Слайд 1Средства выразительности в музыке
Слайд 2Мелодия
Мелодия - основа любого музыкального произведения, его ведущее начало. Представляет собой развитую
и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной, веселой и т.д.
Слайд 3
ЛАД
Есть звуки устойчивые и неустойчивые. Взаимосвязь неустойчивых и устойчивых звуков — основа
музыкальной речи. Соотношение неустойчивых и устойчивых звуков образует лад. Лад определяет порядок, систему и превращает ряд звуков в осмысленную мелодию.
Ладов в музыке много. Cамые распространенные – мажорный и минорный лады. От лада зависит характер мелодии. Если мелодия в мажоре – она бодрая и веселая, если же в миноре – звучит грустно и печально.
Мелодия может быть напевной, а может быть декламационной, похожей на человеческую речь – речитатив.
Слайд 4
ТЕМБР
ТЕМБР – ещё одно важное средство музыкальной выразительности. Тембр – это
окраска звука музыкального инструмента или человеческого голоса. Тембр придает эмоциональный характер музыке. Одна и та же мелодия звучит по-разному в исполнении различных инструментов.
У каждого инструмента своя окраска – у скрипки серебристый, нежный, пленительный звук, у виолончели – мягкий, глубокий. Голос контральто обладает сочным грудным тембром, а колоратурное сопрано – искристое и звонкое.
Слайд 5Темп
Темп – скорость исполнения, он зависит от содержания и характера музыкального
произведения. Колыбельную, например, мы поем в медленном, спокойном темпе. А марш звучит размеренно, в темпе шага.
Темпы в музыке обозначаются на итальянском языке. В начале произведения композитор указывает и характер исполнения – в темпе вальса, в темпе марша, воодушевленно, мечтательно…
Кроме равномерного и постоянного движения в музыке бывают отклонения от темпа, они делают музыку более эмоциональной, живой, естественной.
Колыбельная
Марш
Танец
Слайд 6Темп
Медленные темпы:
Умеренные темпы:
Adagio - медленно Andante - спокойно
Largo – широко Moderato- умеренно
Lento – протяжно Sostenuto – сдержанно
Grave - тяжело Allegretto – оживлённо
Быстрые темпы: Отклонения от темпа:
Allegro – скоро Ritenuto – замедляя
Vivo – живо Accelerando – ускоряя
Presto – быстро A tempo – в прежнем темпе
Presnissimo- очень быстро
Слайд 7Штрихи.
Штрихи указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения.
Legato —
(легато) – связное, плавное звукоизвлечение.
Staccato— (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Звуки при исполнении на стаккато короткие.
Non legato – (нон легато) – несвязное исполнение. Звуковедение с небольшим подчеркиванием каждого звука мелодии.
Слайд 8Динамические оттенки
Динамические оттенки – важное средство музыкальной выразительности. Они превращают исполняемое
произведение в красочное, яркое художественное произведение, а исполнение делают выразительным и эмоциональным. Иногда исполнение требует сопоставления контрастной динамики, но в любом произведении присутствует постепенное усиление и постепенное ослабление динамики — нюансы крещендо и диминуэндо.
p – piano - тихо
mp - mezzo piano – не очень тихо
pp – pianissimo - очень тихо
f – forte- громко
mf - mezzo forte - не очень громко
ff – fortissimo - очень громко
crescendo - постепенное усиливание силы звука
diminuendo – постепенное ослабление силы звука
Слайд 9
ГАРМОНИЯ
Высота звуков, лад, ритм, темп неразрывно связаны друг с другом в
любом произведении, даже в самом простом — в одноголосной песне. Но более полно, ярко песня раскрывается в многоголосном изложении — с подголосками и разделением мелодии на отдельные голоса.
Многоголосная музыка, в которой одновременно звучат несколько мелодий-голосов, и каждый голос при этом самостоятелен и равноправен с другими, называется полифонической музыкой. Пример богатого многоголосия — народное пение, церковное хоровое пение. Расцвет полифонии приходится на первую половину восемнадцатого века. В это время немецкий композитор Бах создает хоровую и инструментальную полифоническую музыку. В произведениях Баха выразительные мелодии отдельных голосов сплетаются в единое целое. Голоса полифонии образуют в единстве стройность и логичность формы.
Многоголосная музыка, в которой один голос – ведущий, а остальные – сопровождающие – называется гомофонической. Одновременно звучащие голоса образуют последовательность аккордов, которые называются гармонией.
Гармония тесно связана с мелодией. Гармония дополняет, обогащает мелодию выразительными красками, помогает раскрыть содержание и смысл мелодии и выступает в роли выразительного средства. Музыка ярче и выразительнее, когда мелодия звучит в сочетании с гармонией.
Слайд 10
РИТМ
Мелодии присущ порядок не только по звуковысотности, но и по времени.
Соотношение звуков по длительности называется ритмом.
В мелодии мы слышим, как чередуются долгие и короткие звуки. Ровные звуки в спокойном темпе – мелодия плавная, неторопливая. Разнообразные длительности – чередование долгих и коротких звуков – мелодия гибкая, подвижная.
Ритму подчиняется вся наша жизнь: ритмично бьется сердце, ритмично наше дыхание, сменяются день и ночь, времена года. Равномерно движутся стрелки часов.
Ритм – важный музыкальный элемент. Ритм может быть самым разнообразным благодаря чередованию длительностей – долгих или коротких.
Слайд 11
ФОРМА
Музыкальное произведение строится и исполняется по определенным законам, в основе которых
лежит структура произведения и форма.
Музыка, как и литературное произведение, проживается во времени. В произведении есть части, главы, фразы, слова. Они сменяют друг друга, создавая действие, основанное на контрасте, сопоставлении, повторе.
Последовательность частей создает определенное построение, называемое формой произведения. Это может быть двух, трехчастная форма, куплетная, сонатное аллегро, сюита, рондо, сонатно-симфонический цикл. В каждой форме свои закономерности и логика.
Самая простая форма музыкального сочинения – период – форма, в которой выражена завершенная музыкальная мысль. Период делится (в основном) на два предложения, а предложение – на фразы. Фразы, в свою очередь, делятся на мотивы. Мотив – самая мелкая часть музыкальной речи. Когда музыкант исполняет произведение, понимая смысл построения сочинения, придерживается структуры произведения – выделяет предложения, фразы, мотивы, и более крупные построения – части – исполнение становится выразительным и понятным. А прием такого исполнения называется фразировкой. Фразировка предполагает наличие кульминаций во фразах, разделение построений, которое называется цезурой.