Презентация, доклад на тему РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Содержание

www.thmemgallery.comCompany LogoСоциальные функции русского языка средство усвоения и хранения знанийобщения и воздействияприобщения к русской и национальной культурепознания действительности приобщения к художественной литературе как словесному искусству

Слайд 1www.thmemgallery.com
Company Logo

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ

СВЯЗЕЙ


www.thmemgallery.comCompany LogoРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Слайд 2www.thmemgallery.com
Company Logo
Социальные функции русского языка

средство




усвоения и хранения знаний
общения и

воздействия

приобщения к русской и национальной культуре

познания действительности

приобщения
к художественной литературе как словесному искусству


www.thmemgallery.comCompany LogoСоциальные функции русского языка средство усвоения и хранения знанийобщения и воздействияприобщения к русской и национальной культурепознания

Слайд 3www.thmemgallery.com
Company Logo
Функции межпредметных связей русского языка и литературы














2

Приобретение культурных,

этических и эстетических знаний и умений, духовно-нравственные ценности


воспитательная

образовательная

познавательная

www.thmemgallery.comCompany LogoФункции межпредметных связей  русского языка и литературы 2 Приобретение культурных, этических и эстетических знаний и

Слайд 4www.thmemgallery.com
Company Logo



На уроках
РУССКОГО ЯЗЫКА :
текст и его признаки,
внутренняя и

внешняя формы текста, типы речи, стили речи,
жанры речи, коммуникативные качества речи,
правила речевого общения




На уроках РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
нормы литературного языка и качества речи, стилистические особенности художественных текстов, тропы и стилистические фигуры речи, языковые особенности литературных жанров

www.thmemgallery.comCompany LogoНа уроках РУССКОГО ЯЗЫКА :текст и его признаки, внутренняя и внешняя формы текста, типы речи, стили

Слайд 5www.thmemgallery.com
Company Logo
Речевое развитие учащихся обеспечивается

www.thmemgallery.comCompany LogoРечевое развитие учащихся обеспечивается

Слайд 6www.thmemgallery.com
Company Logo


На уроках изучения
языковой системы
и речеведческих понятий
На

факультативных занятиях

На интегрированных уроках
словесности


Организация
работы
по речевому
развитию

www.thmemgallery.comCompany Logo На уроках изучения языковой системы и речеведческих понятий На факультативных занятиях На интегрированных уроках словесности

Слайд 7www.thmemgallery.com
Company Logo














адаптив-
ная
коммуни-
кативная
интегри-
рованная













социализа-
ции




www.thmemgallery.comCompany Logoадаптив-наякоммуни-кативная интегри-рованная социализа-ции

Слайд 8www.thmemgallery.com
Company Logo
Работа над средствами выразительности на уроках русского языка (на примере

эпитета)



На уроках на уроках русской литературы учащиеся знакомятся с понятием «эпитет»,
на уроках русского языка учатся находить эпитет в тексте, отличать эпитет от логического определения



V класс

В каком из словосочетаний употребляется эпитет, в каком – логическое определение:
каменное здание –
каменное лицо
(здание из камня –
лицо, не выражающее эмоций)
Зачем автор использует эпитет?
На что хочет обратить внимание?


www.thmemgallery.comCompany LogoРабота над средствами выразительности  на уроках русского языка  (на примере эпитета) На уроках на

Слайд 9www.thmemgallery.com
Company Logo
Работа над средствами выразительности на уроках русского языка


При изучении темы

«Словосочетание» продолжается работа над эпитетом, потому что на уроках литературы изучаются сказки, где учащиеся знакомятся с постоянными эпитетами (красна девица, добрый молодец и др.)




V класс

Приведите примеры постоянных эпитетов, употребляемых в русских народных сказках


www.thmemgallery.comCompany LogoРабота над средствами выразительности  на уроках русского языкаПри изучении темы «Словосочетание» продолжается работа над эпитетом,

Слайд 10www.thmemgallery.com
Company Logo
Работа над средствами выразительности на уроках русского языка


При изучении темы

«Лексика» учащиеся знакомятся с переносным значением слов




V класс

Составьте словосочетания, чтобы прилагательное выступило в переносном значении и стало эпитетом:
Золотой кулон –
золотой …
медвежья берлога – медвежья …

Подберите эпитеты к словам: дождь, ветер, молния, гроза, тучи, небо, солнце, капли.


www.thmemgallery.comCompany LogoРабота над средствами выразительности  на уроках русского языкаПри изучении темы «Лексика» учащиеся знакомятся с переносным

Слайд 11www.thmemgallery.com
Company Logo
Работа над средствами выразительности на уроках русского языка


При изучении именных

частей речи




VI класс

Выберите словосочетания с эпитетами:
бархатная трава / лента
звонкий тростник / голос
слепая старушка / ночь

При помощи каких частей речи А.Фету удалось достичь образности и выразительности?
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.


www.thmemgallery.comCompany LogoРабота над средствами выразительности  на уроках русского языкаПри изучении именных частей речи VI класс Выберите

Слайд 12www.thmemgallery.com
Company Logo
Работа над средствами выразительности на уроках русского языка


При изучении

морфологии актуализация происходит на основе учета межпредметных связей. Учащиеся определяют роль эпитета в тексте




VII класс

Прочитайте 2 текста. Определите, чем они отличаются. Какой более красочен? Как автору удалось достичь этого? Какие части речи привлечены?
Найдите в тексте эпитеты, выраженные причастиями, наречиями. Определите их роль.


www.thmemgallery.comCompany LogoРабота над средствами выразительности  на уроках русского языкаПри изучении    морфологии актуализация происходит

Слайд 13www.thmemgallery.com
Company Logo
Работа над средствами выразительности на уроках русского языка



Всю ночь шел

дождь.
Он начался тихо, без ветра, без молний, без грозы, без туч. Небо потускнело, а после захода солнца звездочки не зажигались. Потянуло сыростью, запахом смолы, и по ветвям деревьев застучали капли. Так всегда начинается обыкновенный дождь.


Всю ночь шел теплый задумчивый дождь. Он начался как-то очень тихо, без порывистого ветра, без ослепляющих молний, без устрашающей грозы, без наползающих угрюмых туч. Просто небо слегка потускнело, а после захода торопливо угасшего солнца робкие звездочки не зажигались. Потянуло прелой сыростью, свежим запахом еловой смолы, и по унылым, поникшим ветвям деревьев застучали первые капли. Так всегда начинается обыкновенный, ничем не приметный дождь.


www.thmemgallery.comCompany LogoРабота над средствами выразительности  на уроках русского языка		Всю ночь шел дождь. 	Он начался тихо, без

Слайд 14www.thmemgallery.com
Company Logo
Работа над средствами выразительности на уроках русского языка


При изучении синтаксиса

и пунктуации простого предложения




VIII класс

Найдите в предложениях эпитеты и определите, какой способ восприятия они характеризуют (зрение, слух, осязание, обоняние).

Попробуйте прочитать предложения без эпитетов. Определите роль эпитетов в предложении.


www.thmemgallery.comCompany LogoРабота над средствами выразительности  на уроках русского языкаПри изучении синтаксиса и пунктуации простого предложения VIII

Слайд 15www.thmemgallery.com
Company Logo
Работа над средствами выразительности на уроках русского языка


Задания
обобщенного типа,
создание

собственных текстов с использованием эпитетов




IX класс

На материале произведений, изучаемых на уроках литературы, составьте словарь наиболее употребляемых эпитетов в произведении писателей.
Сравните, какие эпитеты используют писатели и поэты при описании одного и того же предмета или явления. Например, ветер: онемевший… (М. Лермонтов), пьяный…(А.Блок), буйный, жестокий, очаровательный, сладкий…(И.Бунин).


www.thmemgallery.comCompany LogoРабота над средствами выразительности  на уроках русского языкаЗадания обобщенного типа,создание собственных текстов с использованием эпитетов

Слайд 16www.thmemgallery.com
Company Logo
Работа над средствами выразительности на уроках русского языка


Введите эпитеты, которые

помогут увидеть картину, представить ее перед своими глазами:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. (А.Фет)


www.thmemgallery.comCompany LogoРабота над средствами выразительности  на уроках русского языкаВведите эпитеты, которые помогут увидеть картину, представить ее

Слайд 17www.thmemgallery.com
Company Logo
предполагают обучение школьников применению полученных знаний при выполнении отдельных речевых

действий, т.е. направлены на формирование конкретных речевых умений

включают задания, помогающие ученикам освоить само понятие

творческие, направленные на формирование у учащихся всего комплекса языковых, речевых и литературовед-
ческих умений

Упражнения для овладения художественно-изобразительными средствами






продук-
тивные


www.thmemgallery.comCompany Logoпредполагают обучение школьников применению полученных знаний при выполнении отдельных речевых действий, т.е. направлены на формирование конкретных

Слайд 18www.thmemgallery.com
Company Logo


рецептивные




чтение содержания текста, выявление внутренней и внешней

форм текста, определение стиля и типа речи анализируемого текста


анализ сочетаемостных свойств понятия

установление терминологического значения понятия

составление контекстуально-метафорического портрета понятия (на уровне микротекста)


www.thmemgallery.comCompany Logo рецептивные чтение содержания текста, выявление внутренней и внешней форм текста, определение стиля и типа речи

Слайд 19www.thmemgallery.com
Company Logo



Прочитайте пословицы. Какая жизненная категория лежит в их

основе? Сделайте вывод о том, каково отношение к добру русского человека. Есть ли разница между словами помнится и не забудется? Что для вас лично значит слово добро? Подумайте и нарисуйте словесный портрет добра как символа, его своеобразную визитную карточку… Почему у многих из вас возникли похожие образы?
Добро творить – себя веселить. От добра худа не бывает. За добро злом не платят. Лихо помнится, а добро не забудется. Худо тому, кто добра не делает никому. В ком добра нет, в том и правды нет. Учись добру – дурное на ум не пойдет. Про доброе дело говори смело. Жизнь дана на добрые дела.
www.thmemgallery.comCompany Logo  Прочитайте пословицы. Какая жизненная категория лежит в их основе? Сделайте вывод о том, каково

Слайд 20www.thmemgallery.com
Company Logo



Попробуйте сократить текст ученого-лингвиста Л.В.Щербы. За счет чего

вы это сделали? Какую роль играют в тексте модальные слова? Какую проблему поднимает в своем высказывании автор, актуальна ли она сейчас? А что для вас значит понятие «родной язык»?
Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык? И верно, что родной – волшебное слово, оно затрагивает сокровеннейшие стороны нашего существа, но я не могу кратко выразить тот пафос, то тепло, которое я хотел бы придать этому понятию, т.к. наш литературный язык не имеет еще для этого простых готовых средств. Что же, должны мы отвернуться от него? Конечно, нет, так как без него мы немы. Должны ли мы перестать любить наш литературный язык, который не всегда поспевает за дерзаниями нашей мысли? Конечно, нет, так как только любящим его… открывает он свои возможности, открывает пути, на которых можно найти выражения вполне адекватные новым мыслям и чувствам.
www.thmemgallery.comCompany Logo  Попробуйте сократить текст ученого-лингвиста Л.В.Щербы. За счет чего вы это сделали? Какую роль играют

Слайд 21www.thmemgallery.com
Company Logo



Решите синтаксическую задачу и узнаете фразу И.А.Гончарова из

письма Е.Н.Нарышкиной. Объясните постановку знаков препинания в этом предложении. Согласны ли вы с высказыванием автора? Почему, на ваш взгляд, язык «есть образ всего внутреннего человека»?

Условие задачи: Дано несколько блоков, которые надо расположить в определенным порядке, чтобы получилось исходное предложение.

его ума, того он выразитель воспитания, язык не есть всех сил умственных и
только говор, речь нравственных
что называется сердцем язык есть образ всего внутреннего человека

Известно, что схема предложения такова: [ ]: [ ]: […того], (что), [ ].
www.thmemgallery.comCompany Logo  Решите синтаксическую задачу и узнаете фразу И.А.Гончарова из письма Е.Н.Нарышкиной. Объясните постановку знаков препинания

Слайд 22www.thmemgallery.com
Company Logo



Язык не есть только говор, речь: язык есть образ

всего внутреннего человека: его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания, всех сил умственных и нравственных.
www.thmemgallery.comCompany Logo Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека: его ума, того,

Слайд 23www.thmemgallery.com
Company Logo
















репродуктивные













ответы на
поставленные
по тексту
вопросы
анализ

текста, его воспроиз-
ведение

создание
небольшого собственного высказывания




www.thmemgallery.comCompany Logo  репродуктивные ответы на поставленные по тексту вопросы анализ текста, его воспроиз-ведение создание небольшого собственного

Слайд 24www.thmemgallery.com
Company Logo
Система заданий для комплексного анализа текста на этапе отработки способов

его восприятия и интерпретации в IX классе



1. Прочитайте текст.
Дедушка и внук
(1) – Пойдем-ка, – неожиданно говорит дедушка и входит в кусты родендрона.
(2) – Куда? – спрашиваю я и, чтобы не оставаться одному, бегу за ним. (3) Теперь я замечаю, что в зарослях проходит еле видная тропа.
(4) Сразу чувствуется, что это северная сторона. (5) Сумрачно. (6) Кусты родендрона здесь особенно жирные, мясистые. (7) В воздухе пахнет первобытной гнилью, ноги по щиколотку уходят в рыхлую, прохладную землю.
(8) И вдруг среди темной, сумрачной листвы, радуя глаз светлой, веселой зеленью, высовываются кусты черники. (9) Высокие, легкие кусты щедро обсыпаны черными дождинками ягод. (10) Так вот куда меня дедушка привел!
(11) Дедушка пригибает ближайший куст, стряхивает на ладонь ягоды и сыплет их в рот. (12) Я тоже стараюсь не отставать. (13) Ягоды такие вкусные, что я начинаю жадничать. (14) Мне кажется, что их здесь всего ничего, мне одному не хватит, а тут еще дедушка, как маленький, ест да ест. (15) Не успеет общипать одну ветку, как уже присматривается, ищет глазами другую. (16) И вдруг – цап! – схватился за ветку, полную ягод.
(17) Но вот наконец я чувствую, что больше не могу, потому что уже такую оскомину набил, что от воздуха больно холодит зубы, когда открываешь рот. (18) Дедушка тоже, видно, наелся, но теперь зачем-то ломает ветки черники.
(19) – Хватит, – говорю я дедушке, – мы наелись, пошли.
(20) – Подожди-ка, – отвечает дедушка, – хочу наших угостить.
(21) Цепляясь за кусты, он быстро взбирается на косогор, где много еще нетронутой черники. (22) Я тоже наламываю для наших черничные ветки, но мне почему-то завидно, что дедушка первым вспомнил о них. (23) Пожалуй, я бы совсем не вспомнил…(24) С букетами черники выбираемся из зарослей. (25) Дедушка привязывает наши букеты к вязанкам хвороста. (26) После сырого, холодящего ноги северного склона приятно снова ступать по сухим, мягким листьям. (27) Идти легко, даже весело. (28) Груз почти не давит плечо, а возле самого рта играют сверкающие бусинки черники. (29) Можно языком слизнуть одну-другую, но почему-то пока не хочется…
(По Ф. Искандеру)

www.thmemgallery.comCompany LogoСистема заданий для комплексного анализа текста на этапе отработки способов его восприятия и интерпретации в IX

Слайд 25www.thmemgallery.com
Company Logo
Система заданий для комплексного анализа текста на этапе отработки способов

его восприятия и интерпретации в IX классе





2. Выполните задания (в устной форме):

Укажите номер предложения, содержащего ответ на вопрос: «Почему дедушка, собираясь угостить домашних, не требует от внука, чтобы тот помог ему наломать для этого черники?»
Почему герой-рассказчик в какой-то момент считает, что его дедушка поступает «как маленький»?
Как характеризует героя информация, заключенная в предложениях 22-23?
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово играют (предложение 28).
Почему автор-рассказчик и дедушка называют тех, для кого они собирают чернику, «наши»?
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 7.
-Объясните в устной форме, как вы понимаете смысл заключительных предложений текста:
Идти легко, даже весело. Груз почти не давит на плечо, а возле самого рта играют сверкающие бусинки черники. Можно языком слизнуть одну – другую. Но почему-то пока не хочется…

www.thmemgallery.comCompany LogoСистема заданий для комплексного анализа текста на этапе отработки способов его восприятия и интерпретации в IX

Слайд 26www.thmemgallery.com
Company Logo
Система заданий для комплексного анализа текста на этапе отработки способов

его восприятия и интерпретации в IX классе




3. В письменной форме выполните задания:
1. Замените словосочетание всего ничего из предложения 14 стилистическим синонимом. Напишите этот синоним.
2. Из предложений 2-3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
3. Из предложений 10-12 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка при-, если она придает слову значение совершения действия не в полном объеме».
4. Из предложений 8-10 выпишите слово, в котором правописание одной буквы н определяется правилом: «В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени всегда пишется одна буква н».
5. Выпишите цифры предложений, в которых поставлены запятые при вводном слове.
6. Замените словосочетание кусты черники (предложение 8), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 6.
8. Среди предложений 11-16 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
9. Среди предложений 19-21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
11. Найдите и приведите два примера из текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.

www.thmemgallery.comCompany LogoСистема заданий для комплексного анализа текста на этапе отработки способов его восприятия и интерпретации в IX

Слайд 27www.thmemgallery.com
Company Logo







формируют у учащихся
комплекс языковых, речевых
и коммуникативных умений


на основе заданных ситуаций общения

упражнения творческого характера

www.thmemgallery.comCompany Logo формируют у учащихся комплекс языковых, речевых и коммуникативных умений на основе заданных ситуаций общенияупражнения творческого

Слайд 28

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть