Презентация, доклад на тему Русская живопись первой половины XIX века

Содержание

В начале XIX века произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Для изобразительного же искусства начало XIX столетия — это и вовсе золотой век (как называли его уже современники и каковым он непреложно считается по сей

Слайд 1Первой половины XIX века
Русская живопись

Первой половины XIX векаРусская живопись

Слайд 2В начале XIX века произошел стремительный взлет в культурном развитии России.

Для изобразительного же искусства начало XIX столетия — это и вовсе золотой век (как называли его уже современники и каковым он непреложно считается по сей день). Именно в это время русские художники, скульпторы и архитекторы достигли высочайшего мастерства, что позволило им встать в один ряд с лучшими мастерами европейского искусства.
В конце XVIII — начале XIX века ведущим стилем русского изобразительного искусства являлся классицизм. Термин «классицизм» происходит, как известно, от латинского слова «классикус», то есть «образцовый». За идеальный образец классицизма принималось наследие античных искусств — древнегреческого и древнеримского. Основная тема классицизма — торжество нравственных идеалов, главенство общественного над личным («долг превыше всего»).

В начале XIX века произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Для изобразительного же искусства начало XIX

Слайд 3Оплотом классицизма в России была Академия художеств, требовавшая обязательного следования строгим

канонам классицизма и поощрявшая написание картин на исторические, библейские и мифологические сюжеты. Не случайно в истории русской живописи классицизм часто именуется «академизмом».
Искусство в России всегда было делом государственным. Академия распределяла государственные заказы, субсидии, утверждала пенсионерство. Поэтому именно художникам-академистам всегда воздавалось должное — полотна их высоко ценились и превозносились на официальном уровне и, как следствие, хорошо оплачивались, а исторический жанр, в котором по преимуществу работали академисты, считался в Академии художеств самым «высоким» жанром.
Однако же большинство художников, работавших в столь уважаемом «высоком» жанре, не достигли особых высот. Объясняется это прежде всего тем, что исторические живописцы выполняли, как правило, официальные правительственные заказы, работали в рамках канона, вследствие чего индивидуальность художников нередко уходила на второй план, а то и вовсе исчезала.

Оплотом классицизма в России была Академия художеств, требовавшая обязательного следования строгим канонам классицизма и поощрявшая написание картин

Слайд 4АНДРЕЙ ИВАНОВ. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968

году. Около 1810 Холст, масло. 204 х 177,5 см. Государственный Русский музей

Одним из талантливейших живописцев того времени был Андрей Иванович Иванов (1776—1848) — отец знаменитого Александра Иванова. Свои творения он в основном посвящал героям древней истории России. Наиболее удачны его картины «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» и «Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей» (интересно, что художник закончил его в дни, когда Москва была захвачена Наполеоном).

Андрей Иванов

АНДРЕЙ ИВАНОВ. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810 Холст, масло. 204

Слайд 5АНДРЕЙ ИВАНОВ. Смерть Пелопида. Холст, масло. 119,5 х 141 см. Государственная

Третьяковская галерея
АНДРЕЙ ИВАНОВ. Смерть Пелопида. Холст, масло. 119,5 х 141 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 6АНДРЕЙ ИВАНОВ. Адам и Ева с детьми под деревом. 1803. Холст,

масло. 161 х 208 см. Государственный Русский музей
АНДРЕЙ ИВАНОВ. Адам и Ева с детьми под деревом. 1803. Холст, масло. 161 х 208 см. Государственный

Слайд 7АНДРЕЙ ИВАНОВ. Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей.

1812. Холст, масло. 285 х 205 см. Государственный Русский музей
АНДРЕЙ ИВАНОВ. Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей. 1812. Холст, масло. 285 х 205

Слайд 8АНДРЕЙ ИВАНОВ. Сретение Господне. Вторая половина 1800-х. Прессованный картон, масло. 50,5

х 109 см (сегмент). Государственный Русский музей
АНДРЕЙ ИВАНОВ. Сретение Господне. Вторая половина 1800-х. Прессованный картон, масло. 50,5 х 109 см (сегмент). Государственный Русский

Слайд 9АНДРЕЙ ИВАНОВ. Крещение Спасителя. 1800-е. Прессованный картон, масло. 50,5 х 109

см (сегмент). Государственный Русский музей
АНДРЕЙ ИВАНОВ. Крещение Спасителя. 1800-е. Прессованный картон, масло. 50,5 х 109 см (сегмент). Государственный Русский музей

Слайд 10АЛЕКСАНДР ИВАНОВ. Преображение. Между 1807 и 1809. Прессованный картон, масло. 83,5

х 155,5 см. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
АЛЕКСАНДР ИВАНОВ. Преображение. Между 1807 и 1809. Прессованный картон, масло. 83,5 х 155,5 см. Государственный музей истории

Слайд 11АНДРЕЙ ИВАНОВ. Крещение великого князя Владимира в Корсуни. 1829. Холст, масло.

211,3 х 158,5 см. Государственная Третьяковская галерея
АНДРЕЙ ИВАНОВ. Крещение великого князя Владимира в Корсуни. 1829. Холст, масло. 211,3 х 158,5 см. Государственная Третьяковская

Слайд 12Его однофомилец, Дмитрий Иванович Иванов (1782 — после 1810), также писал

типичные для классицизма произведения: фигуры на его картинах напоминают скульптуры, композиция геометрически выверена. Таково полотно «Марфа Посадница»: пустынник Феодосий Борецкий вручает меч Мирославу для борьбы за независимость Новгорода. Это яркое произведение высокого классицизма.

Дмитрий Иванов

Его однофомилец, Дмитрий Иванович Иванов (1782 — после 1810), также писал типичные для классицизма произведения: фигуры на

Слайд 13Нельзя не отметить и историческое полотно Василия Кондратьевича Сазонова (1789—1870) «Первая

встреча Игоря с Ольгой», имевшее в свое время очень большой успех. В картине явно прослеживается интерес к бытовым деталям, характеры выписаны в лирическом ключе.

ВАСИЛИЙ САЗОНОВ. Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Холст, масло. 92,2 х 132,1 см. Государственная Третьяковская галерея

Василий Сазонов

Нельзя не отметить и историческое полотно Василия Кондратьевича Сазонова (1789—1870) «Первая встреча Игоря с Ольгой», имевшее в

Слайд 14ВАСИЛИЙ САЗОНОВ. Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1824. Холст, масло. 131,5

х 194 см Государственный Русский музей
ВАСИЛИЙ САЗОНОВ. Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1824. Холст, масло. 131,5 х 194 см Государственный Русский музей

Слайд 15ВАСИЛИЙ ШЕБУЕВ. Гадание. Автопортрет. 1805. Холст, масло 91,5×73,5 см. Государственная Третьяковская

галерея

Виднейшими представителями академического искусства начала XIX века были А.Е. Егоров и В.К. Шебуев, великолепнейшие мастера рисунка (опять же в чисто классическом стиле).
Василий Кузьмич (Козьмич) Шебуев (1777—1855), сверстник Андрея Иванова по учебе в Академии художеств, еще в год окончания Академии обратил на себя внимание картиной «Смерть Ипполита», сюжет которой он заимствовал из трагедии Расина «Федра». Ранние его работы весьма динамичны, но очень скоро динамизм уступает место некой успокоенности. Ярким примером «успокоенности» в живописи Шебуева является сепия «Возвращение блудного сына». Также В.К. Шебуевым было выполнено несколько композиций на темы русской истории: «Избрание на царство Михаила Федоровича Романова», «Князь Пожарский», «Петр I в сражении при Полтаве» (последняя картина, увы, не сохранилась, остался лишь восторженный отзыв о ней современника: «…талант и большая свобода кисти художника опытного…»).

Василий Шебуев

ВАСИЛИЙ ШЕБУЕВ. Гадание. Автопортрет. 1805. Холст, масло 91,5×73,5 см. Государственная Третьяковская галереяВиднейшими представителями академического искусства начала XIX

Слайд 16ВАСИЛИЙ ШЕБУЕВ. Смерть Камиллы, сестры Горация 1821. Холст, масло. 163,5 х

105,5 см. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
ВАСИЛИЙ ШЕБУЕВ. Смерть Камиллы, сестры Горация 1821. Холст, масло. 163,5 х 105,5 см. Национальный художественный музей Республики

Слайд 17ВАСИЛИЙ ШЕБУЕВ. Рождество Христово. 1847. Холст, масло. 233 х 139,5 см.

Государственная Третьяковская галерея
ВАСИЛИЙ ШЕБУЕВ. Рождество Христово. 1847. Холст, масло. 233 х 139,5 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 18ВАСИЛИЙ ШЕБУЕВ. Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого. 1838. Не окончена.

Холст, масло. 285 х 196 см. Государственный Русский музей
ВАСИЛИЙ ШЕБУЕВ. Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого. 1838. Не окончена. Холст, масло. 285 х 196 см.

Слайд 19ВАСИЛИЙ ШЕБУЕВ. Тайная вечеря. 1838-1839. Холст, масло. 80,6 х 152 см.

Государственная Третьяковская галерея
ВАСИЛИЙ ШЕБУЕВ. Тайная вечеря. 1838-1839. Холст, масло. 80,6 х 152 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 20Алексей Егорович Егоров (1776—1851) еще в Академии прославился как первоклассный рисовальщик.

Его рисунки на античные темы отличаются мягкостью и лиричностью. К лучшим рисункам художника относятся «Рождество Иоанна», «Сусанна». Из более поздних особенно выделяется «Апостол Андрей Первозванный». Наиболее значительное живописное полотно А.Е. Егорова — «Истязание Спасителя». Этому полотну предшествовала большая подготовительная работа: множество этюдов и рисунков.
В портретах, созданных кистью мастера, более всего выразилось его стремление к пристальному изучению натуры. Весьма выразителен и поэтичен, например, «Портрет юноши», написанный маслом.
Значительны заслуги Егорова и как педагога Академии художеств. Егоров был с учениками строг, но справедлив, ласков, но требователен. Цель же одна — привить воспитанникам любовь к искусству и научить их этому искусству. Неудивительно, что многие ученики Егорова впоследствии стали выдающимися русскими живописцами. Достаточно назвать лишь одно имя — Карл Брюллов. И хотя Брюллов пошел «другим путем», но он всю жизнь чтил заветы учителя и не забывал его уроков.

Алексей Егорович Егоров

Алексей Егорович Егоров (1776—1851) еще в Академии прославился как первоклассный рисовальщик. Его рисунки на античные темы отличаются

Слайд 21АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ. Отдых на пути в Египет. Холст, масло. 66,5 х

49 см. Государственный Русский музей
АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ. Отдых на пути в Египет. Холст, масло. 66,5 х 49 см. Государственный Русский музей

Слайд 22АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ. Автопортрет (в юношеском возрасте). Холст, масло. 55 х 44,3

см. Государственная Третьяковская галерея
АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ. Автопортрет (в юношеском возрасте). Холст, масло. 55 х 44,3 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 23АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ. Апостол Андрей Первозванный. 1835. Бумага, карандаш

АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ. Апостол Андрей Первозванный. 1835. Бумага, карандаш

Слайд 24АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ. Истязание Спасителя. 1814. Холст, масло. 260 х 207 см.

Государственный Русский музей
АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ. Истязание Спасителя. 1814. Холст, масло. 260 х 207 см. Государственный Русский музей

Слайд 25АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ. Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Холст, масло.

92 х 62,8 см. Государственная Третьяковская галерея
АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ. Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Холст, масло. 92 х 62,8 см. Государственная Третьяковская

Слайд 26АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ. Портрет В. П. Суханова. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ. Портрет В. П. Суханова. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 27АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ. Симеон Богоприимец. 1830—1840-е. Холст, масло. 94 х 70,6 см.

Новгородский государственный объединенный музей
АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ. Симеон Богоприимец. 1830—1840-е. Холст, масло. 94 х 70,6 см. Новгородский государственный объединенный музей

Слайд 28Карл Павлович Брюллов (1799—1852) в 1822 году после окончания Академии (а

закончил он ее с золотой медалью) уехал в Италию вместе со своим братом Александром. (Кстати сказать, настоящая фамилия братьев — Брюлло. Перед отъездом в Италию они изменили фамилию предков, выходцев из Франции, на русский лад.) Старший брат «великого Карла», Александр, хоть был и не столь «велик», но оставил заметный след в русском изобразительном искусстве. Расцвет его творчества как художника (а помимо этого он был еще и первоклассным архитектором) совпал со временем расцвета русского акварельного портрета, который пришел на смену портрету карандашному и миниатюре на кости. Вполне типичен для Александра Брюллова портрет жены Пушкина Натальи Николаевны. Многочисленные акварели А. Брюллова исполнены более чем виртуозно, но по колориту несколько холодноваты.

Александр Брюллов

Карл Павлович Брюллов (1799—1852) в 1822 году после окончания Академии (а закончил он ее с золотой медалью)

Слайд 29АЛЕКСАНДР БРЮЛЛОВ. Императрица Александра Федоровна. 1830. Бумага, акварель. Государственный музей-заповедник «Петергоф»

АЛЕКСАНДР БРЮЛЛОВ. Императрица Александра Федоровна. 1830. Бумага, акварель. Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Слайд 30АЛЕКСАНДР БРЮЛЛОВ. Портрет А.Д. Баратынской. 1830-е. Бумага, акварель. 19,2 х 16

см. Нижегородский государственный художественный музей
АЛЕКСАНДР БРЮЛЛОВ. Портрет А.Д. Баратынской. 1830-е. Бумага, акварель. 19,2 х 16 см. Нижегородский государственный художественный музей

Слайд 31АЛЕКСАНДР БРЮЛЛОВ. Портрет Н.Н. Пушкиной. 1831—1832. Бумага, акварель. Всероссийский музей А.С.

Пушкина, Санкт-Петербург
АЛЕКСАНДР БРЮЛЛОВ. Портрет Н.Н. Пушкиной. 1831—1832. Бумага, акварель. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Слайд 32КАРЛ БРЮЛЛОВ. Портрет великой княжны Марии Николаевны. Этюд. 1837. Холст, масло.

60,2 X 48 см. Государственная Третьяковская галерея
КАРЛ БРЮЛЛОВ. Портрет великой княжны Марии Николаевны. Этюд. 1837. Холст, масло. 60,2 X 48 см. Государственная Третьяковская

Слайд 33Возвращаясь же к творчеству Карла Брюллова, отметим его наиболее характерную особенность

— гармоничное сосуществование и черт академической школы, и черт романтизма, и стремления к исторической правде. Многие современники (да и потомки) упрекали Брюллова за то, что он якобы шел на некий компромисс. На самом же деле это был никакой не компромисс, а художественное видение: Брюллов именно так, а не иначе понимал свой путь в искусстве. Карлу Брюллову, можно сказать, фантастически повезло: он узнал полноценную славу еще при жизни (а это удавалось и удается далеко не каждому русскому художнику). Историческое полотно «Последний день Помпеи» стало настоящим событием художественной жизни тех лет. Оценки творчества Брюллова, и прежде всего того же «Последнего дня Помпеи», не раз и не два менялись с течением времени — от бурных восторгов до скептических усмешек, а то и полного отрицания. Но что ни у кого (ни у современников, ни у потомков) никогда не вызывало никаких сомнений, так это его талант портретиста. Достаточно вспомнить хотя бы «Всадницу» — бесспорный шедевр живописца.
Возвращаясь же к творчеству Карла Брюллова, отметим его наиболее характерную особенность — гармоничное сосуществование и черт академической

Слайд 34КАРЛ БРЮЛЛОВ. Нарцисс, смотрящийся в воду. 1819. Холст, масло. 162 х

209,5 см. Государственный Русский музей
КАРЛ БРЮЛЛОВ. Нарцисс, смотрящийся в воду. 1819. Холст, масло. 162 х 209,5 см. Государственный Русский музей

Слайд 35КАРЛ БРЮЛЛОВ. Всадница. 1832. Холст, масло. 291,5 х 206 см. Государственная

Третьяковская галерея
КАРЛ БРЮЛЛОВ. Всадница. 1832. Холст, масло. 291,5 х 206 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 36КАРЛ БРЮЛЛОВ. Итальянский полдень. 1827. Холст, масло. 64 х 55 см.

Государственный Русский музей
КАРЛ БРЮЛЛОВ. Итальянский полдень. 1827. Холст, масло. 64 х 55 см. Государственный Русский музей

Слайд 37КАРЛ БРЮЛЛОВ. Последний день Помпеи. 1833 Холст, масло. 456,5 х 651

см. Государственный Русский музей
КАРЛ БРЮЛЛОВ. Последний день Помпеи. 1833 Холст, масло. 456,5 х 651 см. Государственный Русский музей

Слайд 38В искусстве, а тем более в изобразительном искусстве, не все так

просто и однозначно, как иной раз кажется на первый взгляд. Оковы оковами, но при этом одной из характернейших черт русского романтизма начала XIX века была его тесная связь с классицизмом. Другое дело, что роль классического наследия в романтизме весьма противоречива. С одной стороны, мы видим, что романтизм впитал в себя этику и эстетику классицизма (проще говоря, веру во все то прекрасное и благородное, что заложено в человеке) и «позаимствовал» у классицизма высокий профессионализм. С другой стороны, тот же классицизм своими жесткими рамками сковывал возможности художников-романтиков.
В искусстве, а тем более в изобразительном искусстве, не все так просто и однозначно, как иной раз

Слайд 39ФЕДОР ТОЛСТОЙ. Семейный портрет. 1830. Холст, масло. 89 х 117 см.

Государственный Русский музей
ФЕДОР ТОЛСТОЙ. Семейный портрет. 1830. Холст, масло. 89 х 117 см. Государственный Русский музей

Слайд 40ФЕДОР ТОЛСТОЙ. В комнатах. Не ранее 1832 Бумага, акварель. 213 х

331 см. Государственная Третьяковская галерея
ФЕДОР ТОЛСТОЙ. В комнатах. Не ранее 1832 Бумага, акварель. 213 х 331 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 41В русской пейзажной живописи романтизм носил в основном оптимистичный, светлый характер

(в отличие, скажем, от романтизма французского). Русский романтизм — элегичен, меланхоличен, созерцателен… При этом он вовсе не игнорирует объективной картины мира. Наоборот, в романтической пейзажной живописи суровая действительность необыкновенно зрима. Можно пойти «от обратного» и сказать, что русская реалистическая живопись имела ярко выраженную романтическую окраску.
До начала XIX века пейзажная живопись в основном ограничивалась изображением полей и речушек, а также пастухов и пастушек, наблюдающих за стадами коз и овец (к слову сказать, в Академии художеств такие пасторали назывались, без тени юмора, «ландшафтами со скотиною» — на то ведь она и Академия). Но к началу XIX столетия положение постепенно начинает меняться. К примеру, полотно Ф.М. Матвеева «Вид Римской Кампаньи» еще написано в традициях академического классицизма, но уже в его «Итальянском пейзаже» явно видны совсем другие настроения. Еще в большей степени это относится к пейзажам А.А. Иванова. Стоит также отметить и пейзажи Н.Г. Чернецова. Хотя работы Чернецова не до такой степени свободны и раскованны, как работы Иванова, но зато Чернецов писал именно русскую природу, тогда как Иванов предпочитал писать природу итальянскую.

В русской пейзажной живописи романтизм носил в основном оптимистичный, светлый характер (в отличие, скажем, от романтизма французского).

