Слайд 1Содержание внеурочной деятельности (направления и формы организации).
Ее роль и место
в формировании УУД.
Слайд 2Федеральные документы
Закон РФ «Об образовании» ( в действующей редакции);
Программа воспитания и
социализации обучающихся (начальное и общее образование);
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования;
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа);
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях;
Концепция духовно-нравственного воспитания;
Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (гигиенические требования)
Слайд 3Организация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является обязательной для ОУ, но она
не включается в учебный план, а её количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.
Формы организации учебного процесса , чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет ОУ.
Часы, отведённые на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Занятия внеурочной деятельности выбираются по желанию учащихся на основе личных интересов и склонностей. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители.
ОУ само решает вопросы формирования и наполняемости групп (по СанПин не рекомендуется превышать число 15)
Слайд 4Основные принципы организации внеурочной деятельности
учёт возрастных особенностей учащихся
сочетание индивидуальных и коллективных
форм работы
связь теории с практикой
преемственность с технологиями учебной деятельности
включение в активную жизненную позицию
развитие индивидуальности каждого ребёнка
создание отношений сотрудничества и диалога
Слайд 5Основные результаты внеурочной деятельности (распределяются по трём уровням)
• первый уровень результатов—приобретение
школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
• второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом
• третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Слайд 6
модели внеурочной деятельности
базовая модель
модель дополнительного образования (на основе институциональной и
\или муниципальной системы дополнительного образования детей)
модель «школы полного дня»
оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения)
инновационная модель
Слайд 7Внеурочная деятельность
- осуществляется в формах,
отличных от классно - урочной
-
направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь это достижение личностных результатов (ценности, ориентиры, потребности) , а затем и метапредметных результатов
- не является механической добавкой к основному образованию, призванной компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми
Слайд 8Основные задачи внеурочной деятельности:
1. Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка к школе
2.
Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся
3. Улучшить условия для развития ребёнка
4. Учесть индивидуальные особенности обучающегося
5. Не только и не столько дать учащемуся новые знания, сколько научить его действовать, чувствовать, принимать решения
Слайд 9Внеурочная деятельность учащихся
организуется в таких формах как:
Экскурсии
Кружки
Круглые столы
Конференции
Диспуты
Школьные научные сообщества
Олимпиады
Соревнования
Поисковые и
научные исследования
Общественно - полезные практики
Аудиторных занятий при любой форме не
должно быть более 50%!!!
Слайд 10Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут
использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Слайд 11Формы сотрудничества школы и УДО
Создание в стенах школы образовательных объединений УДО
Проведение
уроков по общеобразовательным предметам на базе УДО
Проведение воспитательных мероприятий на базе УДО
Проведение совместных предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов совместными усилиями
Организация учебно-исследовательской деятельности на базе УДО
И др.
Слайд 12Пространство взаимодействия общего и дополнительного образования
Интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт)
Элективные
курсы
Совместная проектная деятельность
И др.
Слайд 13Пространство взаимодействия общего образования и внеурочной работы
Предметные кружки
Факультативы
Школьные научные общества
И др.
Слайд 14Пространство взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы
Фестивали
Праздники
Концерты
Выставки
Смотры
И другие массовые мероприятия
Слайд 15Виды внеурочной деятельности
( все должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты):
Познавательная
Игровая
Трудовая
(производственная)
Досугово - развлекательная
Спортивно - оздоровительная
Туристко - краеведческая
Художественное творчество
Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
Проблемно – ценностное общение
Слайд 16Виды программ внеурочной деятельности
Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (туристско-краеведческой
, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической и т.п.)
Комплексные (интегрированные) образовательные программы, предполагающие переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам второго и третьего уровней в различных видах деятельности (Основная образовательная программа, программа по здоровьесбережению, программа духовно-нравственного развития и т.п.)
Тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие возможности различных видов деятельности (патриотического воспитания, воспитания толерантности и т.п.)
Слайд 17Работа на уроках
в классе
Внеурочная
деятельность
Работа по
выполнению
домашних
уроков
Учреждения
ДО детей
Учебный процесс
ГПД
В-У
деятель-ность
Педагоги – руководители
творческих объединений
Внешкольное образование
Школьное образование
Школьное дополнительное образование
Слайд 18Условия организации внеурочной деятельности в ОУ
Слайд 19Научно - методическое обеспечение
методический совет, ШМО и т.п.;
наличие разработанной программы
по внеурочной деятельности, где выделены компоненты курса внеурочной деятельности:
функциональный
процессуальный
содержательный
Слайд 20Информационное обеспечение
Наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет
Профильные энциклопедические
словари и справочники
Видео- и аудиоматериалы
Компьютерная поддержка программы
Подборка материалов из различных СМИ по данному направлению деятельности учащихся
Слайд 21Материально - техническое обеспечение
Оснащённость учебных кабинетов, спортзала, досугового центра и т.п.
Подборка
схем, чертежей, шаблонов и т.п.
Коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции, открытки, значки, портреты людей и т.д.
Слайд 22Рабочие программы по внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к программам
дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844)
Рабочая программа - нормативно - управленческий документ конкретного образовательного учреждения - характеризует систему организации внеурочной деятельности данного ОУ
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: титульный лист; пояснительная записка с целями и задачами курса ВУ, а также педагогической идеей, положенной в основу программы; ожидаемые результаты; календарно - тематический план; содержание программы; формы подведения итогов деятельности учащихся; средства диагностики; учебно - методические средства обучения.
Слайд 23Методами контроля\диагностики эффективности внеурочной деятельности (младшая школа, 5-6 классы) являются: наблюдение,
анкетирование, тестирование
Объекты диагностики: личность самого воспитанника, детский коллектив
Цель диагностики:выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Слайд 24Программа внеурочной деятельности
Может корректироваться по ходу её реализации непосредственно в объединениях
детей с активным участием учителя, психолога, родителей и отражать особенности сложившегося социального опыта
Разработчики программы вправе изменить цель, задачи, приоритеты педагогической деятельности, содержание и объекты творческой деятельности школьников, формы организации внеурочной деятельности, а также форму подведения итогов работы детей (выставка, выставка - ярмарка, слёт, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, отчётный концерт и т.п.)
Должна отражать динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения
Слайд 25Внеурочная деятельность- это:
Мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов,
увлечений, своего «я»
Своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей, настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях науки, техники, искусства, спорта
Слайд 26Внеурочная деятельность призвана обеспечить:
взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования
как механизма обеспечения полноты и цельности образования
поисковый режим образования
построение диалогических, субъект - субъектных отношений
Слайд 28Этапы работы по внедрению ФГОС
1. Аналитический (подготовительный)
Кадры;
МТБ;
Учебники, УМК;
Соц.заказ
2. Информационный
Изучение федеральных документов;
Информационное
собрание для родителей;
Информационное собрание пед.коллектива
3. Организационный
Педсовет по запуску работы
Курсы;
Наработка пакета нормативных документов;
Разработка программы;
Внедрение