Слайд 1«Изучение средств музыкальной выразительности в курсе теоретических дисциплин»
Косицына Анастасия, 1 курс
ОТМ
Научный руководитель – Давлетова Розалия Рашитовна
Слайд 2Цель доклада
- Дать краткий анализ и определить значение средств музыкальной
выразительности в курсе теоретических дисциплин
Предмет доклада – средства музыкальной выразительности на занятиях музыкально-теоретических дисциплин.
Задачи:
1.Изучить литературу по теме работы
2. Дать краткую характеристику средствам музыкальной выразительности.
3. Рассмотреть средства музыкальной выразительности в дисциплинах музыкально-теоретического цикла.
4.Подвести итоги работы.
Слайд 3Гипотеза
Средства музыкальной выразительности играют важную роль на теоретических дисциплинах, помогают освоить
весь музыкальный материал. Каждая дисциплина теоретического цикла по-своему изучает средства музыкальной выразительности.
Слайд 4Теория музыки
Изучение
Определение
Значение
Строение
Взаимодействие
Совокупность других средств:
Лад
Ритм
Динамика
Гармония
Мелодия
Слайд 5Теория музыки
Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).
Ритм – равномерное чередование ритмических групп
Например:
- Для польки характерен двухдольный размер с ритмическими группами-шестнадцатыми нотами
- Вальс имеет трехдольный метр, аккомпанемент (гармоническое сопровождение) с акцентом на первой доле
- Марш выражается в двухдольности, размеренности и четкости(чаще всего используется размер 4/4), пунктирный ритм
Слайд 6Теория музыки
Темп – скорость исполнения
- Быстрый
- Медленный
- Умеренный
Лад – система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых звуков.
Два контрастных лада:
- Мажор- светлый, ясный, радостный
- Минор-печальный и мечтательный
Тембр – это окраска звука.
Динамика – это степень громкости исполнения музыкального произведения.
Слайд 7Сольфеджио
практическая дисциплина, способствующая воспитанию и развитию музыкального слуха
Формы работы:
- Сольфеджио
- Анализ
на слух
- Диктант
- Интонационные упражнения
-Чтение с листа
Слайд 8Сольфеджио
Написание диктанта:
- анализ лада
- форма
- движение мелодии
Слуховой анализ и сольфеджирование:
-
интервалы
- аккорды
- чистое интонирование
- скорость чтения
Слайд 9Гармония
Гармония также тесно связана с теорией музыки и сольфеджио.
-
Гармония-созвучие, аккорд, наука
Гармонический анализ:
- Познание особенностей гармонического языка композитора
- Установление и сохранение непосредственной связи с живым музыкальным творчеством
- Общий характер
Слайд 10Анализ музыкальных форм
Изучает строение музыкальных произведений.
- Форма:
- Содержание
- Взаимодействие
выразительных средств
Слайд 11Анализ музыкальных форм
Главные композиционные схемы или планы:
- повторение
- варьирование
- контраст
Все они
проявляются через – взаимодействие ритма, мелодии, фактуры, гармонии и тембра
Слайд 12Музыкальная литература
Музыкальная литература:
- жизнь и творчество композиторов
- анализ и прослушивание
их произведений,
- выражение своих мыслей
Изучение музыкальной литературы помогает:
- исполнению сочинения в определенном стиле
- узнавать по произведениям эпоху и композитора
Слайд 13Музыкальная литература
Разбор произведения:
- Анализ формы
- Характер каждой темы
Например, каждое проведение темы
может иметь новую ладовую окраску, иную фактуру, тип мелодии, в которой трансформируются интонации и мотивы.
Слайд 14Якутская музыкальная литература
Якутская музыкальная литература:
- Ознакомление с жанрами традиционной культуры
- Изучение
профессионального музыкального творчества
Так, например, в гармонии сконцентрированы ладовые, интонационные, тембровые особенности музыкального языка, отражающие национальную самобытность народной музыки.
Слайд 15Выводы
Таким образом, рассмотрев значение средств музыкальной выразительности в каждой дисциплине теоретического
цикла, мы можем сделать вывод, что они играют основополагающую роль в изучении теоретических дисциплин и в освоении музыкального материала. А средства музыкальной выразительности являются неотъемлемой частью музыкального образа произведения.
Слайд 16Используемая литература
http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/stranica-prepodavatelya/vyrazitelnye-sredstva-muzyki
Головнева Н.И., Кириллина З.И. Якутская музыкальная литература. Новосибирская государственная консерватория
им. М.И.Глинки-Якутское книж.изд-во, 1991. – 398 с.
Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. – М.: Музыка, 1984. – 480 с.
Красинская Л.Э., Уткин В.Ф. Элементарная теория музыки, 4-е издание дополненное. – М.: Музыка, 1991. – 334 с.
Островский А.Л. Курс теории музыки. – М.: Музыка,1974. – 206 с.
Скрыбыкина Ч.К. Гармония в музыке якутских композиторов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – Магнитогорск. 2008. – 23 с.
Способин И.В. Музыкальная форма. 7-е издание. – М.: Музыка,1984. 401 с.