Слайд 1Социально – педагогическое сопровождение в работе с
«трудными» детьми в условиях
реабилитационного центра.
Подготовила:
Филиппова Наталья Александровна,
Воспитатель
ГКУ РХ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Слайд 2 «Трудный» ребёнок - это тот ребёнок, которым взрослые занимаются мало.
Растут они сами по себе. Нередко дети вынуждены воровать, заниматься бродяжничеством. Они агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.
Понятие «сопровождать» – значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Также, помощь одного человека другому в преодолении трудностей.
В «Центре для н/л» успешно организуем социальное сопровождение, которое открывает перспективы личностного роста, помогает ребенку войти в ту зону развития, которая ему пока еще недоступна. В процессе сопровождения создаются условия, и оказывается необходимая поддержка для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Слайд 4Уклонение от учебы:
– пропуски занятий
– неуспеваемость по большинству предметов
– отставания в интеллектуальном развитии
– ориентации на другие виды деятельности
– отсутствия познавательных интересов
2. Негативные проявления:
– употребление спиртных напитков
– употребление психотропных и токсичных веществ
– тяга к азартным играм
– курение
– нездоровые сексуальные проявления
Слайд 54. Отношение к воспитательным мероприятиям:
– равнодушное
– скептическое
– негативное
– ожесточенное
3. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
– грубость
– драки
– недисциплинированность на уроках
– избиение слабых, младших
– вымогательство
– жестокое обращение к животным
– воровство
– нарушение общественного порядка
– немотивированные поступки
Слайд 6
Основные социальные проблемы семьи.
Семья не всегда в должной степени выполняет обязывающие
её функции, у её членов возникают проблемы:
- трудное материальное положение семьи;
- злоупотребление алкоголем и наркотиками;
- жестокое обращение с детьми и другими
членами семьи;
- антиобщественный образ жизни,
правонарушения и скандалы;
- социальное сиротство – это явления устранения
или неучастия в выполнении родительских
обязанностей.
Слайд 7основные назначения Центра:
оказание семьям, проживающим на территории
Хакассии;
помощь в воспитании
детей, подготовка их к
обучению в школе;
формирование гармоничных взаимоотношений
между родителями и детьми
-содействие педагогической адаптации и творческому
развитию детей и подростков;
реабилитация физического и душевного состояния
здоровья, подвергшихся психофизическому насилию.
Слайд 8Система работы с «трудными» детьми.
Цель:
Совместно с родителями, воспитателем, психологом, социальным
педагогом, учителем и с администрацией центра создать оптимальный климат для обучения и воспитания воспитанников с учетом индивидуальных особенностей.
Задачи:
1.Помочь детям восстановить учебную деятельность в школе, научить их учиться. Устранить пробелы в знаниях.
2. Развивать эмоциональную сферу личности: формирование воли, умение управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия.
3.Формировать адекватную самооценку, способности критически относиться к самому себе.
4.Установить для воспитанников четкие рамки поведения, применяя систему поощрений и ограничений.
5. Соблюдать здоровый образ жизни.
6.Обеспечить благоприятный социально-психологический климат.
Слайд 9 Организация помощи «трудным» детям
Постоянное отслеживание пробелов
в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
Снятие "синдрома неудачника".
Забота об укреплении положения детей в коллективе , организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
Формирование положительной Я - концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности анализ каждого этапа, результата деятельности воспитанника, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
Оказание педагогической помощи родителям "трудного" воспитанника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Слайд 10Необходимо соблюдать единые требования к воспитуемому со стороны всех участников образовательного
процесса.
воспитатель
Родители или лиц их замещающих
Администрация
образовательного учреждения
Воспитуемый
Учитель - предметник
Педагог - психолог
Социальный педагог
Слайд 11ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ:
Беседа ( разговор, обмен мнениями).
Анкетирование (заполнение опросного
листа с целью получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет).
Тренинг (занятие, упражнение служащие для совершенствования умений и навыков).
Семейные посиделки ( семейный вечер, дружеское собрание с чаепитием и играми)
Экономические уроки ( занятия, обучающие как сэкономить собственный бюджет).
Моделирование проблемных ситуаций ( занятия, предполагающие искусственное создание определённых проблем и пути их решения ).
Погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора ( предоставление возможности ребёнку самостоятельно принять решение в определённой ситуации)
Игра ( тот или иной способ развлечения).
Метод сотворчества ( совместная работа над чем-то ребёнка и взрослого)
Метод психологической адаптации.
Праздничные массовые мероприятия.
Вечера тихого чтения.
Практикумы (практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала, темы)
Метод творческих возможностей. ( предоставление ребёнку показать свои возможности и способности)
Соревнование ( форма деятельности, в которой участники стремятся превзойти друг друга).
Слайд 14ПРИМЕР СИТУАЦИИ.
Одинокая мать воспитывает двоих детей в возрасте 15 и
13 лет, официально не работает, живут на временные заработки. Старший сын Сергей часто пропускает занятия в школе, плохо учится, большую часть времени проводит вне дома, гуляя с друзьями. В компании он употребляет спиртные напитки. Взаимоотношения матери с сыном конфликтные, нет взаимопонимания.
Слайд 15 Организация свободного времени "трудных" школьников
Свободное время - умение разумно
и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. т д. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.
Слайд 161. Изучение интересов и способностей детей.
2. Вовлечение "трудных" в кружки,
секции, общественно-полезную деятельность, движение милосердия.
3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку постоянно, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.
5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в массовых мероприятиях центра, школы.
6. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонного оздоровительного лагеря в центре.
.
Слайд 173. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков воспитанника;
-Понимать причины
детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.
- Предъявляя требования к «трудному», нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
- Быть искренним, не лицемерить с «трудным», не морализировать, не унижать его.
4. Организовать атмосферу "успеха", помогать воспитанникам учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.
-Вызывать, искать все положительное в «трудном», опираться, делать ставку на его проявление;
- Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков «трудного».
Слайд 18В отделении реализуются следующие программы:
1.«Познание»
Целью данной программы является
2. подготовка неорганизованных детей
к школе «На пороге школы»
3. Проведение досуговых мероприятий с детьми, занятия в группах для родителей и детей – родительский клуб «Нам по пути»
4. программа «Азбука безопасности» по основам безопасной жизнедеятельности.
5. программа «Социальный экспресс»
Слайд 19Реализация личностного подхода.
1. Видеть в каждом воспитаннике уникальную личность, уважать
ее, понимать, принимать, верить в нее.
- Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;
- Говорить с «трудными» как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно.
- Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.
2. Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый воспитанник чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.
- Предоставлять «трудному» возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;
- организовать переубеждение на его собственном опыте.
Слайд 205. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и
в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.
- Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
- вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.
6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.
- Влиять на трудного прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям;
- Беречь ребячьи тайны, не предавать их;
- Требовать от себя больше, чем от окружающих.