Слайд 3Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание
и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Слайд 4Главные отличия деятельности человека от активности животных:
1. Деятельность человека носит продуктивный,
творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу.
2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.
3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет.
4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.
5. Предметную деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена.
Слайд 5Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения.
1)Поведение
не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер.
Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта.
2)Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована;
3)Поведение хаотично, деятельность систематична.
Слайд 6Деятельность человека имеет следующие основные характеристики:
мотив, цель, предмет, структуру и
средства.
Слайд 7 Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными:
органическими,
функциональными,
материальными,
социальными,
духовными.
Слайд 8В качестве цели деятельности
выступает ее продукт.
Слайд 9Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело.
Так,
например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.
Слайд 10Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и
операции как основные составляющие деятельности.
Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель
Операцией именуют способ осуществления действия.
Слайд 11Основные виды деятельности - общение, игра, учение и труд.
Общение рассматривается
как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.
Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей).
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.
Слайд 12Аспекты прогрессивного преобразования деятельности:
1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека.
2. Включение человека
в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).
3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.
4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.
Слайд 13В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования:
1) деятельность обогащается новым
предметным содержанием;
2) у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты;
3) в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки;
4) в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.
Этот механизм развития деятельности описан А. Н Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель.
Слайд 14Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как
важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.