Слайд 42Но не Иванову, не Матвееву, не Чернецову и не другим вполне

достойным художникам выпала честь открытия новых путей развития отечественного пейзажа. Родоначальником русской пейзажной живописи мы с полным правом называем Семена Федоровича Щедрина (1745—1804). Он первым в русском искусстве выявил самоценность обычных мотивов в обычном пейзаже, он был первым пейзажистом, признанным Академией, он был первым профессором пейзажной живописи, первым руководителем специального пейзажного класса. Словом, Щедрин — основоположник и первопроходец.
Но не Иванову, не Матвееву, не Чернецову и не другим вполне достойным художникам выпала честь открытия новых

Слайд 43ФЕДОР МАТВЕЕВ. Вид Римской Кампаньи. Холст, масло. 56 х 69 см.

Саратовский государственный художественный музей
ФЕДОР МАТВЕЕВ. Вид Римской Кампаньи. Холст, масло. 56 х 69 см. Саратовский государственный художественный музей

Слайд 44ФЕДОР МАТВЕЕВ. Итальянский пейзаж. 1819. Холст, масло. 109,2 х 156 см.

Государственная Третьяковская галерея
ФЕДОР МАТВЕЕВ. Итальянский пейзаж. 1819. Холст, масло. 109,2 х 156 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 45Основоположником же жанра русского городского пейзажа считается Федор Яковлевич Алексеев (1753(4?)

— 1824). В конце XVIII — начале XIX века он писал виды Санкт-Петербурга и Москвы. В 1810-х годах художник вновь обращается в своем творчестве к изображению столь любимого им Петербурга. С трепетной любовью, необыкновенным лиризмом передает художник красоту Невы, набережных, дворцов, исторических зданий… Поздняя живопись Федора Алексеева близка пушкинской поэзии. В эти годы художник отходит от холодного классицизма и вводит в пейзаж жанровое начало. «В живописи Алексеева совершенно определенно чувствуется та милая задушевная нота, которая, двадцать лет спустя, стала типичным признаком времени…» — писал Игорь Грабарь.
В работах Алексеева этой поры все явственнее слышится шум города. Весь первый план его полотен теперь занимают люди с их повседневными делами и заботами. Перед глазами зрителя обычные городские будни: спешат по своим делам купцы и чиновники… рыбаки рыбачат… перевозчики перевозят… Помните, как в стихах Пушкина: «Встает купец, идет разносчик… На биржу тянется извозчик…» То есть идет самая что ни на есть повседневная жизнь. Как-то по-особенному, «по-алексеевски», светит солнце, «по-алексеевски» прозрачен воздух… Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости».

Основоположником же жанра русского городского пейзажа считается Федор Яковлевич Алексеев (1753(4?) — 1824). В конце XVIII —

Слайд 46И не надо обманываться словом «вид» в названиях картин. Не «виды»

зданий и ансамблей пишет художник — в каждой картине, как в капле воды, отражается весь Петербург.
Младший современник Г.Р. Державина и старший современник А.С. Пушкина, Алексеев возвел изображение города в ранг полноценного искусства,
а некоторая идеализация облика российской столицы была для художника способом выразить свою любовь к прекрасному, воплощением которого для Алексеева был блистательный Петербург.

И не надо обманываться словом «вид» в названиях картин. Не «виды» зданий и ансамблей пишет художник —

Слайд 47ФЕДОР АЛЕКСЕЕВ. Соборная площадь в Московском Кремле Холст, масло 81,7х 112

см. Государственная Третьяковская галерея
ФЕДОР АЛЕКСЕЕВ. Соборная площадь в Московском Кремле Холст, масло 81,7х 112 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 48ФЕДОР АЛЕКСЕЕВ. Вид Казанского собора в Петербурге. Холст, масло. 71 х

112,5 см. Государственный Русский музей
ФЕДОР АЛЕКСЕЕВ. Вид Казанского собора в Петербурге. Холст, масло. 71 х 112,5 см. Государственный Русский музей

Слайд 49Крупнейший этап в развитии русского пейзажа представляет собой и творчество Сильвестра

Феодосиевича Щедрина (1791—1830). В своих ранних работах Щедрин разрабатывал те же темы городского (и даже именно петербургского) пейзажа, что и Ф.Я. Алексеев. Однако его живопись петербургского периода все же ближе к С.Ф. Щедрину (который Сильвестру Щедрину приходился дядей). Свою задачу Сильвестр Щедрин формулировал четко и ясно: создание портрета местности. Стремление как можно глубже передать характер натуры — вот что для него было главным. Его многочисленные повторы и вариции одной и той же темы говорят о настойчивости в достижении поставленных целей. Восемь раз (!) художник повторил свою картину «Новый Рим. Замок Святого Ангела», и каждый новый вариант был лучше предыдущего, обогащаясь новыми тонкими наблюдениями. Можно взять наугад любую картину Щедрина, и в ней сразу бросятся в глаза отличие Щедрина от любого другого пейзажиста. Прежде всего это, конечно же, изображение людей — на картинах Щедрина они не рядовые статисты, не «население», а вполне живые образы: загорелые лица, естественные движения…
Крупнейший этап в развитии русского пейзажа представляет собой и творчество Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791—1830). В своих ранних

Слайд 50СИЛЬВЕСТР ЩЕДРИН. Веранда, обвитая виноградом. 1828. Холст, масло. 42,5 х 60,8

см. Государственная Третьяковская галерея
СИЛЬВЕСТР ЩЕДРИН. Веранда, обвитая виноградом. 1828. Холст, масло. 42,5 х 60,8 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 51СИЛЬВЕСТР ЩЕДРИН. Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1825 Холст, масло. 63,9

х 89,8 см. Государственная Третьяковская галерея
СИЛЬВЕСТР ЩЕДРИН. Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1825 Холст, масло. 63,9 х 89,8 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 52Творчеству Сильвестра Щедрина предшествовала (а отчасти и сопутствовала) деятельность художников так

называемого «второго ряда», каковое определение, впрочем, нисколько не умаляет значения их творчества в художественном процессе и тем более не говорит об их бездарности. Это были весьма одаренные живописцы, просто по ряду субъективно-объективных причин веяния нового времени проявились в их творчестве не столь мощно, как в творчестве Сильвестра Щедрина. Тем не менее эти художники сыграли прогрессивную роль в развитии русской пейзажной живописи, так как своим творчеством они подготовили почву для рождения «нового» искусства.
Называли этих мастеров художниками-видописцами. Хотя правильнее было бы назвать их художниками-путешественниками. Одни из них ездили по России (А.Е. Мартынов, Т.А. Васильев), другие — по Греции и Италии (Н.Ф. Алферов, Е.М. Корнеев), третьи принимали участие в кругосветных плаваниях (П.Н. Михайлов), кто-то побывал в Америке (П.П. Свиньин). Но главное не в этом. Хотя они и черпали свое вдохновение, путешествуя по разным странам и даже по разным континентам, всех этих художников объединяло то, что творения их, по сути, были «видописанием», то есть как бы путевыми наблюдениями — и не более того.

Творчеству Сильвестра Щедрина предшествовала (а отчасти и сопутствовала) деятельность художников так называемого «второго ряда», каковое определение, впрочем,

Слайд 53Впрочем, не все художники-видописцы творили путешествуя. Были и такие, которые довольствовались

изображением одного лишь Петербурга. (В начале 20-х годов XIX века довольно регулярно появлялись целые серии видов российской столицы.) При написании своих «петербургских» картин художники-видописцы не ставили перед собой каких-либо иных задач, кроме как добросовестно описать Петербург. Одним из наиболее видных мастеров этого вида изобразительного искусства был М.Н. Воробьев (1787—1855). Когда он еще только начинал свой творческий путь, его уже причисляли к художникам, «известным своим дарованием». А когда жизненный путь Воробьева закончился, его назвали «знаменитейшим из русских живописцев» и даже стали почитать как «отца русской пейзажной живописи».
Впрочем, не все художники-видописцы творили путешествуя. Были и такие, которые довольствовались изображением одного лишь Петербурга. (В начале

Слайд 54МАКСИМ ВОРОБЬЕВ. Исаакиевский собор и памятник Петру I. 1844. Холст, масло.

102 х 131 см. Государственный Русский музей
МАКСИМ ВОРОБЬЕВ. Исаакиевский собор и памятник Петру I. 1844. Холст, масло. 102 х 131 см. Государственный Русский

Слайд 55МАКСИМ ВОРОБЬЕВ. Дуб раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника. 1842

Холст, масло. 100 х 130 см. Государственная Третьяковская галерея
МАКСИМ ВОРОБЬЕВ. Дуб раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника. 1842 Холст, масло. 100 х 130 см.

Слайд 56Подобно большинству романтиков начала XIX столетия, М.Н. Воробьев имел склонность к

внешним художественным эффектам, однако в лучших своих пейзажах он достигал больших эмоциональных высот. В особенности это относится к видам ночного Петербурга. Здесь Воробьев шел по стопам все того же Сильвестра Щедрина, который в работах 1820-х годов культивировал романтический эффект ночного освещения. А из школы Ф.Я. Алексеева Воробьев вынес любовь к городскому пейзажу. В своих петербургских пейзажах Воробьеву удалось передать подлинную романтику города.
Не менее важно для русской живописи значение Воробьева и как педагога. В Академии художеств он руководил «классом живописи пейзажной и перспективы». Среди его учеников был и один из талантливейших пейзажистов М.М. Лебедев, который за свою, увы, недолгую жизнь создал ряд превосходных произведений. Пейзажи Лебедева, написанные в Италии (куда он уехал в качестве пенсионера Академии), как бы продолжают искания Сильвестра Щедрина. Больше всего Лебедев любил писать окрестности Рима, с их огромными парками и вековыми деревьями. Иногда в картинах Лебедева присутствует архитектура, иной раз появляются и человеческие фигурки, впрочем, они никогда не приобретают того значения, какое они имели в пейзажах Щедрина. Лебедеву не суждено было полностью раскрыть свое дарование — в 1837 году холера унесла 26-летнего живописца в мир иной.

Подобно большинству романтиков начала XIX столетия, М.Н. Воробьев имел склонность к внешним художественным эффектам, однако в лучших

Слайд 57МИХАИЛ ЛЕБЕДЕВ. В парке Гиджи. 1837. Холст, масло. 57 х 73,7

см. Государственная Третьяковская галерея
МИХАИЛ ЛЕБЕДЕВ. В парке Гиджи. 1837. Холст, масло. 57 х 73,7 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 58Помимо вышеназванных художников, в русском изобразительном искусстве существовал еще один круг

романтических живописцев, которые в своем творчестве делали упор на тему русской провинции. И если родоначальником русской пейзажной живописи является С.Ф. Щедрин, а основоположником жанра русского городского пейзажа считается Ф.Я. Алексеев, то «отцом» русского бытового жанра, без сомнения, можно считать Алексея Гавриловича Венецианова (1780—1847). Именно А.Г. Венецианов возвел бытовой жанр в ранг полноправного вида живописи. Лучшие работы художника («Гумно», «На пашне. Весна», «Крестьянка с васильками» и другие) были созданы в 1820-е годы. Сюжеты его полотен были до крайней степени обычными: крестьяне за чисткой свеклы, пахота, жатва, сенокос… И в этом нашло свое выражение творческое кредо художника. Он считал, что главная задача живописца — «ничего не изображать иначе, как только в натуре…», иными словами «…без примеси манеры какого бы то ни было художника».

АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ

Помимо вышеназванных художников, в русском изобразительном искусстве существовал еще один круг романтических живописцев, которые в своем творчестве

Слайд 59АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ. На пашне. Весна. Середина 1820-х. Холст, масло. 51,2 х

65,5 см. Государственная Третьяковская галерея
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ. На пашне. Весна. Середина 1820-х. Холст, масло. 51,2 х 65,5 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 60АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ. Жнецы. Вторая половина 1820-х. Холст, масло. 66,7 х 52

см. Государственный Русский музей
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ. Жнецы. Вторая половина 1820-х. Холст, масло. 66,7 х 52 см. Государственный Русский музей

Слайд 61АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ. Кормилица с ребенком. Начало 1830-х. Холст, масло. 66,7 х

53 см. Государственная Третьяковская галерея
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ. Кормилица с ребенком. Начало 1830-х. Холст, масло. 66,7 х 53 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 62АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ. На жатве. Лето. Середина 1820-х. Холст, масло. 60 х

48,3 см. Государственная Третьяковская галерея
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ. На жатве. Лето. Середина 1820-х. Холст, масло. 60 х 48,3 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 63АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ. Девушка в платке. Холст, масло. 38 х 27,5 см.

Государственный Русский музей
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ. Девушка в платке. Холст, масло. 38 х 27,5 см. Государственный Русский музей

Слайд 64Учеником Венецианова был и Г.В. Сорока (Сорока — псевдоним художника, настоящая

фамилия его Васильев), крепостной художник, покончивший жизнь самоубийством. Это был яркий, самобытный талант. Пейзажи его просты, лаконичны и четки. Становление Сороки как художника было чуть ли не молниеносным. Сохранилось письмо Венецианова, где он дает оценку творческих способностей Сороки. Венецианов сравнивает его с другим своим учеником — Плаховым. Плахов, окончивший Академию художеств и прошедший стажировку в Берлине, был уже сложившимся мастером. И вот всего-навсего за несколько месяцев обучения, да еще в деревенских условиях, Сорока, по словам Венецианова, перерос сложившегося мастера Плахова. Эта оценка — свидетельство огромных природных талантов и не менее огромного трудолюбия Сороки. Первым большим полотном Сороки стала картина «Гумно» — по сюжету и композиции она явно перекликается с картиной Венецианова под тем же названием. Но были и — столь же явные — различия. Венецианов поэтизировал крестьянский труд, его картина написана с точки зрения «стороннего наблюдателя». Сорока же, в отличие от своего учителя, писал крестьянскую жизнь, имея к ней самое непосредственное отношение, и это нашло отражение в авторском способе изображения действительности (в частности, в темных тонах земли и крестьянских изб). Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет. Известно лишь около двадцати его картин, причем почти все они имеют приблизительную датировку. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. Лучшими пейзажами Сороки считаются: «Вид в имении Спасское Тамбовской губернии», «Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии», «Вид на озеро Молдино». Всем этим полотнам присущ эпический размах в изображении природы. А такие пейзажи, как «Часовня в парке» и «Вид в Островках», напротив, весьма камерны и подчеркнуто лиричны.

ГРИГОРИЙ СОРОКА

Учеником Венецианова был и Г.В. Сорока (Сорока — псевдоним художника, настоящая фамилия его Васильев), крепостной художник, покончивший

Слайд 65ГРИГОРИЙ СОРОКА. Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии. 1840-е.

Холст, масло. 68 х 88 см. Государственный Русский музей
ГРИГОРИЙ СОРОКА. Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии. 1840-е. Холст, масло. 68 х 88 см.

Слайд 66ФЕДОР СЛАВЯНСКИЙ. Семейная картина (На балконе). 1851. Холст, масло. 102,5 х

68,5 см. Государственный Русский музей
ФЕДОР СЛАВЯНСКИЙ. Семейная картина (На балконе). 1851. Холст, масло. 102,5 х 68,5 см. Государственный Русский музей

Слайд 67В начале XIX столетия огромным успехом пользовались камерные формы портрета, которые

культивировали неповторимость и индивидуальность духовного мира каждого человека. А создателем этой принципиально новой портретной концепции был Орест Адамович Кипренский (1782—1836).
Существует даже такое мнение, что если бы на весы истории на одну чашу были положены все картины исторических живописцев, а на другую — портреты кисти Кипренского, то последние перевесили бы. Не будем оспаривать это утверждение. Заметим лишь, что если краткость считается сестрой таланта, то крайность — это родная сестра ошибки. Но как бы там ни было, повторим еще раз: Кипренский явился создателем принципиально новой портретной концепции.
В Академии художеств О.А. Кипренский учился в классе исторической живописи. И в картине «Дмитрий Донской на Куликовом поле» уверенно показал знание канонов академической исторической картины. Но уже в этом раннем полотне нравоучительный смысл картины несколько отступает и на первый план выходит ее удивительная эмоциональность.

ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ

В начале XIX столетия огромным успехом пользовались камерные формы портрета, которые культивировали неповторимость и индивидуальность духовного мира

Слайд 68ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805. Холст, масло. 118

х 167 см. Государственный Русский музей
ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805. Холст, масло. 118 х 167 см. Государственный Русский музей

Слайд 69ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. Портрет Александра Александровича Челищева. Около 1809. Дерево, масло. 48

х 38 см (овал в прямоугольнике). Государственная Третьяковская галерея
ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. Портрет Александра Александровича Челищева. Около 1809. Дерево, масло. 48 х 38 см (овал в прямоугольнике).

Слайд 70ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827. Холст, масло. 63

х 54 см. Государственная Третьяковская галерея
ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827. Холст, масло. 63 х 54 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 71ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. Молодой садовник. 1817. Холст, масло. 62 х 49,5 см.

Государственный Русский музей
ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. Молодой садовник. 1817. Холст, масло. 62 х 49,5 см. Государственный Русский музей

Слайд 72Одним из крупнейших русских портретистов «романтического» времени был и Василий Андреевич

Тропинин (1776—1857). Даже биография Тропинина соответствовала законам романтической эпохи. Это биография истинного таланта, который благодаря своему трудолюбию, настойчивости и упорству сумел пробиться к успеху вопреки неблагоприятным обстоятельствам своей жизни. А неблагоприятные обстоятельства сопутствовали Тропинину с самого рождения — он родился в крепостной семье. И данное обстоятельство тянулось за ним печальным шлейфом почти через всю его жизнь.
Крепостным разрешалось посещать Академию художеств, но только в качестве «посторонних», то есть вольноприходящих учеников. Тропинин с успехом прошел рисовальные классы и поступил в мастерскую портретной живописи. По свидетельству одного из биографов, юный художник «мягкостью своего характера и постоянной любовью к искусству скоро приобрел себе дружественное расположение и уважение бывших в то время на виду лучших учеников Академии: Кипренского, Варнека, Скотникова…» Учился Тропинин блестяще и вскоре получил серебряную и золотую медали.

ВАСИЛИИ ТРОПИНИН.

Одним из крупнейших русских портретистов «романтического» времени был и Василий Андреевич Тропинин (1776—1857). Даже биография Тропинина соответствовала

Слайд 73ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН. Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника. Около 1818. Холст,

масло. 40,4 х 32 см. Государственная Третьяковская галерея
ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН. Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника. Около 1818. Холст, масло. 40,4 х 32 см. Государственная

Слайд 74ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН. Гитарист. 1823. Холст, масло. 82,5 х 64,8 см. Государственная

Третьяковская галерея
ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН. Гитарист. 1823. Холст, масло. 82,5 х 64,8 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 75ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН. Золотошвейка. 1826. Холст, масло. 81,3 х 63,9 см. Государственная

Третьяковская галерея
ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН. Золотошвейка. 1826. Холст, масло. 81,3 х 63,9 см. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 76ВАСИЛИИ ТРОПИНИН. Кружевница. Холст, масло. 74 х 65 см. Нижегородский государственный

художественный музей
ВАСИЛИИ ТРОПИНИН. Кружевница. Холст, масло. 74 х 65 см. Нижегородский государственный художественный музей

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть