Слайд 2ЖОСтовская роспись
Народный промысел Художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне
Жестово.
Слайд 3Изготавливаются подносы из обычного листового
железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и
лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают лаком.
Слайд 4Наиболее важной операцией, требующей подлинного мастерства, является роспись
Слайд 66 этапов
Вначале художник наносит замалёвок (замалевку, подмалёвок). Широкой кистью в неполную
силу краски, очень обобщённо — пятном — он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение на предмете.
Слайд 71. ЗАМАЛЕВОК
Полученное изображение пока ещё плоско, в нём нет видимой глубины
и объёма. Оно блёкло, так как каждый мотив сделан одним цветным тоном, без игры оттенков и света. Замалевываются обычно сразу несколько подносов, которые потом сушат в специальных шкафах, чтобы краски стали тоньше, «вжухли», впитавшись в фон.
Слайд 92. ТЕНЕЖКА
Второй этап росписи — тенежка (выправка) — особенно наглядно раскрывает
сущность такого письма. Тенежкой он именуется очень верно и начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более тёмным, и почти сливает их с фоном. Так рождаются знаменитые жостовские тающие таинственные тени, усиливающие трепетность изображения.
Слайд 10На светлых местах цвет изменяют на более яркий, иногда он нарастает
каскадом: бледный и прозрачный, затем более густой и сильный, затем ещё плотнее и ярче. На наших глазах из плоского цветового пятна возникает не только объём, но и игра цвета, белесые тона оживляются зелёными, синими, жёлтыми, красный приобретает нестерпимо жгучее звучание, краски начинают как бы светиться своеобразным металлическим блеском.
Слайд 11Роспись проявляется, загорается, оживает, срастается с фоном, но она ещё далеко
не закончена: цветовые контрасты порой ещё резки, формы лепестков не всегда определенны, холодные и тёплые тона слишком очевидно спорят друг с другом.
Слайд 133. ПРОКЛАДКА
Художник меняет кисть и начинает снимать эти противоречия, высветляя выступающие
части букета теми же красками, но более плотными из-за добавленных в них белил. Этот третий этап росписи называется прокладкой (перемалевкой).
Слайд 14Цветы, плоды и листья, возникая из бликующего фона предмета, словно приобретают
ощутимую плоть и в то же время связываются в целое лёгкой объединяющей дымкой. Но и здесь не оставляет мастер своей кисти, он лишь слегка меняет палитру. Высветляя краски, художник приступает к бликовке — четвёртому моменту росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца.
Слайд 164. БЛИКОВКА
Бликовка очень важна для жостовской росписи и всегда разнообразна. Она
лёгкая, «в полкисти», «влажная», когда отдельные мазки ложатся, не соединяясь друг с другом, или плотная, обильная, рельефно выступающая над основным тоном.
Слайд 17Блики подчеркивают форму растений, либо рассыпаются на них дробью узорных движков.
Мазок то растушеван, как бы размыт, то энергичен, свободен и «открывает» движение кисти, постепенно от яркого удара сходя на нет, утончаясь в цвете и сохраняя след волосков.
Слайд 195. ЧЕРТЕЖКА
После привязки приступают к чертежке и длинной кистью очень легкими
и быстрыми касаниями очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве, «садят» семена в чашечках цветов.
Слайд 216. ПРИВЯЗКА
Исполненная маховыми ударами кисти, родившаяся из сочных и влажных мазков,
ярких цветовых пятен, жостовская роспись насыщается линией, уточняющей рисунок её частей, добавляющей к дыханию цвета и света грацию штриха, изящество мелких разделок, остроту графического движения.
Слайд 22Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает
переходы от росписи к фону, как бы привязывает её к предмету. Для этого существует особая привязочная кисть.
Слайд 24Так, по словам старых художников ,
пять-шесть жостовских приёмов, взявшись за руки,
хороводом вяжут жостовский букет.
Слайд 32«Коль бежишь бегом, не жалей пяток» — только так можно написать
цветы в их полной красоте, только так рождается неувядающее жостовское искусство.