Слайд 3Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится
с целью установления эмоционального контакта с группой детей.
Ее можно проводить в начале и в конце занятия. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.
Слайд 4Приёмы рефлексии настроения и
эмоционального состояния
Слайд 5Приёмы рефлексии настроения и
эмоционального состояния
Слайд 6Младшим школьникам часто предлагаются рефлексивные приёмы
«Солнышко»
Педагог раздает карточки с изображением
солнышка и тучек и предлагает закончить предложение: «Моё настроение похоже на…»:
Слайд 7Младшим школьникам часто предлагаются рефлексивные приёмы
«Букет настроения»
В
начале занятия учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза.
В конце занятия педагог говорит: «Если вам понравилось на занятии, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
Слайд 8Для среднего и старшего звена
«Цветовые приёмы»
Какому настроению соответствует какой цвет:
красный
- восторженное
оранжевый - радостное, теплое
желтый - светлое, приятное
зеленый - спокойное
синий - неудовлетворенное, грустное
фиолетовый - тревожное, напряженное
черный - упадок, уныние
Слайд 9Для среднего и старшего звена
«Дерево чувств»
Еще один цветовой прием.
Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоко красного цвета, если нет, зелёного.
Слайд 10Для среднего и старшего звена
«Острова»
На большом листе
бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения.
Карта островов вывешивается на доске, и ученики выходят к карте и маркером рисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после занятия или в конце дня, или в конце недели.
Слайд 12Для среднего и старшего звена
«Смайлики»
Ученикам раздаются размноженные листы
с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас.
Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?
Слайд 13Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью
осмысливают свой опыт работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения).
Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах, а применение в конце занятия дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах.
Слайд 15Младшим школьникам
«Дерево успеха»
Каждый листочек имеет свой
определенный цвет. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
все сделал правильно
встретились трудности
много ошибок
Слайд 16Для среднего и старшего звена
«Лестница успеха»
Ребенок сам оценивает,
на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время занятия, т.е. оценивает достигнутые результаты.
Слайд 17Для среднего и старшего звена
«Светофор»
Учащиеся в начале занятия выбирают
один из цветов: красный, желтый или зеленый.
После занятия или выполненной работы, ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета.
Красный – нет (что не понравилось, ошибки).
Желтый – не совсем (сомнения, трудности).
Зеленый – да (что понравилось, что получилось).
Слайд 18Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия в конце занятия – это уже классика
жанра. Педагогу важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в конце занятия, но и то, насколько продуктивным для него оно стало. В этом случае используются приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.
Слайд 19Приёмы рефлексии содержания учебного материала
Слайд 20Для младших школьников
«Поезд»
На парте перед каждым ребенком два жетона:
один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
Изучение нового материала
Работа в программе Веселые моторы
Физминутка
Закрепление полученных знаний
Слайд 21«Рефлексивный экран»
Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед
глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Занятие дало мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Для среднего и старшего звена
Слайд 22Для среднего и старшего звена
Я
Расставьте стрелочки
«Лист самооценки»
Слайд 23Для среднего и старшего звена
«Метод пяти пальцев»
Не требует специального
оборудования. Значение каждого пальца соответствует определенному понятию, загибая их по очереди, учащиеся озвучивают следующие моменты занятия, темы:
Слайд 24Для среднего и старшего звена
«Синквейн»
Прием «Синквейн», который помогает выяснить отношение
к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое, не требует специального оборудования. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала.
Синквейн – это пяти строчная строфа.
1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных,
характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.
Слайд 25Для среднего и старшего звена
Пример. Синквейн Компьютер
Компьютер
Офисный, старый, дешевый
Считать, писать, делать
Электронные
таблицы в специальной программе
Работа
Компьютер
Новый, дорогой, цветной
Смотреть, читать, показывать
Когда нет телевизора, выходим в интернет
Любимый фильм
Компьютер
Родной, знакомый
Болтать, звонить, посылать
Общение с друзьями, которые далеко
Вконтакте, Одноклассники, Инстаграмм и т.д.
Слайд 26Любой педагог может самостоятельно получить необходимую информацию и разработать свою методику
рефлексии.
Для этого необходимо учитывать некоторые параметры: