Слайд 1«История одной фотографии»
МБУДО «Центр детского творчества» Октябрьского района г.Барнаула,
объединение «Вместе»
Социальный
проект
Слайд 2
Часто ли мы общаемся со старшим поколением? Знаем ли, как жили
наши бабушки и дедушки, какие традиции были в их семье, чем занимались в свободное время и что любили? Порой пообщаться нам мешает нехватка времени, расстояние, если бабушка с дедушкой живут в другом населённом пункте. А когда мы встречаемся с ними, то не всегда находится повод расспросить их о прошлом. Вот и остаются нерассказанные истории в их сердцах, а остановленные мгновения жизни – в толстых фотоальбомах, которые редко открываются. А ведь о каждом снимке из бабушкиного альбома можно услышать целый рассказ, который перенесёт нас в прошлое. В этом рассказе переживания и радости, подробности быта и особенности взаимоотношений между людьми. Наверняка, разговор о фотографии даст нам возможность лучше понимать людей старшего поколения, а бабушкам и дедушкам – возможность быть услышанными.
Слайд 3Ребята и родители из творческого клуба «Вместе» решили устроить сюрприз бабушкам
ко Дню матери: оформить красивые странички с любимыми фотографиями в технике «скрапбукинг». Но главным условием участия в этом мероприятии являлся диалог с бабушкой по событиям выбранной фотографии.
Слайд 4Цель проекта: Организовать диалог двух поколений, младшего и старшего, внуков и
бабушек.
Задачи проекта:
Общаясь с бабушками, приоткрыть страничку прошлого, узнать немного о жизни старшего поколения.
Оформить в подарок бабушкам фотографию и рассказ в технике «скрапбукинг».
Рассказать другим людям о ценности общения младшего и старшего поколения, привлечь к проекту новых участников.
Слайд 5План проекта:
Рассмотреть бабушкин альбом с фотографиями и выбрать фото, о котором
ей захочется рассказать.
Расспросить бабушку об этом снимке. Ответы записать на диктофон или на бумагу.
Принести на встречу в Центр детского творчества фотографию (или её копию) и рассказ, напечатанный на бумаге, для оформления странички фотоальбома.
Видео с мастер-класса по созданию странички опубликовать в общем доступе на Youtube.
Продолжить сбор материала и запись рассказов о фото для создания и выпуска сборника «История одной фотографии».
Слайд 6Описание проекта:
Площадкой для реализации данного проекта стал Центр детского творчества Октябрьскоо
района города Барнаула. Творческое объединение детей и родителей «Вместе» поделилось идеей о проекте «История одной фотографии» в социальной сети «ВКонтакте». Была создана группа, в которой подробно раскрывались этапы подготовки к мероприятию. Участникам предлагалось пообщаться с бабушками, записать истории и принести их в напечатанном виде вместе с выбранной фотографией на мероприятие в Центр детского творчества.
В ноябре, в преддверии праздника Дня матери, в ЦДТ состоялся мастер-класс по оформлению странички с фотографией. Некоторые ребята пришли на мастер-класс с родителями. Родители помогали оформить страничку, оказывали помощь в выборе материалов, украшений. Вместе с ведущей мастер-класс Ириной Мельниковой участники освоили различные способы закрепления фотографии на листе, узнали интересные техники обработки фото, способы декорирования странички.
Слайд 7
В ходе работы участники делились впечатлениями о беседе с бабушкой, зачитывали
свои истории, показывали фотографии. Встреча прошла очень тепло и эмоционально.
Выполнение задания «Интервью с бабушкой» позволило участникам глубже пообщаться с представителями старшего поколения. Ребята вместе с бабушками рассматривали фотографии прошлых лет, задавали вопросы о жизни в те времена: «Где это было? Чем так дорог снимок? Что происходило в семье (стране, мире) когда была сделана фотография? Сколько тебе было лет? С кем дружила? Какие фильмы смотрела?» и т.д. Бабушки с энтузиазмом откликнулись на просьбу рассказать об одной фотографии. Поначалу им казалось, что рассказать нечего, потому что многое забыто, но по ходу беседы выяснялось много подробностей, произошедших в то время: что предшествовало снимку, что было важно и дорого на тот момент. Вопросы, которые внуки задавали бабушкам, помогали им вспоминать подробности.
