приобщения к русской и национальной культуре
познания действительности
приобщения
к художественной литературе как словесному искусству
воспитательная
образовательная
познавательная
На уроках РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
нормы литературного языка и качества речи, стилистические особенности художественных текстов, тропы и стилистические фигуры речи, языковые особенности литературных жанров
На интегрированных уроках
словесности
Организация
работы
по речевому
развитию
На уроках на уроках русской литературы учащиеся знакомятся с понятием «эпитет»,
на уроках русского языка учатся находить эпитет в тексте, отличать эпитет от логического определения
V класс
В каком из словосочетаний употребляется эпитет, в каком – логическое определение:
каменное здание –
каменное лицо
(здание из камня –
лицо, не выражающее эмоций)
Зачем автор использует эпитет?
На что хочет обратить внимание?
V класс
Приведите примеры постоянных эпитетов, употребляемых в русских народных сказках
V класс
Составьте словосочетания, чтобы прилагательное выступило в переносном значении и стало эпитетом:
Золотой кулон –
золотой …
медвежья берлога – медвежья …
Подберите эпитеты к словам: дождь, ветер, молния, гроза, тучи, небо, солнце, капли.
VI класс
Выберите словосочетания с эпитетами:
бархатная трава / лента
звонкий тростник / голос
слепая старушка / ночь
При помощи каких частей речи А.Фету удалось достичь образности и выразительности?
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
VII класс
Прочитайте 2 текста. Определите, чем они отличаются. Какой более красочен? Как автору удалось достичь этого? Какие части речи привлечены?
Найдите в тексте эпитеты, выраженные причастиями, наречиями. Определите их роль.
Всю ночь шел теплый задумчивый дождь. Он начался как-то очень тихо, без порывистого ветра, без ослепляющих молний, без устрашающей грозы, без наползающих угрюмых туч. Просто небо слегка потускнело, а после захода торопливо угасшего солнца робкие звездочки не зажигались. Потянуло прелой сыростью, свежим запахом еловой смолы, и по унылым, поникшим ветвям деревьев застучали первые капли. Так всегда начинается обыкновенный, ничем не приметный дождь.
VIII класс
Найдите в предложениях эпитеты и определите, какой способ восприятия они характеризуют (зрение, слух, осязание, обоняние).
Попробуйте прочитать предложения без эпитетов. Определите роль эпитетов в предложении.
IX класс
На материале произведений, изучаемых на уроках литературы, составьте словарь наиболее употребляемых эпитетов в произведении писателей.
Сравните, какие эпитеты используют писатели и поэты при описании одного и того же предмета или явления. Например, ветер: онемевший… (М. Лермонтов), пьяный…(А.Блок), буйный, жестокий, очаровательный, сладкий…(И.Бунин).
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. (А.Фет)
включают задания, помогающие ученикам освоить само понятие
творческие, направленные на формирование у учащихся всего комплекса языковых, речевых и литературовед-
ческих умений
Упражнения для овладения
художественно-изобразительными средствами
продук-
тивные
анализ сочетаемостных свойств понятия
установление терминологического значения понятия
составление контекстуально-метафорического портрета понятия (на уровне микротекста)
создание
небольшого собственного высказывания
1. Прочитайте текст.
Дедушка и внук
(1) – Пойдем-ка, – неожиданно говорит дедушка и входит в кусты родендрона.
(2) – Куда? – спрашиваю я и, чтобы не оставаться одному, бегу за ним. (3) Теперь я замечаю, что в зарослях проходит еле видная тропа.
(4) Сразу чувствуется, что это северная сторона. (5) Сумрачно. (6) Кусты родендрона здесь особенно жирные, мясистые. (7) В воздухе пахнет первобытной гнилью, ноги по щиколотку уходят в рыхлую, прохладную землю.
(8) И вдруг среди темной, сумрачной листвы, радуя глаз светлой, веселой зеленью, высовываются кусты черники. (9) Высокие, легкие кусты щедро обсыпаны черными дождинками ягод. (10) Так вот куда меня дедушка привел!
(11) Дедушка пригибает ближайший куст, стряхивает на ладонь ягоды и сыплет их в рот. (12) Я тоже стараюсь не отставать. (13) Ягоды такие вкусные, что я начинаю жадничать. (14) Мне кажется, что их здесь всего ничего, мне одному не хватит, а тут еще дедушка, как маленький, ест да ест. (15) Не успеет общипать одну ветку, как уже присматривается, ищет глазами другую. (16) И вдруг – цап! – схватился за ветку, полную ягод.
(17) Но вот наконец я чувствую, что больше не могу, потому что уже такую оскомину набил, что от воздуха больно холодит зубы, когда открываешь рот. (18) Дедушка тоже, видно, наелся, но теперь зачем-то ломает ветки черники.
(19) – Хватит, – говорю я дедушке, – мы наелись, пошли.
(20) – Подожди-ка, – отвечает дедушка, – хочу наших угостить.
(21) Цепляясь за кусты, он быстро взбирается на косогор, где много еще нетронутой черники. (22) Я тоже наламываю для наших черничные ветки, но мне почему-то завидно, что дедушка первым вспомнил о них. (23) Пожалуй, я бы совсем не вспомнил…(24) С букетами черники выбираемся из зарослей. (25) Дедушка привязывает наши букеты к вязанкам хвороста. (26) После сырого, холодящего ноги северного склона приятно снова ступать по сухим, мягким листьям. (27) Идти легко, даже весело. (28) Груз почти не давит плечо, а возле самого рта играют сверкающие бусинки черники. (29) Можно языком слизнуть одну-другую, но почему-то пока не хочется…
(По Ф. Искандеру)
2. Выполните задания (в устной форме):
Укажите номер предложения, содержащего ответ на вопрос: «Почему дедушка, собираясь угостить домашних, не требует от внука, чтобы тот помог ему наломать для этого черники?»
Почему герой-рассказчик в какой-то момент считает, что его дедушка поступает «как маленький»?
Как характеризует героя информация, заключенная в предложениях 22-23?
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово играют (предложение 28).
Почему автор-рассказчик и дедушка называют тех, для кого они собирают чернику, «наши»?
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 7.
-Объясните в устной форме, как вы понимаете смысл заключительных предложений текста:
Идти легко, даже весело. Груз почти не давит на плечо, а возле самого рта играют сверкающие бусинки черники. Можно языком слизнуть одну – другую. Но почему-то пока не хочется…
3. В письменной форме выполните задания:
1. Замените словосочетание всего ничего из предложения 14 стилистическим синонимом. Напишите этот синоним.
2. Из предложений 2-3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
3. Из предложений 10-12 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка при-, если она придает слову значение совершения действия не в полном объеме».
4. Из предложений 8-10 выпишите слово, в котором правописание одной буквы н определяется правилом: «В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени всегда пишется одна буква н».
5. Выпишите цифры предложений, в которых поставлены запятые при вводном слове.
6. Замените словосочетание кусты черники (предложение 8), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 6.
8. Среди предложений 11-16 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
9. Среди предложений 19-21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
11. Найдите и приведите два примера из текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.
упражнения творческого характера
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть