Слайд 1Сказка о редких птицах Бурятии
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Выполнили: ученицы 7 «А»
класса
Поплавская Людмила
Лечицкая Елена.
Руководитель: учитель русского
языка и литературы
Есаулова О.Ю.
ТСОШ № 2.
2007г.
Слайд 2
Отправились как–то раз
две подружки
в лес за грибами.
Слайд 3Наткнулись они на лесную тропинку, и видят вдалеке солнечная полянка виднеется,
а на ней грибов видимо- невидимо. Обрадовались девочки, и давай грибы в лукошко собирать.
Слайд 5Собирали- собирали, да и не заметили, как стемнело.
- Дашка!- сказала одна
из подружек – Смотри, как стемнело и тропки – то домой не видно.
- Ой, что делать-то будем? Как же из лесу выйдем?- испуганно воскликнула Даша.
- Ничего, разведем костер, пожарим грибов , а там глядишь, нас и сыщут- как – то вдруг спокойно ответила ей Маша.
Слайд 6Давай я грибы почищу, а ты за хворостом сбегаешь.
Даша кивнула головой
и побежала в лес.
Стемнело. Сидят они около костра, дремлют.
- Может, вздремнем часок? Спать хочется – зевая, сказала Даша.
- Нет, мне что-то не хочется. Ты поспи, а я покараулю - ответила подруге Маша.
Вскоре сон сморил и Машу…
Слайд 8Открывает Даша глаза, и думает: « Какое утро сегодня хорошее! »
Пошла
она к реке умываться. Смотрит в воду и, вместо девочки, видит в отражении воды какую- то маленькую птичку.
Слайд 9 - Ой! Маша! Маша! Иди скорей сюда! Посмотри, посмотри!
Слайд 10
Маша от шума проснулась и, нехотя, подошла к реке.
- Что случилось?
Чего ты так раскричалась?- спросила она.
-Ой, и ты стала такой же, как я! Ты тоже превратилась в какую – то птичку!- запричитала Даша.
Смотрит Маша на себя и диву дается:
- Что это с нами случилось? Может, съели чего?
Слайд 12
- Чего, чего, мы только грибы и ели. Полетим, посмотрим, может
быть это от грибов, может они волшебные. Найдем еще грибов, съедим и превратимся снова в девочек.- Даша заметалась по полянке.
Слайд 14
Точно, надо ведь колдовство с нас снять. А как? Нужно у
каких – нибудь птичек спросить.
Маша оглянулась.
На ветке сидел чиж, сидит заливается утренней трелью.
Подлетели девочки к нему и говорят:
-Здравствуйте, извините, пожалуйста, что мы вас перебиваем, но подскажите : что мы за птички такие и как нам колдовство снять.
Слайд 16
Смотрит на них чиж удивленно и говорит:
- Вы что не знаете
, что вы за птички? В первый раз такое слышу.
- Нет , понимаете , с нами приключилась невероятная история:
были мы вчера еще девочками, собирали грибы, заблудились и, поужинав грибами, пожаренными на костре, заснули, а проснулись и вдруг – птички. А что мы за птички , не знаем , мы таких не раз и не видели.
Слайд 18
- Это потому что вы – редкие птички, исчезающий вид.
Слышал я
эту историю с грибами, сорока с утра уже весь лес оповестила о волшебной поляне, но грибов вы там больше не найдете, волшебные растут раз в год и исчезают за одну ночь. Точно знаю , что вы – не чижи …Еще знаю, что в лесу вам жить будет тяжело. Летите к сороке, она точно вам скажет, кто вы такие. Она все про всех знает.
-Где же ее найти? – спросили девочки.
- Ее можно повстречать на птичьем базаре. Там она очень часто бывает, новости собирает, да сама рассказывает. Полетели вместе, я вам покажу .
Слайд 20
Прилетели они на птичий базар, а там птиц видимо – невидимо.
Разыскали сороку.
Чиж и говорит:
- Расскажи этим девочкам, что они за птички. Мне уже некогда с вами разговаривать, надо деток кормить.
Слайд 22
Сорока с умным видом надела очки и повернулась к девочкам:
- Есть
у меня очень хорошая книжка, от бабушки досталась , так там про всех птиц и зверей прописано, даже про самых редких.
Достала она ее из дупла- шкафа , смахнула пыль крылом и начала листать страницы.
Слайд 23
- Так, судя по окрасу, одна из вас пуночка, а другая
– чечевица. Вот только знаете ли вы, кто из вас может зимовать в наших краях, кто – нет?
- Я не могу точно утверждать - сказала Даша,- но ночью мне было очень холодно, так хотелось к югу.
- Значит ты - чечевица. Улетают на зимовку во второй половине августа, торопись, а то замерзнешь в наших краях.
Слайд 26
- А ты - пуночка. Пролетный, частично зимующий вид. Но в
лесу тебе будет тяжело, потому что стаи пуночек обычно держатся на полях и в степи. Там легче им найти семена разных растений.
- Как же нам снять это колдовство?- спрашивают девочки- Мы, конечно , любим птичек, но питаться семенами и насекомыми не хотим.
Слайд 28
- Хорошо , дам вам один совет. Летите к черному аисту
на птичье радио, он у нас птица везде побывавшая, много видевшая, объявит о вас по нашему радио , может быть, кто и сможет вам помочь.
- А как же нам найти это птичье радио?
- Значит так, -начала сорока,- находится это на берегу реки между озером Байкал и подножием хребта Хамар – Дабаи.
Гнездо аиста найдете в Глухой тайге, на боковых ветвях огромных кедров. Отлет их проходит в сентябре, так что, торопитесь.
Слайд 30
Поблагодарили они сороку и полетели. Летят долго ли , коротко ли,
вдруг видят: озеро небывалых размеров.
- Это наверное, и есть Байкал?- отметила Даша..
- Да , надо теперь искать хребет Хамар – Дабаи
Судя по описанию сороки , надо искать аиста ближе к воде.- заметила Маша.
Слайд 31- Смотри, смотри ,Маша, вон там вижу скалистого голубя.
Помнишь мы
о нем на уроке биологии читали?.
- Точно, это он. Давай спросим у него про аиста.
Спустились они к голубю, спрашивают, а он им в ответ:
- Вам нужно лететь прямо вдоль этого ручья и на правом берегу его вы увидите широкий кедр. Там у нас и находится птичье радио. Там вы и встретите черного аиста.
- Как же мы его узнаем, мы в книжке на картинке видели только белого?
- Ничего страшного. Точно вам скажу, что на этом дереве он сидит один.
Слайд 33
Полетели девочки туда, куда указал скалистый голубь. Видят: крупная птица, общей
черной окраской, с белым брюхом. На длинных ногах своих аист важно вышагивал, готовил, видно новое выступление по радио.
Слайд 35- Здравствуйте,- обратились девочки к нему. Нас к вам послала сорока.
И девочки рассказали аисту свою грустную историю.
- Я постараюсь вам помочь. Я знаю , что Болотная сова знает способ , как избавиться от колдовских чар. Летите к ней, я пошлю с вами своего секретаря – дятла, он укажет вам дорогу.
Слайд 38
Долгим показался путь к болотной сове, уставшим от путешествия девочкам.
Сова
встретила их приветливо, но для избавления от чар колдовских, нужно было еще лететь на Бакланьи острова , к этим редким птицам за перышком птенца – бакланенка.
На Камешек – Безымянном острове нашли подружки то , что искали. Отдохнули и отправились в обратный путь.
Слайд 40
Сова , недолго думая, кинула перышко в горшочек, смешала с
какой – то сушеной травкой и закипятила. Отвар этот дала девочкам и они вмиг превратились в людей.
Слайд 41
- Как хорошо быть людьми! – закричали подружки, они стали
благодарить сову, но она не понимала человечьего языка, только хлопала своими огромными глазами.
- Как хорошо быть человеком! Мы теперь знаем , как трудно живется птичкам, будем им помогать , будем их оберегать!
Слайд 44
Девочки дружно зашагали домой , а по дороге придумали свою
песню:
Мы побывали в сказочной стране ,
Где птицы все друг другу помогают,
Где жизнь пернатых вовсе не простая,
Где лес им дом, а кров для них – гнездо.
Мы редких птиц в дороге повстречали,
Мы будем их теперь оберегать,
А если вдруг в дороге заплутаем.,
То птицы смогут путь нам указать.
Мы благодарны милым этим птахам,
Они спасают лес наш , нашу жизнь,
Для них мы экологию России,
Леса Бурятии должны спасти.
Слайд 45
ИСТОЧНИК:
Книга «ПТИЦЫ БАЙКАЛА»