Проект «История одной фотографии» проводился в рамках более крупного проекта «Мама, расскажи», в ходе которого участники создают странички фотоальбома о маме. Данный проект ещё актуален, и к нему можно присоединиться в любое время (https://vk.com/mama_rasskazhi ).
Слайд 8Фото с мастер-класса
Работаем с мамами
Слайд 14Наши истории
История бабы Оли, февраль 1972 года
- Какая интересная старая фотография.
Кто на ней?
- Я, моя одноклассница Маша Кузнецова и моя классная руководительница Татьяна Михайловна Черных. Это в Покровском было. В 9 классе. Была игра «Зарница». Вот видишь, я с погонами даже. Ну, там и лыжи вон стоят. Игра заключалась не в том, что были соревнования. У мальчишек свои, у нас свои. Вот я помню, что я каталась со страшно высокой горы. И там было еще два трамплина (улыбается). С одного я упала, но поднялась и дальше поехала.
Там не то что на скорость, там просто надо было съехать, чтобы это зачтено было. И еще помню, игру назначали в феврале месяце, мы целый месяц до игры ходили вот с такими погонами в школу. Командир у нас в классе был свой, его погоны отличались от наших.
Еще был смотр патриотической песни. Песню пел каждый класс. Вот сначала концерт, это засчитывалось. Потом всегда считали, у кого за этот месяц больше было получено пятёрок, двоек, и чтобы выбрать самый лучший класс, по оценкам, потом общественные мероприятия. Помню, был даже комитет из числа учащихся. Ребята из комитета вели работу с двоечниками. Их вызывали, разговаривали с ними, спрашивали, нужна ли им помощь или нет, работали с отстающими. Именно в течение месяца перед игрой этому особое внимание уделялось. Сильные ученики помогали слабым.
Слайд 15А еще у нас пользовался популярностью теннисный спорт. Теннис был в
школе, в клубе. Два стола стояли огромных. В течение всего дня туда можно было приходить и играть. Но если получил двойку, тебя туда никто не пустит. Двоечникам сурово было.
- Ты училась в Покровском?
- Да, последние два года школы. А восемь классов закончила дома в Карпово. Можно было ехать в Краснощёково, туда все мои одноклассники уехали учиться. А я… Во-первых, там же Люба сестра была, и во-вторых, девятый-десятый класс… Ну как бы родители увезли меня туда и всё. Меня никто не спрашивал, куда я поеду. А я, когда восемь классов закончила, всё лето практически там, в Покровском жила. И уже и познакомилась с Людмилой Лупп, подругой, два года сидели за одной партой. И с Людой Барсуковой.
- И мой дедушка тоже оттуда?
- Дедушка из Покровского, но познакомились мы с ним в Карпово. Он приехал в наше село, когда я после десятого класса не поступила и вернулась домой. Меня в школу работать взяли. Вела немецкий у пятых классов, а у седьмых черчение. Вот там мы и познакомились. Он тогда только из армии пришёл. Получилось так, что в техникум в этот год он опоздал. Ему предложили этот год поработать, а на следующий год уже поступать. У нас в школе тогда трудовика не было, вот его и пригласили.
- А в Покровском у кого ты жила?
- У сестры Любы. Они с мужем и сыном там тогда жили. Слава ходил в детский сад, ему уже годика четыре было. Утром встанет - «я чай хочу». Его одели уже в садик, нальют чаю быстрей, давай-давай, вот, всё остудили, сидит пьёт чай. Если капелька упадёт на брюки — всё, снимайте брюки, и ещё и стрелки на новых нагладьте. Вот такой был, и ещё чтобы у него платочек всегда в кармашке был, страшно аккуратный был. А я иногда его забирала из садика. Приду за ним, а он на меня так, исподлобья. За руку никогда не возьмет, пока идем из детского садика. Если Люба скажет: «Вы зайдите ко мне на работу» - а она работала до семи в библиотеке. Библиотека была в клубе, на втором этаже, как раз мимо, и детский сад рядом, да и дом там рядышком. Мы придём, побудем и пошли домой.
Слайд 16- Два года в Покровском, да?
- Да, два года. Я помню,
приехала когда туда, за восьмой класс у меня была четверка по русскому языку. Я захожу с Любой сдавать документы к завучу. Идем, она говорит «Ну пойдемте, пойдемте заявление напишите». Идем, а она мне: «Что, с трояшками, наверное, идёшь?». А потом открыла и говорит: «Ой, да у тебя все пятерки! Ну ты молодец!». Я такая была довольная.
- А потом, после школы ты виделась с Машей или Татьяной Михайловной?
С Машей. Мы как раз жили в Барнауле на Малахова в бараке, и Маша с мужем Сергеем получили квартиру недалеко. Они с Сергеем учились в параллельных классах, потом поженились. И вот у них Ритка, у нас Юра, примерно одного возраста. Ну и в гости ходили друг к другу. Да и потом, когда из барака переехали, тоже встречались. Сейчас иногда созваниваемся.
- А с учительницей?
А Татьяна Михайловна, она у нас русский и литературу преподавала в 9-10 классах. На тот момент, когда я только приехала, она уезжать уже собиралась. Так получилось, что попала она в нашу глубинку по распределению откуда-то из подмосковья. Никогда в Сибири не была. И вот она отработала практику и уже уезжать собиралась, да так и не уехала, замуж вышла. Сына родила. Правда, потом муж сильно пить начал, и она уехала на родину. Хорошая учительница. Я помню, на День рождения она мне подарила шарф белый. Вот у меня остаток вот такой (показывает руками) до сих пор лежит. Все думаю выкинуть, потом думаю - нет, на память от Татьяны Михайловны.
- А еще про Зарницу. В игре вся школа участвовала?
Вся школа участвовала, даже малышня. Но малышню до четвертого класса на гору, по-моему, не водили. Они сильно маленькие. Гора эта далеко от Покровского, там идти надо. Есть близко горы, но они пологие, маленькие. А там вот именно готовили лыжный спуск. Знамя нужно было захватить друг у друга. Знамя где-то там уже прятали, я уже не помню этих подробностей (смеётся). Это всё мальчишки организовывали.
Слайд 17- Долго длилась игра?
- Где-то в десять мы выходили из школы,
шли туда своими отрядами. Это были зеленые и синие, по-моему. Потом начинались вот эти вот соревнования по бегу на скорость на лыжах. Не каждый участвовал, а от отряда выделяли, кто будет бежать. Я помню, мне досталась дистанция с трамплинами. Я до этого ездила тренировалась. У меня получалось, я не падала. А тут, видимо, ее сильно накатали, а скорость-то большая, гора огромная. Еще с загибами. В общем, с одного трамплина я шибанулась. Это, конечно все равно засчитывали, что ты проехал. Она вся как на ладони, эта трасса, была, с самой макушки и всем было все видно. Где-то часа четыре это длилось, потому что мы же все равно голодные, весь день-то нас нельзя было держать, да и холодно. Никаких ни костров, ничего там не было.
- В валенках были?
- В валенках, да. А я вот не помню, я, наверное, была скорее всего не в валенках. Я была на лыжах в ботинках, скорее всего. Ну, кто без лыж, те в валенках. Я знаю, что Татьяна Михайловна точно в валенках была (улыбается). Потому, что она только стояла и записывала все.
- Здесь на фото, ты уже прошла дистанцию, да?
- Наверное, прошла, да. Потому, что… Вот видишь, в чем я? Ну конечно, я в ботинках стою. А вот чьи-то валенки стоят. Может, это и мои. Не помню…. Валенки я тогда носила в школу. Это точно. Потому, что зима была холодная. Тогда зимы прям жутко морозные были. Я и в сапогах ходила. А это у Любы, у нее были белые сапоги, красивые. Вот тут вот какие-то пряжечки, тут вот замочек (показывает). Я у нее выпрашивала в клуб сходить или на танцы. Она мне разрешала одевать.
Ну что еще рассказать про Зарницу… Играли в нее все школы. Это как бы такой общий порядок был.
- А кто побеждал?
- Кто знамя захватил, тот и победил.
- Ты там два года жила, и два года была игра Зарница?
- Да. Каждый год зарница. Только на следующий год она, по-моему, немножко по-другому была.
- А девятый класс, это какой год был?
- Давай считать. В 1963 году я пошла в первый класс, плюс девять - семьдесят второй год. Ну, правильно, в семьдесят третьем году я закончила школу.
Слайд 18Никакого оружия ни у кого не было. Это как бы чисто
по погонам нас распределяли, что мы синие и зеленые. Она по всему Советскому Союзу тогда была. Всесоюзная игра Зарница, она так и называлась.
- Сколько времени на такие горы нужно было подниматься?
- Гора высокая, минут 10 точно нужно было подниматься. Она затяжная такая. А может и не 10, а больше. Я помню, мы долго-долго шли, там нас человек десять было. Потому что от каждого отряда по одному-два человека было. Наверное, мальчик и девочка, скорее всего так. Конечно, я уже все это забыла теперь, столько лет прошло.
В школе было два девятых класса «А» и «Б». И что еще я запомнила, у нас был директор Шмыгов Владимир Андреевич. Его уже сейчас нет в живых. Очень строгий был. Вот каждый понедельник была линейка. Попробуй опоздай! Если ты опоздал, значит, он тебя поставит перед всеми и отругает.
- А тебя хоть раз так ругали?
- Нет, я ни разу не опаздывала. А на линейке старалась встать куда-нибудь подальше. Потому что, когда я в первый раз встала в первый ряд, меня сразил его взгляд. Он ходил как-то так, что у него одно плечо повыше. Идет и вот так всем в глаза смотрит. Тишина. Учителя сами замерев стоят. И ученики никто ни шепота, ни звука не издаст. Строй, как в армии.
- Там что-то на обратной стороне фотографии написано.
- «Игра «Орленок, село Куйбышево» — это покровский совхоз. Оно и сейчас так называется. Просматривается дата 23 февраля. Раньше это был рабочий день. И нам страшно нравилось, что уроков не было.
- А почему «Орленок»?
- Ее, наверное, так называли в тот год. Она была в рамках «Зарницы».
- Я помню, там за хорошие дела какие-то флажки раздавали. Собирался комитет, подсчитывали, у кого больше пятерок, и вручали вот эти флажочки. Это влияло на выигрыш, все суммировалось. Старались больше получить флажков. Вот это я хорошо помню.
Слайд 19Ой, а как мы двоечников песочили. А как им было стыдно!
Все было так по-серьезному. Все так строго спрашивали. И не было такого, чтобы он там захохотал или закривлялся.
- Куртка на тебе лыжная?
- Обычная болоньевая черненькая куртка. А Маша вон вообще в фуфайке. Раньше же фуфайки носили. Они очень теплые. А у меня вот еще и шаль мамина. Ну как мамина. Раньше же эти шали выписывали. И вот она одну выписала, а ей прислали. Я ее носила, потому что шапок и не было тогда, я носила эту шаль. Потом шарф какой-то носила. Вязать никто не умел, да и не с чего было тогда вязать. Еще одна учительница биологии была. Она подарила Любе белоснежную шапочку. Подарила, потому, что она ей надоела. Шапочку типа берета. Люба померила, и я померила и говорю: «А мне и больше идет». А Люба и говорит: «Ну и носи». Люба носить любила шляпки всякие такие. Она тогда училась в Кемерово в институте культуры. Как поедет, что-нибудь да привезет себе, какую-нибудь обновку. Ну, она и мне возила, юбочки там, кофточки. Спасибо сестре, что она меня немножко обувала и одевала (смеется). Маме-то как, в своем магазине только в сельпо и все. Больше-то ничего и нигде не купишь. Ну они, правда, перед школой ездили всегда в Алма-Ату. Привозили всем одежду. Все же учились. Орава-то была — пять человек. Всех надо было в школу нарядить. Ну а вообще, у меня очень хорошие воспоминания про эти два года. Потому что, наверное, и взрослая была, и время уже такое было, что друзей больше. У меня как-то в Карпово было мало подружек и по-другому все было. А там вот… Ну как же, нам уже разрешали на взрослые фильмы по выходным ходить, хотя и не всегда. Если узнают, что это фильм про любовь, все, никаких фильмов. Нельзя! Отпускал строго директор школы, через завуча. Мы все: «Кино привезли, кино хорошее!» - ходатаев направляли.
- Можно?
- Можно!
Ну не дай бог, кто-нибудь где-нибудь после кино останется, кого-нибудь где-нибудь увидят после 11 часов. Все! Очень было строго.
- А танцы были?
- Танцы были по выходным. Но опять же, только если разрешали. Вот, допустим, проводили в школе вечер осенний, «Осенний бал», тогда уже как все, в спортивном зале танцы. Ну и в клубе, если мы ставили концерт к каким-нибудь праздникам, то на танцы нам тоже разрешали. Определенное количество времени. Были дежурные учителя. Как наше время закончится, быстренько всех выпроваживали.
Слайд 20-В школу в форме ходили?
- Да, школьная форма. В основном коричневая,
но у старшеклассников встречалась и темно-синяя. Вот у нас была одна девушка, крупная такая. У нее синяя была форма, красивая. А у меня в эти два года форма была: прямая юбочка со складочкой впереди и жакет. Я их и в институте потом еще носила. Помню, Таня Дедова приезжала летом и научила меня вязать воротнички крючком. И я под ее руководством навязала несколько штук. Потом в школу воротнички и манжетики нашивала вязаные. Крахмалила их и пришивала. Да, это обязательно было, каждую неделю. А Иван Михалычу, мужу Любы, надо было погоны пришивать к рубашке, обязанность такая у меня была. Люба постирает рубашку, а я глажу и пришиваю белый воротник и погоны. Любе некогда было.
- В большом доме жили?
- Дом большой был. Трехквартирный. С одной стороны на ветер была кухня, потом детская, зал и спальня. С другого входа двухкомнатная — одна комната и кухонка. Там жили дедушка с бабушкой. А с той стороны дома одна комната всего. Хоть кухня, хоть спи. Все в одном. Она была перегорожена. Люба сначала жили в однокомнатной, а уже когда я приехала, в трехкомнатной. Я жила в детской. Тут у меня и кровать была и стол. Славка все время ходил канючил. Подойдет: «Дай мне карандаш», «Дай мне еще один карандаш», «Дай мне листик». То ему надо цветные. А я не пойму, что ему надо цветные карандаши. Вот он стоит, а мне надо быстрее уроки сделать. Допоздна в школе-то были. Я разозлюсь: «Да на тебе все карандаши!». А он: «Не надо», отворачивается и уходит.
- Они сами в Покровское уехали или по распределению?
- Иван Михалыча направили туда участковым. Там у него в подчинении несколько сел было. Лет пять они там прожили. Слава маленький был, когда они туда уехали. Потом Люба учиться начала. Как она на сессию, так Славу к маме в Карпово. Помню один раз была жуткая зима. Невозможно было доехать до Краснощеково. Мне надо было после каникул на учебу, а маме надо было забрать Славу, потому что Люба уехала на учебу. А через неделю Иван Михалыч на свою учебу должен уехать. Он тоже заканчивал школу милиции заочно. И вот эта пурга. Ездил какой-то трактор. Как сани, но крытые. По-моему, они так и назывались — тракторные сани. Как домик на санях, крытый брезентом. На деревянном полу настил из соломы.
Слайд 21Внутри было очень тепло. Помещалось туда человек двадцать. И вот мама
меня на них довезла до Краснощеково, а Иван Михалыч привез туда Славу. Мама Славу забрала к себе, а я с Иван Михалычем - в Покровское. И помню, в этот раз я осталась одна и заболела гриппом. У меня была жуткая температура. Бабушка Лена, соседка, приходила, таблетки какие-то давала. Потом забрала меня к себе. Она накормила меня таким вкусным борщом. Я никогда такой борщ не ела! У них печка русская была, и она оттуда его достала. Не высказать. Я до сих пор помню, какой он был вкусный. И в этот раз я не затопила печь в доме у Любы и отопление перемерзло. Ремонтировать потом пришлось.
- Какая история длинная получилась!
- Да, я даже и забыла. Сначала просто перелистнула эту фотографию и все. А теперь вот все это и вспомнила.
Беседовала с бабушкой Милена Вольф
Слайд 22
«Боба и я» (рассказ бабы Люды)
Эта история случилась в 1969 году.
Хозяин пса улетел на самолёте и не вернулся, а пес проводил его до самого самолёта и остался ждать в аэропорту под скамейкой. Он встречал каждый самолёт и ждал хозяина около самолёта, а потом снова уходил под скамейку. От еды он отказывался, даже от колбасы. Потом он куда-то ушёл.
Я была тогда в 10 классе. На весеннем субботнике мы посадили ёлки. Однажды я шла со школы и увидела того же пса в ложбинке около ёлок. «Боба, пошли со мной!» - сказала я псу. Имени я не знала, поэтому назвала так, уж не знаю почему. Он встал и пошёл рядом, а я очень собак боялась, и постоянно думала, что он может откусить мне ногу.
Придя домой, я сказала своей маме: «Я привела Бобу». А мама ответила: «Тогда корми его сама» и дала детский эмалированный горшок с простоквашей и кусочками хлеба. Я вышла и села рядом с Бобой, поставив около него еду. Пёс внимательно посмотрел на меня и стал есть. Сразу ему много не дали, потому что он долго перед этим голодал и мог переесть. Боба остался жить у нас, и на самолёты он не обращал никакого внимания. Через некоторое время я уехала в Омск учиться, и приезжала только в гости. Каждый раз, когда автобус со мной подъезжал к селу, Боба начинал метаться на цепи и радостно лаять, и мама говорила: «Вот и Люда приехала». И это всегда было правдой. Жил он с нами до глубокой старости…
Беседовала с бабушкой Ремезова Велислава
Слайд 23
- Кто на этой фотографии?
- Это лагерь был, в сосновом
бору. Училась я тогда – в пятый класс перешла. Сейчас на этом месте – лыжные базы. Стояли столы, привозили нам обед. Вечером уходили домой. А днём ходили в лес, глубоко туда. Ягоды собирали, грибы искали. Всякие были игры, линейка пионерская была, утром зарядку обязательно делали. Некоторые дети ездили домой ночевать, а я ходила к своей тёте. Она как раз напротив жила, на Булыгино.
- Какие ягоды были в лесу?
- Ну, землянику искали.
- Была ягода?
- Ну, а почему нет? Земляника, черника, грибы в основном сыроежки. Прямо ходили с вожатым.
Всякие аттракционы проводили. Помню, костюм готовила берёзки, - танцевали девочки танец берёзок. Ну как в пионерском лагере всё было.
- Просто интересно, что это не в здании, а прямо в лесу.
Рассказ бабы Ларисы, 1958 год
Слайд 24- Да, одна, значит, палатка была натянута, и нам привозили обед.
Завтракали дома, а там обедали. И стол длинный-длинный был на свежем воздухе, и лавки такие длинные. Раздавали в посуде, потом дежурные мыли посуду, и до следующего обеда. На ужин домой уходили.
- Ну там можно было на столах что-то делать? Рисовать?
- Ну конечно. Это же к обеду только освобождали столы.
- Просто целый день чем заниматься-то?
- Целый день, ну интересно «целый день» - играли…
- А игры какие были?
- Ну всякие игры: и с мячиком, и со скакалкой; искали «клады». Зарница у нас была. Рано утром пришли все 22 июня, и была зарница.
- Наверное, шахматы и шашки были?
- Конечно, всё было. К нам же пионервожатые приходили, воспитатели.
- А как брали путёвку в лагерь?
- Да как, записались и всё, без всяких путёвок. В основном, от завода Агрегатов, там родители живут. Наверное, объявление написали… Я уж теперь не помню. Я там с двоюродным братом была, вот он, Витёк (показывает). Мы вдвоём и ходили. Когда домой уеду. Сейчас думаю: что я домой не ездила, скучала же сильно. Ночевала у них (у тёти), а в выходной домой, в воскресенье.
- А в субботу был лагерь?
- Ой, я не знаю. Скорее всего, был, потому что раньше в субботу не отдыхали. В субботу же раньше работали люди все, а детей, наверное, туда отправляли.
- Там, наверное, никого не было в лесу? Сейчас-то гуляют люди по лесу.
- Не знаю, люди-то рядом напротив же жили. Может, с собачками гуляли. Сейчас гуляют по лесу, и тогда, наверное, гуляли.
- А кладбище?
- Кладбище-то правее, а лагерь-то был почти тут, на территории лыжных баз. Теперь всё застроили там. Прямо тут, рядышком, не сильно глубоко в лесу.
- А на фотографии нет воспитателей?
- Нет. Они, наверное, нас фотографировали. Наверное, пионервожатая и воспитатель были.
- Так это любительская фотография?
- Наверно. Я не помню, как нас фотографировали.
Утром мы слышали звуки горна из леса, и все бежали в лагерь. Сколько я потом была в других лагерях, обыкновенных, а мне запомнился этот. Может быть, потому что было мало детей, все друг друга хорошо знали и дружили. Никто никого не обижал.
С бабушкой беседовали Гневышев Стас и Гневышев Егор
Слайд 25Подведение итогов и выводы
По отзывам участников проекта, взрослых и ребят, им
понравилась идея общения с бабушками на тему фотографий. Интересно было то, что с рассказом бабушек целая история из прошлого разворачивалась перед ними. «Никогда бы не подумали, что один снимок может таить в себе столько информации», - говорят Елена и Милена Вольф, мама и дочь, - «нужно было только бабушку разговорить, и она начала вспоминать…» Напрасно мы думали, что бабушки не захотят рассказывать, сошлются на занятость, - наоборот, наши бабушки просто сияли от счастья, отбирая вместе с внуками фотографии, рассказывая подробности. Приятным сюрпризом для бабушек стала оформленная внуками страничка для фотоальбома. На этом, мы думаем, их общение не закончится, - они будут продолжать оформлять новые и новые странички с историями прошлых лет, с рассказами бабушек. Для этого разработан большой проект «Мама, расскажи», к которому могут присоединиться и взрослые(https://vk.com/mama_rasskazhi ).
Слайд 26Сам мастер-класс по оформлению странички для бабушкиного альбома посетило немного участников,
но позже к нашему проекту присоединились другие ребята и взрослые, которые нашли информацию в группе и захотели записать истории своих бабушек.
Поэтому наш проект не завершён, мы продолжаем собирать истории, которые в будущем издадим в специальном сборнике «История одной фотографии». Выпуск сборника рассказов планируется ко Дню семьи.
Итак, организуя общение с бабушками и записывая истории, мы убедились, что это необходимо и внукам и старшему поколению. Поэтому мы продолжаем рассказывать о нашем проекте и собирать истории. Присоединяйтесь!