ru/post184324460/
http://kozeeva.ru/stati/znakovye-maski-venecianskogo-karnavala-chast-1.html
https://yandex.ru/images/search?text=венецианские%20маски%20фото&stype=image&lr=39&source=wiz