Слайд 1РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
Выполнила Л.Г.Дурманова
Слайд 4У появившегося на свет ребенка овладевющего речью можно выделить несколько этапов
развития речи:
1-этап – начинается с 4-х месяцев, ребенок гулит , произносит гласные звуки;
2- этап- 8 месяцев, начинает понимать слова и жесты, понимать услышанное и увиденное;
3-этап-10 месяцев, произносит серии одинакрвых слогов «дядядя», «мамама», лепечет;
4-этап-1год и 2месяца, повторяет за взрослым слоги и односложные слова «ба», «дя»,реагирует на свое имя;
Слайд 75-этап-1год 6месяцев, говорит на своем языке, произносит множество слогов и их
сочетаний напоминающих слова , хорошо развито звукоподражание. Призносит односложные и двусложные слова, «мама», «папа», «дай». Показывает где у куклы глазки , носик и т.д..
6-этап-1 год 8 месяцев, активно произносит двусложные слова «тетя», «кися» стремительно растет словарный запас;
7- этап_1год 10 месяцев, произносит двусложные слова и два слога»синяя машина;
8-этап- 2 года -2 года 2 месяца, говорит словосочетания «мама Лена», строит предложения из 2-х слов, «мама иди», «баба дай». Пытается произносит трехсложные и четырех сложные слова;
9- этап- 2года 2месяца-2 года 6 месяцев, произносит простые предложения из 3-4 слов «это мой большой мишка»;
10-этап-3 года, повторяет вслух трехстишья и четырехстишья , строит многосложные предложения «когда папа придет с работы мы пойдем гулять» .Выдумывает сложные словосочетания, забавные словечки, наступает возраст нигативизма -«кризис 3-х лет;
Слайд 911-этап_4 года, уходят дефекты звукового произношения, правильно пользуется предлогами, согласовывает существительные
с прилагательными;
12-этап-5 лет, использует сложные предложения. Все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений, совершенствует возможности пересказа;
13-этап-6 лет, правильно произносит и различает все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов, придумывает слова с заданным звуком.
Слайд 11 Леонидом Владимировичем Сахарный, известный психолингвист, отмечает ,что невозможно «отметить такой
момент, когда у ребенка есть уже речевая деятельность,
но еще нет системы.
Система необязательно должна быть очень сложной, но все же она остается именно
системой» – так он писал в своей книге «Введение в психолингвистику».
Сахарный обнаруживает наличие системы, которую он назвал
протофонологической, даже в детском лепете. Система предполагает
иерархическую упорядоченность элементов, наличие парадигматических и
синтагматических отношений между ними. Освоение языка, точнее, создание
языка, если мы стоим на позициях этого самого конструктивизма, предполагает
наличие ряда временных языковых систем, которые следуют одна за другой.
Слайд 12 все временные языковые системы формируют в
совокупности некоторые этапы освоения языка.
Над разработкой этой этапности
уже давно бьются лингвисты: система Гвоздева очень популярна во всем мире,
существуют западные концепции, они во многом близки. Чаще всего мы
разграничиваем дословесный этап (до появления первых слов), период
однословных высказываний (который мы стали называть последнее время
периодом голофраз, от первого слова до первого двухсловного высказывания),
очень краткий, но очень интересный период двухсловных высказываний (когда
еще нет фраз, включающих три слова), а также период начальных многословных
высказываний (до возникновения сложных предложений). Вся эта периодизация
охватывает не очень большой период, примерно три первые года жизни ребенка.
Она страдает рядом очень существенных недостатков, хотя лучше пока никто не
придумал. Но один недостаток, который очень бросается в глаза, заключается в
том, что опора в этой классификации осуществляется только на один из
параметров развития речи ребенка, преимущественно на синтаксический, на
подсчет слов, на конструирование сложного предложения. А для подробной и
работающей классификации необходимо учитывать еще и построение
лексической системы, систем морфологической, фонетической и так далее.
Слайд 13Ребенок сам конструирует свой язык опираясь на речевую продукцию взрослых, которую
подвергает бессознательному анализу. Ребенок сам усваивает речь без помощи взрослых к 4 годам.
Ребенок продвигается от одного этапа к другому в постижении родного языка и язык ребенка находится в состоянии постоянного изменения
На доречевом этапе у него наблюдается крик, гуление, лепет, модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребенку усваивать фонемы. В 1.5 года у него появляется звукоподражательства словам, к 2-м годам начинает говорить двусложные фразы , к 3-м годам словарь ребенка увеличивается многократно.
Дети лишенные человеческого общества могут адаптироваться к социуму даже после 6 лет. Но не старше 12 лет.
Слайд 15Овладение значением слова начинается с вычленения наглядного компонента, затем слово для
ребенка становится конкретным. И только по мере освоения предметного мира в общении со взрослыми ребенок проникает в смысловую природу слова. .
Выделяют 3 кита-временные языковые системы ребенка:
Конструктивизм; когнитивизм, коммуникация._
Конструктивизм-ребенок сам конструирует свой язык, опираясь на речевую продукцию взрослых, это не присвоение , а самостоятельное конструирование. ).
Конгнитивизм-предполагает, что для постижения любого языкового факта должны созреть необходимые предпосылки, если ребенок не освоил противопоставления «один- не один», то совершенно бессмысленно пытаться научить его употреблению форм множественного числа.
Коммуникация –язык появляется в связи с необходимостью в общении- коммуникации и развивается в связи с развитием форм коммуникации.
Слайд 16 При освоении языка дети делают много ошибок. Которые обусловлены тем,
что они пытаются применить ко всему говоримому наиболее общие правила, возникает даже так называемый «промежуточный язык»
Словотворчество детей отражает творческий характер усвоения языка , а также отражает определенные закономерности.
Слайд 21Цейтлин Стелла НаумовнаОчерки по словообразованию и формообразованию в детской речи
интернетресурсы:
otki.yandex.ru
sorokodezhek.ru
ЛИТЕРАТУРА