Презентация, доклад на тему Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Содержание

Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни – в быту, в общении с другими людьми и т.д. Внимание учащихся является

Слайд 1Психологические особенности детей младшего школьного возраста




Выполнила учитель начальных классов
Гершуненко Н.М.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста Выполнила учитель начальных классовГершуненко Н.М.

Слайд 2Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека,

прежде всего трудовой и учебной. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни – в быту, в общении с другими людьми и т.д. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Внимательность

Слайд 3Внимание представляет собой динамическую сторону всех познавательных процессов.
Под вниманием понимают

направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Внимание представляет собой динамическую сторону всех познавательных процессов. Под вниманием понимают направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение

Слайд 4По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида

внимания –
непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека.
Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного.
По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания – непроизвольное и произвольное. Непроизвольное

Слайд 5У младших школьников произвольное внимание развито слабо. Поэтому важную роль в

организации обучения в младших классах играет непроизвольное внимание.
Детей привлекает все яркое, необычное, занимательное.
Однако, строить учебно-воспитательный процесс только на основе непроизвольного вида внимания нецелесообразно.
В школьной практике необходимо сочетать произвольное и непроизвольное внимание опираясь на непроизвольное,
воспитывать произвольное.
У младших школьников произвольное внимание развито слабо. Поэтому важную роль в организации обучения в младших классах играет

Слайд 6Внимание учащихся на уроке определятся особенностями его построения,
зависит как от

содержания изучаемого материала,
так и от способов его подачи учителем.
Живое, яркое, динамичное и вместе с тем последовательное, логически стройное изложение богатого по содержанию и доступного для усвоения материала –
важное условие обеспечения внимательности школьников на уроке.
Важно учитывать, что однообразная, продолжительная
нетворческая работа ослабляет концентрацию внимания младших школьников, снижает устойчивость сосредоточения.
Внимание учащихся на уроке определятся особенностями его построения, зависит как от содержания изучаемого материала, так и от

Слайд 7Память.

Памятью называют запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.
В

памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Память – важнейшая, определяющая характеристика психологической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Память.Памятью называют запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. В памяти различают такие основные процессы: запоминание,

Слайд 8По характеру психической активности, преобладающей в деятельности,
память делят на двигательную, эмоциональную,

образную и
словесно-логическую.
По продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) выделяется кратковременная, долговременная и оперативная память.
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности,память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. По продолжительности закрепления

Слайд 9Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или

припомнить, называется непроизвольной памятью.
В случаях, когда такая цель есть, говорят о произвольной памяти.
Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В случаях,

Слайд 10Непроизвольная и произвольная память представляют собой две последовательные ступени развития памяти.


Непроизвольная память занимает в жизни человека огромное место.
На ее основе без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная часть нашего опыта.
Непроизвольная и произвольная память представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Непроизвольная память занимает в жизни человека

Слайд 11Однако, в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью.
В

этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.
Однако, в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная

Слайд 12У младших школьников произвольное запоминание развито слабо, так как в нем

большую роль играют побуждающие мотивы, а мотивация у учащихся младших школьников недостаточно развита.
Поэтому запоминание происходит, в основном, непроизвольно.
Дети запоминают тот материал, который вызывает у них интерес, яркую эмоциональную реакцию.
Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который требует активной умственной работы.
У младших школьников произвольное запоминание развито слабо, так как в нем большую роль играют побуждающие мотивы, а

Слайд 13Часто непроизвольное запоминание, которое осуществляется в процессе активной умственной деятельности, дает

лучшие результаты, чем произвольное.
Непроизвольное запоминание достигает максимальной продуктивности при выполнении младшими школьниками познавательной задачи.
Часто непроизвольное запоминание, которое осуществляется в процессе активной умственной деятельности, дает лучшие результаты, чем произвольное. Непроизвольное запоминание

Слайд 14Забывание.
Процесс забывания может быть более или менее глубоким.
Забывание оказывается

тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности.
Забывание зависит от времени.
Особенно интенсивно оно протекает сразу после заучивания,
а затем замедляется.
Забывание.  Процесс забывания может быть более или менее глубоким. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже

Слайд 15Для детей младшего школьного возраста часто характерно явление реминисценции. Оно проявляется

в том, что отсроченное воспроизведение оказывается более полным, чем то, которое осуществляется сразу после запоминания. Возможность возникновения реминисценции надо учитывать в учебной работе.
Для детей младшего школьного возраста часто характерно явление реминисценции. Оно проявляется в том, что отсроченное воспроизведение оказывается

Слайд 16Мышление.

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс

поисков и открытия существенно нового,
процесс сосредоточенного и обобщенного отражения действительности
в ходе его анализа и синтеза.
Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Мышление.Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс

Слайд 17Процесс мышления – это прежде всего анализ, синтез и обощение.
Анализ

– это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты.
Синтез – это объединение выделенных анализом компонентов целого.
Процесс мышления – это прежде всего анализ, синтез и обощение.  Анализ – это выделение в объекте

Слайд 18Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает

уже в познавательном процессе сравнения.
Всякое сравнение двух или нескольких предметов начинается с
сопоставления или соотнесения их друг с другом, т.е. начинается с синтеза.
В ходе синтеза происходит анализ сравниваемых предметов, явлений, событий и т.п.
Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе сравнения. Всякое

Слайд 19В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате их анализа

– выделяется нечто общее.
Закономерности анализа, синтеза и обобщения – основные внутренние, специфические закономерности мышления.



В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате их анализа – выделяется нечто общее. Закономерности анализа,

Слайд 20Мышление имеет целенаправленный характер.
Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда,

когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности.
По самому своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях,
в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны (хотя и необходимы) для их достижения.
Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики

Слайд 21Такие ситуации называются проблемными. Возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком

задачу. Возникновение задачи означает, что удалось (хотя бы предварительно и приблизительно) расчленить данное (известное) и неизвестное (искомое).
Такие ситуации называются проблемными. Возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу. Возникновение задачи означает, что удалось

Слайд 22Различают следующие виды мышления:
1. Наглядно-действенное;
2. Наглядно-образное;
3. Отвлеченное (теоретическое).


Различают следующие виды мышления: 1. Наглядно-действенное; 2. Наглядно-образное; 3. Отвлеченное (теоретическое).

Слайд 23Наглядно-действенное мышление характерно для детей преддошкольного и дошкольного возраста,
но многие

его черты сохраняются и у младших школьников.
Для данного вида мышления характерно решение возникающих задач на основе практических действий.
Дети анализируют и синтезируют познаваемые объекты по мере того,
как он руками, практически, разъединяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент.
Наглядно-действенное мышление характерно для детей преддошкольного и дошкольного возраста, но многие его черты сохраняются и у младших

Слайд 24Наглядно-образное мышление в простейшей форме возникает в дошкольном возрасте.
Анализ и

синтез происходит на основе отчетливого восприятия и наглядного представления объекта.
Наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию,
и потому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета.
Наглядно-образное мышление в простейшей форме возникает в дошкольном возрасте. Анализ и синтез происходит на основе отчетливого восприятия

Слайд 25Наглядно-образное мышление является основанием для младших школьников.
Отвлеченное мышление – это

мышление в форме абстрактных понятий и рассуждений.
Овладение понятиями имеет огромное значение в умственном развитии детей.
Это наиболее высокий вид мышления.
Для младших школьников он, в основном, не характерен.
Наглядно-образное мышление является основанием для младших школьников. Отвлеченное мышление – это мышление в форме абстрактных понятий и

Слайд 26В ходе организации учебно-воспитательного процесса следует добиваться формирования у детей системы

понятий.
Следует отметить, что даже самое отвлеченное мышление далеко выходя за пределы чувственного познания, никогда полностью не отрывается от ощущений, восприятий и представлений.
Эта неразрывная связь мыслительной деятельности с наглядно-чувственным опытом имеет еще большее значение в ходе формирования понятий у школьников.
В ходе организации учебно-воспитательного процесса следует добиваться формирования у детей системы понятий. Следует отметить, что даже самое

Слайд 27Развитие отвлеченного мышления в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что

наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает развиваться или вообще исчезает.
Наоборот, эти первичные и исходные формы мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его обратным влиянием.
Развитие отвлеченного мышления в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает развиваться

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть