Презентация, доклад на тему Процесс обучения ( обзор)

Содержание

Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты – учитель и ученик. Как элементы процесса обучения

Слайд 1Процесс обучения
Выполнила учитель начальных классов Гершуненко Н.М.

Процесс обучения Выполнила учитель начальных классов Гершуненко Н.М.

Слайд 2Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в

ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности.
В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты – учитель и ученик.
Как элементы процесса обучения могут теоретически рассматриваться:
1) цели и содержание образования;
2) мотивы субъектов обучения;
3) формы его организации;
4) средства и результаты.
Взаимодействие названных элементов составляет механизм процесса обучения.
Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и

Слайд 3Функции процесса обучения обусловлены базисным законом, детерминирующим само его существование: объективной

общественной потребностью в обучении и усвоении молодым поколением социального опыта для его воспроизведения и развития.
Процесс обучения рассматривается на четырех уровнях:
1) теоретическом (обобщенной модели);
2) отдельных учебных предметов;
3) проекта конкретного осуществления процесса обучения в форме плана для каждого урока и системы уроков;
4) реальном, на котором осуществляются первые три проектных уровня.
Функции процесса обучения обусловлены базисным законом, детерминирующим само его существование: объективной общественной потребностью в обучении и усвоении

Слайд 4Процесс обучения отличает три группы свойств. Знание свойств процесса обучения помогает

определить сферу поисков закономерностей воспитывающего обучения, область возможных педагогических инноваций, пути повышения эффективности обучения и качества образования и устранения недостатков.
Процесс обучения отличает три группы свойств. Знание свойств процесса обучения помогает определить сферу поисков закономерностей воспитывающего обучения,

Слайд 5Первая группа – неподменяемость другими путями функции организации усвоения молодым поколением

социального опыта;
единство преподавания, учения и содержания образования;
единство содержательной и процессуальной сторон обучения;
взаимосвязь формы предъявления преподавателем учебной информации и воспроизводящей деятельности учащихся; наличие в обучении исходных мотивов у учителя и учащихся, адекватных целям и функциям обучения;
обязательность одной из организационных форм обучения; результативность в виде разностороннего влияния на личность учащегося.
Первая группа – неподменяемость другими путями функции организации усвоения молодым поколением социального опыта; единство преподавания, учения и

Слайд 7Вторая группа отличает обучение определенной цивилизации,
специфического социального организма, т. е. направленность

воспитания и образования и
развитие личности человека;
соотношение общего образования с жизнью общества;
формирование социально ценной активности личности и ее готовности к самореализации.
Вторая группа свойств содержательно наполняет первую.
Вторая группа отличает обучение определенной цивилизации, специфического социального организма, т. е. направленность воспитания и образования и развитие личности

Слайд 9Третья группа признаков процесса обучения обусловлена конкретным временем и зависит от

знаний учителя, его гражданских и профессиональных воззрений и воли.
Средством познания и управления процесса обучения является его моделирование. Педагог имеет обширное пространство для творческой конкретизации методик, средств и путей проектирования и построения учебного процесса в целом и каждого его урока в частности.
Третья группа признаков процесса обучения обусловлена конкретным временем и зависит от знаний учителя, его гражданских и профессиональных

Слайд 10Сложность установления закономерностей процесса обучения привела к попыткам преодолеть ее путем

определения аспектов процесса, для которых эти закономерности поддаются формулировке. Ю. К. Бабанский выделил (1983 г.) следующие дидактические закономерности:
1) зависимость процесса обучения от общественных потребностей;
2) связь его с образованием, воспитанием и развитием как сторонами целостного процесса обучения;
3) зависимость от возможностей учащихся и внешних условий.
Сложность установления закономерностей процесса обучения привела к попыткам преодолеть ее путем определения аспектов процесса, для которых эти

Слайд 12Функции процесса обучения
Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и

учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все важнейшие, основные функции процесса обучения:
1) образовательная;
2) развивающая;
3) воспитывающая.
Функции процесса обученияОбучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение

Слайд 13Успешная реализация каждой функции предполагает решение определенной группы задач обучения. В

группу образовательных задач входит
формирование знаний,
выработка специфических умений и
накопление личного опыта практической работы в той или иной области профессиональной деятельности.
Даже простое перечисление задач свидетельствует о
многозначности образовательной функции, и
главная обязанность преподавателя в процессе их решения состоит в том,
чтобы не увлечься одной какой-либо стороной образования.
Успешная реализация каждой функции предполагает решение определенной группы задач обучения. В группу образовательных задач входит формирование знаний,выработка

Слайд 14Задачи общего развития обучаемого (образовательная функция) лежат в плоскости развития интеллектуальной,

волевой и эмоциональной сфер человека,
в плоскости формирования навыков учебно-познавательной деятельности и в
области развития его разного рода способностей и продуманно взвешенных потребностей.
Задачи общего развития обучаемого (образовательная функция) лежат в плоскости развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер человека, в

Слайд 15В центре группы задач педагогики, касающихся второй функции – развития личности

в процессе обучения – находится обязанность обеспечить развитие у обучаемых необходимых качеств экономического, технического, нравственного мышления, действенных приемов и методов самообразования, т. е. умения рационально учиться и образовываться.
В центре группы задач педагогики, касающихся второй функции – развития личности в процессе обучения – находится обязанность

Слайд 16Воспитывающая функция обучения связана с решением группы задач воспитательного характера. Здесь

и задачи самого высокого социального звучания – формирование зрелого мировоззрения и важнейших личностных качеств, образующихся в процессе нравственного и эстетического воздействия, трудового, правового, физического воспитания и т. д.
Разумеется, нельзя взять отдельно одну из перечисленных задач и пытаться только ее решить. Все они взаимосвязаны и реализуются в органическом единстве. Для успешного воспитания в процессе обучения (вместе с обучением, одновременно с ним) требуются некоторые благоприятные условия, над созданием которых придется потрудиться преподавателю.
Воспитывающая функция обучения связана с решением группы задач воспитательного характера. Здесь и задачи самого высокого социального звучания

Слайд 17Это действенная положительная мотивация учебной деятельности (ее можно выразить словами «я

очень-очень хочу учиться»);
обучение на высоком уровне интеллектуальных, волевых и даже физических трудностей (словесная формула – «учиться, оказывается, очень тяжело»);
насыщенность всех занятий положительными эмоциональными переживаниями (формула – «учиться тяжело, но очень и очень интересно, мне нравится»);
высокая степень активности обучаемых (формула – «больше выигрывает тот, кто более активен в учебе»);
осознание учащимися значения и сути учебного труда и необходимости учиться самим (формула – «учиться очень нужно, причем деятельно, активно, и можно учиться самостоятельно»).
Это действенная положительная мотивация учебной деятельности (ее можно выразить словами «я очень-очень хочу учиться»); обучение на высоком

Слайд 18Обучение – процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание и учение.

Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему – педагогу.
Он и осуществляет одну сторону процесса обучения – преподавание.
Вторая сторона этого процесса – учение, она реализуется в деятельности обучаемых.
Обучение – процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание и учение. Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему

Слайд 19Структурные элементы процесса обучения
Структурные элементы процесса обучения зачастую называют этапами овладения

знаниями, умениями и навыками. Перечислим основные структурные элементы.
Структурные элементы процесса обучения Структурные элементы процесса обучения зачастую называют этапами овладения знаниями, умениями и навыками. Перечислим

Слайд 20Восприятие есть не что иное, как отражение в сознании человека ощущаемых

внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов.

Восприятие учащимися изучаемого материала. Овладение изучаемым материалом начинается с его восприятия. Сущность этого познавательного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, т. е. слуховых, зрительных, осязательных и обонятельных ощущений, воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений.

Восприятие есть не что иное, как отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых

Слайд 21Осмысление изучаемого материала. Деятельность учащихся по осмыслению изучаемого материала и формированию

научных понятий означает работу мысли. Этот процесс включает в себя следующие мыслительные операции:
1) анализ воспринятых свойств и признаков изучаемых предметов и явлений, зафиксированных в представлениях, по степени их важности для раскрытия сущности этих предметов и явлений;
2) логическую группировку существенных и несущественных признаков и свойств изучаемых предметов и явлений;
Осмысление изучаемого материала. Деятельность учащихся по осмыслению изучаемого материала и формированию научных понятий означает работу мысли. Этот

Слайд 223) «мысленное» постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов, явлений и формулирование

обобщающих выводов, понятий, законов и мировоззренческих идей;
4) проверку обоснованности, истинности сделанных выводов.
В конечном итоге результатом осмысления учащимися изучаемого материала являются его понимание, осознание причин и следствий познаваемых предметов, явлений, процессов и формирование понятий.
3) «мысленное» постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов, явлений и формулирование обобщающих выводов, понятий, законов и мировоззренческих

Слайд 24В процессе осмысления изучаемого материала у учащихся формируется умение сравнивать и

анализировать изучаемые явления, вычленять их существенные и несущественные признаки, а также способность к рассуждениям, к выдвижению гипотез и теоретическим обобщениям, т. е. происходит умственное развитие.
В процессе осмысления изучаемого материала у учащихся формируется умение сравнивать и анализировать изучаемые явления, вычленять их существенные

Слайд 25Познавательная деятельность по запоминанию изучаемого материала.
Запоминание изучаемого материала не имеет

ничего общего с его механическим зазубриванием.
Наоборот, оно должно базироваться на глубоком и всестороннем осмыслении и понимании усваиваемых знаний и способствовать умственному развитию учащихся. Для овладения изучаемым материалом существенное значение имеет способ запоминания.
Познавательная деятельность по запоминанию изучаемого материала. Запоминание изучаемого материала не имеет ничего общего с его механическим зазубриванием.

Слайд 26Как известно, запоминание бывает концентрированным, которое осуществляется «в один присест», и

рассредоточенным, когда усвоение изучаемого материала осуществляется в несколько приемов и рассредоточивается во времени.

Как известно, запоминание бывает концентрированным, которое осуществляется «в один присест», и рассредоточенным, когда усвоение изучаемого материала осуществляется

Слайд 27При концентрированном запоминании знания переходят в оперативную, кратковременную память и быстро

забываются. Рассредоточенное запоминание способствует переводу знаний в память долговременную.
Вот почему в процессе обучения необходимо рекомендовать учащимся пользоваться приемами рассредоточенного запоминания.

При концентрированном запоминании знания переходят в оперативную, кратковременную память и быстро забываются. Рассредоточенное запоминание способствует переводу знаний

Слайд 28Применение усвоенных знаний на практике. Существенным компонентом познавательной деятельности в процессе

обучения является применение усваиваемых знаний на практике, развитие творческих способностей учащихся. Естественно, что как умения и навыки, так и творческие способности формируются и развиваются в процессе организации многократных упражнений.

Подробнее: http://bookap.info/okolopsy/sharohina_pedagogika_konspekt_lektsiy/gl31.shtm

Применение усвоенных знаний на практике. Существенным компонентом познавательной деятельности в процессе обучения является применение усваиваемых знаний на

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть