Слайд 1Процесс обучения
Выполнила учитель начальных классов Гершуненко Н.М.
Слайд 2Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в
ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности.
В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты – учитель и ученик.
Как элементы процесса обучения могут теоретически рассматриваться:
1) цели и содержание образования;
2) мотивы субъектов обучения;
3) формы его организации;
4) средства и результаты.
Взаимодействие названных элементов составляет механизм процесса обучения.
Слайд 3Функции процесса обучения обусловлены базисным законом, детерминирующим само его существование: объективной
общественной потребностью в обучении и усвоении молодым поколением социального опыта для его воспроизведения и развития.
Процесс обучения рассматривается на четырех уровнях:
1) теоретическом (обобщенной модели);
2) отдельных учебных предметов;
3) проекта конкретного осуществления процесса обучения в форме плана для каждого урока и системы уроков;
4) реальном, на котором осуществляются первые три проектных уровня.
Слайд 4Процесс обучения отличает три группы свойств. Знание свойств процесса обучения помогает
определить сферу поисков закономерностей воспитывающего обучения, область возможных педагогических инноваций, пути повышения эффективности обучения и качества образования и устранения недостатков.
Слайд 5Первая группа – неподменяемость другими путями функции организации усвоения молодым поколением
социального опыта;
единство преподавания, учения и содержания образования;
единство содержательной и процессуальной сторон обучения;
взаимосвязь формы предъявления преподавателем учебной информации и воспроизводящей деятельности учащихся; наличие в обучении исходных мотивов у учителя и учащихся, адекватных целям и функциям обучения;
обязательность одной из организационных форм обучения; результативность в виде разностороннего влияния на личность учащегося.
Слайд 7Вторая группа отличает обучение определенной цивилизации,
специфического социального организма, т. е. направленность
воспитания и образования и
развитие личности человека;
соотношение общего образования с жизнью общества;
формирование социально ценной активности личности и ее готовности к самореализации.
Вторая группа свойств содержательно наполняет первую.
Слайд 9Третья группа признаков процесса обучения обусловлена конкретным временем и зависит от
знаний учителя, его гражданских и профессиональных воззрений и воли.
Средством познания и управления процесса обучения является его моделирование. Педагог имеет обширное пространство для творческой конкретизации методик, средств и путей проектирования и построения учебного процесса в целом и каждого его урока в частности.
Слайд 10Сложность установления закономерностей процесса обучения привела к попыткам преодолеть ее путем
определения аспектов процесса, для которых эти закономерности поддаются формулировке. Ю. К. Бабанский выделил (1983 г.) следующие дидактические закономерности:
1) зависимость процесса обучения от общественных потребностей;
2) связь его с образованием, воспитанием и развитием как сторонами целостного процесса обучения;
3) зависимость от возможностей учащихся и внешних условий.
Слайд 12Функции процесса обучения
Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и
учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все важнейшие, основные функции процесса обучения:
1) образовательная;
2) развивающая;
3) воспитывающая.
Слайд 13Успешная реализация каждой функции предполагает решение определенной группы задач обучения. В
группу образовательных задач входит
формирование знаний,
выработка специфических умений и
накопление личного опыта практической работы в той или иной области профессиональной деятельности.
Даже простое перечисление задач свидетельствует о
многозначности образовательной функции, и
главная обязанность преподавателя в процессе их решения состоит в том,
чтобы не увлечься одной какой-либо стороной образования.
Слайд 14Задачи общего развития обучаемого (образовательная функция) лежат в плоскости развития интеллектуальной,
волевой и эмоциональной сфер человека,
в плоскости формирования навыков учебно-познавательной деятельности и в
области развития его разного рода способностей и продуманно взвешенных потребностей.
Слайд 15В центре группы задач педагогики, касающихся второй функции – развития личности
в процессе обучения – находится обязанность обеспечить развитие у обучаемых необходимых качеств экономического, технического, нравственного мышления, действенных приемов и методов самообразования, т. е. умения рационально учиться и образовываться.
Слайд 16Воспитывающая функция обучения связана с решением группы задач воспитательного характера. Здесь
и задачи самого высокого социального звучания – формирование зрелого мировоззрения и важнейших личностных качеств, образующихся в процессе нравственного и эстетического воздействия, трудового, правового, физического воспитания и т. д.
Разумеется, нельзя взять отдельно одну из перечисленных задач и пытаться только ее решить. Все они взаимосвязаны и реализуются в органическом единстве. Для успешного воспитания в процессе обучения (вместе с обучением, одновременно с ним) требуются некоторые благоприятные условия, над созданием которых придется потрудиться преподавателю.
Слайд 17Это действенная положительная мотивация учебной деятельности (ее можно выразить словами «я
очень-очень хочу учиться»);
обучение на высоком уровне интеллектуальных, волевых и даже физических трудностей (словесная формула – «учиться, оказывается, очень тяжело»);
насыщенность всех занятий положительными эмоциональными переживаниями (формула – «учиться тяжело, но очень и очень интересно, мне нравится»);
высокая степень активности обучаемых (формула – «больше выигрывает тот, кто более активен в учебе»);
осознание учащимися значения и сути учебного труда и необходимости учиться самим (формула – «учиться очень нужно, причем деятельно, активно, и можно учиться самостоятельно»).
Слайд 18Обучение – процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание и учение.
Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему – педагогу.
Он и осуществляет одну сторону процесса обучения – преподавание.
Вторая сторона этого процесса – учение, она реализуется в деятельности обучаемых.
Слайд 19Структурные элементы процесса обучения
Структурные элементы процесса обучения зачастую называют этапами овладения
знаниями, умениями и навыками. Перечислим основные структурные элементы.
Слайд 20Восприятие есть не что иное, как отражение в сознании человека ощущаемых
внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов.
Восприятие учащимися изучаемого материала. Овладение изучаемым материалом начинается с его восприятия. Сущность этого познавательного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, т. е. слуховых, зрительных, осязательных и обонятельных ощущений, воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений.
Слайд 21Осмысление изучаемого материала. Деятельность учащихся по осмыслению изучаемого материала и формированию
научных понятий означает работу мысли. Этот процесс включает в себя следующие мыслительные операции:
1) анализ воспринятых свойств и признаков изучаемых предметов и явлений, зафиксированных в представлениях, по степени их важности для раскрытия сущности этих предметов и явлений;
2) логическую группировку существенных и несущественных признаков и свойств изучаемых предметов и явлений;
Слайд 223) «мысленное» постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов, явлений и формулирование
обобщающих выводов, понятий, законов и мировоззренческих идей;
4) проверку обоснованности, истинности сделанных выводов.
В конечном итоге результатом осмысления учащимися изучаемого материала являются его понимание, осознание причин и следствий познаваемых предметов, явлений, процессов и формирование понятий.
Слайд 24В процессе осмысления изучаемого материала у учащихся формируется умение сравнивать и
анализировать изучаемые явления, вычленять их существенные и несущественные признаки, а также способность к рассуждениям, к выдвижению гипотез и теоретическим обобщениям, т. е. происходит умственное развитие.
Слайд 25Познавательная деятельность по запоминанию изучаемого материала.
Запоминание изучаемого материала не имеет
ничего общего с его механическим зазубриванием.
Наоборот, оно должно базироваться на глубоком и всестороннем осмыслении и понимании усваиваемых знаний и способствовать умственному развитию учащихся. Для овладения изучаемым материалом существенное значение имеет способ запоминания.
Слайд 26Как известно, запоминание бывает концентрированным, которое осуществляется «в один присест», и
рассредоточенным, когда усвоение изучаемого материала осуществляется в несколько приемов и рассредоточивается во времени.
Слайд 27При концентрированном запоминании знания переходят в оперативную, кратковременную память и быстро
забываются. Рассредоточенное запоминание способствует переводу знаний в память долговременную.
Вот почему в процессе обучения необходимо рекомендовать учащимся пользоваться приемами рассредоточенного запоминания.
Слайд 28Применение усвоенных знаний на практике. Существенным компонентом познавательной деятельности в процессе
обучения является применение усваиваемых знаний на практике, развитие творческих способностей учащихся. Естественно, что как умения и навыки, так и творческие способности формируются и развиваются в процессе организации многократных упражнений.
Подробнее: http://bookap.info/okolopsy/sharohina_pedagogika_konspekt_lektsiy/gl31.shtm