Слайд 1ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ БЕЛАРУСИ
Слайд 2В.А. Добромыслов:
"Методика русского языка как наука исследует процесс обучения в его историческом
развитии, во взаимосвязи тех явлений, которые составляют этот процесс, в единстве теории и практики… Исследуя различные стороны обучения русскому языку в их взаимосвязи, мы и можем создать научно обоснованную теорию обучения" (1956 г.).
Слайд 3И.Р. Палей:
"Методика русского языка – это теория воспитательно-образовательной работы по русскому языку"
(2010)
Слайд 4А.В. Текучев:
"Методика преподавания учебного предмета – это педагогическая наука, которая является частной
теорией или частной дидактикой" (2008 г.).
Слайд 5М.Р. Львов:
"Методика русского языка – педагогическая наука, изучающая закономерности обучения школьников русскому
языку, т.е. содержание обучения, методы работы учителя, учащихся, процессы усвоения материала, трудности" (1988 г.).
Слайд 6М.Т. Баранов:
"Методика – это наука, изучающая процесс обучения русскому языку, который включает:
а)
содержание обучения;
б) деятельность учителя по отбору и подаче материала учащимся, по организации их учебного труда, соответствующего их развитию; выявление знаний и умений;
в) деятельность учащегося по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, умений;
г) результаты обучения" (2000 г.).
Слайд 7Г.А. Фомичева:
"Методика – это наука, исследующая процесс обучения во взаимосвязи трех сторон:
целей и содержания обучения, деятельности учителя и учебной деятельности ученика" (2008 г.).
Слайд 8 Методика преподавания русского языка – педагогическая наука, исследующая процесс обучения в
его историческом развитии, во взаимосвязи и в единстве теории и практики, определяющая содержание обучения и виды деятельности учителя (обучение) и ученика (учение), которые являются составляющими компонентами деятельностного похода, который востребован сегодня школой как коммуникативно-деятельностный подход.
Слайд 9 Методика русского языка как наука имеет:
свою методологию – совокупность познавательных средств,
направлений, подходов, принципов, методов, приемов, используемых для организации познавательной и практической деятельности;
свою терминологию (методическая система обучения, типология упражнений и др.);
свои методы исследования (изучение процесса обучения русскому языку в школе; анализ учебников, методических пособий, программ; эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный) и др.).
Слайд 10 Методика русского языка опирается на лингвистику, педагогику, психологию, а также на
положение о четырех разновидностях речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо), обеспечивает два важнейших воспитательно-обучающих процесса, выраженных в понятиях развития и формирования.
Развитие – это целенаправленная деятельность ученика, предполагающая совершенствование умений пользоваться языком как средством общения.
Формирование – целенаправленное управление процессами овладения языком и речью.
Слайд 11Методическая система обучения русскому языку
Компоненты методической системы обучения русскому языку:
направления,
подходы,
ведущая цель,
задачи, реализующие цель,
принципы,
содержание,
методические средства (методы, приемы).
Слайд 12Ведущая цель обучения
Доминирующая роль внутри системы принадлежит ведущей цели обучения, которая
определяется внешними и внутренними факторами.
Внешние факторы – социально-культурные ценности общества в данный исторический период.
Внутренние факторы – соответствие цели обучения состоянию лингвистической науки, ее научно обоснованной теории, без знания которой невозможно научить школьников грамотно и целесообразно использовать русский язык как для общения, так и для учения.
Слайд 13Ведущая цель обучения
Ведущая цель обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях отражает
новую парадигму преподавания «от обучения языку и речи (речевой деятельности) – к обучению общению».
Слайд 14Ведущая цель обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях Беларуси
"сформировать у
учащихся систему знаний о языке и речи; научить их пользоваться русским языком во всех видах речевой деятельности (чтение, слушание, письмо, говорение), в избранных сферах применения языка; развивать интеллектуальную, духовно-нравственную, коммуникативную, гражданскую культуру учащихся"
Слайд 15Основные задачи обучения русскому языку
языковое и речевое развитие учащихся на
основе усвоения знаний о системе русского языка на всех его уровнях (фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис), правил функционирования языковых средств в речи, норм русского литературного языка (произносительных, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных), обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование правописных умений и навыков, умений пользоваться языком в различных видах речевой деятельности (языковая и речевая компетенции);
Слайд 16Основные задачи обучения русскому языку
формирование коммуникативных умений на основе овладения учащимися
речеведческими понятиями (культура устной и письменной речи, текст, типы речи, стили речи, жанры речи, правила речевого общения), способами выражения мысли в устной и письменной форме; умений создавать самостоятельные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи (коммуникативная компетенция);
Слайд 17Основные задачи обучения русскому языку
формирование речевой культуры учащихся на основе освоения
языка как системы сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения русской, национальной культуры в контексте общемировой; развитие способности пользоваться культурологическими сведениями для обеспечения полноценной коммуникации (лингвокультурологическая компетенция).
Слайд 18Подходы,
определяющие теоретическую и методическую базу обучения языку и речи
системно-функциональный,
коммуникативно-деятельностный,
лингвокультурологический подходы
Слайд 19Принципы -
это основные методологические идеи, которые определяют отбор содержания, методов, средств
и организационных форм обучения.
Слайд 20Принципы отбора содержания обучения
минимизация теоретических сведений на основе их значимости для
речевой деятельности;
учет функционально-семантических особенностей фактов языковой системы;
взаимосвязь уровней системы языка;
коммуникативно-речевая направленность;
опора на этнокультуру (при оборе дидактического материала);
учет общих и специфических особенностей белорусского и русского языков.
Слайд 21Содержание обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях включает следующие компоненты:
знания о
системе языка и речи;
знания об особенностях функционирования языковых единиц в речи;
знания и умения, необходимые для осуществления различных видов речевой деятельности;
знания и умения речевой коммуникации;
знания, связанные с отражением в языке истории, культуры русского и белорусского народов.
Слайд 22Новая форма измерения результатов обучения
Ведущую цель, задачи, владение компетенциями, основные подходы
к обучению русскому языку, принципы обучения и отбора содержания, само содержание определяют современные образовательные стандарты и программы учебного предмета "Русский язык". Образовательные стандарты устанавливают целый ряд единообразных требований к выпускникам общеобразовательных учреждений и предлагают новую форму измерения результатов обучения – компетенцию.
Слайд 23Языковая компетенция - знания системы языка, норм языка, обеспечивающие понимание чужой
речи и создание своей, орфографическая и пунктуационная грамотность.
Речевая компетенция - умение пользоваться языком в различных видах речевой деятельности.
Коммуникативная компетенция - владение речеведческими понятиями: культура речи, качества речи, текст, типы речи, стили речи, жанры речи, правила речевого общения; способами выражения мысли в устной и письменной форме; умение создавать самостоятельные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи.
Лингвокультурологическая компетенция - осознание языка как формы выражения русской и национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народов, духовно-нравственных ценностей.
Слайд 24Методы обучения
Метод – это способ работы учителя и определяемый им
способ работы учащихся (А.В. Текучев).
Прием – действия учителя и ученика по эффективной реализации метода обучения.
Слайд 28Диктант как метод обучения русскому языку
Слайд 29Типология уроков русского языка
По дидактической цели: обучающие, контрольные.
Обучающие уроки могут
быть познавательными, тренировочными, а также познавательно-тренировочными; вводными (в начале учебного года или этапа обучения, в начале изучения нового раздела), на которых актуализируются базовые понятия; обучения написанию изложений и другим вторичным текстам.
Тренировочные уроки – это уроки закрепления знаний и умений, уроки повторения (текущего и итогового), уроки обобщения и систематизации, уроки подготовки к контрольной работе, уроки анализа письменных работ и коррекции предметной подготовки.
Контрольные уроки (диагностические) – это уроки языкового контроля (уроки орфографического и пунктуационного контроля); уроки речевого контроля (проверки и выявления уровня речевого развития), уроки текущего и итогового контроля.
Слайд 30Типология уроков русского языка
II. По содержанию: языковые, направленные на формирование
языковой компетенции;
речевые уроки, направленные на формирование речевой и коммуникативной компетенций; уроки развития устной речи (обучение устным сообщениям, ораторским выступлениям, пересказам, докладам, устным рассказам; уроки развития письменной речи – проведение диктантов (творческого, свободного, с продолжением), обучение тезисам, конспектам, а также сочинениям разных типов.
Интегрированные уроки – уроки словесной интеграции (межпредметные связи языка и литературы, языка и искусства).
Слайд 31Типология уроков русского языка
III. По форме.
Эти уроки отличаются структурой и
наполнением структурных элементов, обусловленных средствами обучения (методами, видами работ, речевой деятельностью и другими параметрами); классические (традиционные) уроки, основная цель которых – усвоение знаний и первичное формирование умений; уроки вузовских форм, называемые в школьной практике нетрадиционными (хотя они частотны в старших классах). Это уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, лабораторные уроки, уроки деловых, ролевых игр; уроки группового обучения.
Слайд 32Цели урока по русскому языку
I. Общепринятые:
1) образовательная (ключевые слова: познакомить с…; дать
представление…; углубить знания по…; обобщить материал предыдущих уроков и т.д.);
2) развивающая (ключевые слова: совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать; формировать навык работы с различными источниками знаний; развивать творческие способности учащихся и т.д.);
3) воспитательная (ключевые слова: воспитывать общую культуру; формировать культуру учебного труда; совершенствовать навыки общения; воспитывать чувство ответственности, гражданского долга и т.д.)
Слайд 33Цели урока по русскому языку
II. Современные:
1) познавательная, связанная с необходимостью понять,
осознать и разрешить конкретную учебную, проблемную ситуацию, а также осознать логику и последовательность мыслительных действий;
2) коммуникативная, при реализации которой формируются умения общения учащихся в процессе совместного учебного, делового познания;
3) лингвокультурологическая, социально-ориентированная, воспитывающая культуру учащихся средствами языка, качества, необходимые для адекватной социализации учащихся.
Слайд 34Притча
«Правитель страны объявил, что собирается посмотреть на куст с экзотическими розами
в монастырском саду.
Войдя в сад, он увидел на кусте только одну розу. Ему доложили, что все остальные цветки Мастер срезал. Правитель потребовал объяснений.
– Если бы я оставил розы на кусте, ты бы не увидел ни одной из них.
После небольшой паузы Мастер добавил:
– Ты привык к толпе, но когда ты в последний раз видел человека?»
Слайд 35Программа учебного модуля
Тема «Лексическое значение слова» (10 класс)
Дидактическая цель.
В процессе работы
вы должны:
усвоить, что лексическое значение слова – это его содержание, то важнейшее, что определяет место слова в нашей речи, что лексическое значение – продукт мыслительной деятельности человека, отображает представление о предметах, свойствах, процессах, явлениях;
понять, почему употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения;
научиться определять значения слова с помощью его окружения, контекста, сочетаемости;
овладеть лексической нормой, изобразительно-выразительными возможностями лексики и фразеологии;
научиться выявлять экспрессивную, эмоциональную и стилистическую окраску слова в текстах различных стилей.
Слайд 36Программа учебного модуля
После того, как будет усвоен теоретический материал, вы должны:
составить
тематический тезаурус по теме «Лексическое значение слова»;
научиться определять лексическое значение по толковым словарям;
составить учебное сообщение на тему «Лексическое значение слова».
Слайд 37Учебно-языковой тезаурус по теме «Лексика» (10 класс)
Лексика с точки зрения
происхождения:
исконно русская лексика – лексика, формировавшаяся на протяжении всего периода развития русского языка;
общеславянская лексика – лексика, возникшая в период общеславянского единства;
восточнославянская лексика – лексика, возникшая в период распада общеславянского языка (VI–VII вв.);
собственно русская лексика – лексика, появившаяся после VII–IХ вв.;
заимствованная лексика – лексика, пришедшая в русский язык из других языков;
старославянизмы – слова, пришедшие из старославянского языка.
Слайд 38Учебно-языковой тезаурус по теме «Лексика» (10 класс)
Лексика с точки зрения
употребления:
общеупотребительная лексика;
лексика, ограниченная в своем употреблении:
диалектизмы – слова, ограниченные в своем употреблении определенной территорией;
жаргонизмы – слова, встречающиеся в речи людей, связанных родом деятельности;
профессионализмы – слова, используемые людьми той или иной профессии;
термины – слова или сочетания слов, обозначающие понятия, применяемые в науке, технике, искусстве.
Слайд 39Учебно-языковой тезаурус по теме «Лексика» (10 класс)
Лексика с точки зрения
активного и пассивного запаса:
– активная лексика – активный словарный запас, который включает в себя слова общенародного употребления;
– пассивная лексика – пассивный словарный запас, в который входят:
архаизмы – слова, вышедшие из употребления и замененные новыми;
историзмы – слова, ушедшие из активного словаря;
неологизмы – новые слова, появившиеся в языке;
окказионализмы – индивидуально-авторские неологизмы.
Слайд 40Анализ текста
1. Прочитать выразительно текст, указать в нем признаки текста.
2. Определить
тип речи, стиль и жанр текста.
3. Определить тему, основную мысль текста, озаглавить его (если отсутствует заголовок).
4. Выделить подтемы.
5. Назвать особенности построения текста (его композиции).
6. Указать средства связи между предложениями и частями текста.
7. Указать используемые в тексте языковые, выразительные средства.