Слайд 1Развитие навыков социального поведения у детей с ОВЗ
Воспитатель: Агапова Г.И.
Димитровград 2018.
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в г.Димитровграде
Слайд 2Социальное поведение
это процесс присвоения и реализации ребенком социальных норм, правил поведения
и принципов жизнедеятельности в условиях взаимодействия с окружающим миром.
Слайд 3Социальное поведение
Для детей с ОВЗ одной из основных проблем является отсутствие навыков
социального поведения и речевого общения в окружающей среде. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, выбирать уместные способы общения с ними, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним. Детям трудно приспосабливаться к условиям социальной среды ,усваивать и принимать цели, ценности, нормы, правила и способы поведения, принятые в обществе.
Слайд 4Нравственное воспитание
подразумевает развитие навыков социального поведения, привитых семьей, школой, средой и
проявляющихся в общественной жизни.
это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка.
Слайд 5Нравственное воспитание
В случае с детьми с ОВЗ нравственное воспитание в еще
большей степени оказывается обязательным условием для интеграции в общество, т.к. наличие инвалидности у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья, вследствие своего заболевания и определенной изолированности отличаются рядом особенностей.
Слайд 6Актуальность
В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,
психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с ОВЗ. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность.
Слайд 7Цель развития навыков социального поведения:
формирование у детей с ограниченными возможностями
положительного отношения к этикету и общепринятым нормам поведения в повседневной жизни;
духовно-нравственное развитие личности через общение с людьми;
коррекция отклоняющегося от нормы поведения;
повышение общей социальной зрелости детей, снижение их агрессивности, воспитание способов эффективного взаимодействия с людьми.
Слайд 8Задачи:
знакомить с правилами этикета;
систематизировать и обобщать правила социального поведения;
учить видеть свои
недостатки в поведении и уметь их исправлять;
научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;
воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;
формировать любовь к природе, воспитывать сострадание ко всему живому;
совершенствовать навыки общения;
способствовать развитию познавательных процессов;
выработать необходимые навыки поведения в трудных ситуациях;
понять и принять себя «таким, какой Я есть».
Слайд 9Личность проходит следующие стадии формирования социального поведения:
1)имитацию - копирование
детьми
поведения взрослых;
2) игровую - детское поведение
как исполнение роли со
значением;
3) групповые игры - роль как
ожидаемое от нее поведение.
Родители
При формировании социального поведения образовательное пространство составляют:
Специалисты (мед.работник,
психолог, логопед, дефектолог,
работники
доп. образования и др.)
Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса!!!
Педагоги
Слайд 11Этапы обучения социальному поведению
Сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим
от него, пояснить на конкретной ситуации. Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку.
А затем должна быть практика – игра. Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо.
Слайд 12 Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение.
Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение.
Слайд 13Методы и приемы при формировании социального поведения:
разъяснение, разбор подобных ситуаций из
книг, фильмов;
игровые ситуации , способствующие развитию умения общаться с другими;
пример правильного поведения других детей;
специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.
творческая деятельность
Слайд 14Результат формирования социального поведения
Культурные навыки – представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых
обществом ребенку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании с ними.
Слайд 15Результат формирования социального поведения
Специфические знания – представления, полученные ребенком в индивидуальном опыте освоения
окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира
Слайд 16Результат формирования социального поведения
Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации.Отражает знакомство ребенка с
нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в детстве у ребенка уже много ролей: он - сын или дочь,чей-то друг. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.
Слайд 17Результат формирования социального поведения
Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик:
сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.
Слайд 18Результат формирования социального поведения
Таким образом, можно утверждать, что понятие
«социальное поведение» является комплексным и интегрируется с понятием нравственного поведения. Формирование социального поведения осуществляется в результате социализации, в ходе которой человек усваивает нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует.
Если своевременно и целенаправленно будет проводиться работа по формированию социально-адаптивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья, то это предотвратит у них появление эмоционально-личностных, поведенческих трудностей и расширит их коммуникативный и социальный опыт.
Слайд 19У нас задачи с вами очень сложные.
Пусть на дворе и 21-й
век,
Но в век больших технических возможностей
На первом месте все же человек.
В любых делах, проблемах, начинаниях
Роль первая ему отведена.
А, между тем, и помощь, и внимание,
И добрая поддержка всем нужна.
На том стоит вся сфера социальная,
Чтоб вовремя помочь и подсказать,
Кого-то поддержать материально,
Кому-то слово доброе сказать.