Слайд 1 - В одной древней китайской пословице говорится:
«Скажи мне -
и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».
Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы задать вопрос, о ком можно сказать: воспитывает, но не родитель, обучает, но не учитель, учится, но не ученик, играет, но не ребенок.
(ВОСПИТАТЕЛЬ, ПЕДАГОГ)
Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст?
-ЗАГАДКА
- Давайте вспомним, что такое загадка?
- Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.
Слайд 2Мастер-класс
«Загадка как средство развития речи детей»
Слайд 3Цель:
-распространение и обобщение педагогического опыта
Задачи:
-классификация загадок
познакомить с копилкой
загадок
Познакомить с приемом составления загадок по опорным таблицам
Слайд 4Практическая значимость:
данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам –
специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- получение педагогами представления о методике составления загадки разными способами :
-внедрения методов и приёмов
- активизация интеллектуальных, творческих способностей детей.
Слайд 5- Виды загадок: народные и авторские.
- Типы загадок:
Описательные,
например:
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (АРБУЗ)
Загадки звукоподражания, например:
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце.
Бьется чье-то сердце
Тихо так,
Тихо так. (ЧАСЫ)
Загадки – рифмы, например:
В подполье, в каморке
Живет она в норке
Серая малышка
Кто же это? (МЫШКА)
Загадки- перевертыши, загадки – небылицы, например:
Шерсть смотали мы в моток
Выйдет шелковый платок.
Отвечайте, правда ли? (НЕТ)
Слайд 6
Методика составления загадок по опорным таблицам.
1.Слово РАСЧЕСКА вставка «слов
– связки» - КАК, НО
Как забор, но нельзя лазить.
Как пила, но не пилит,
Как трава, но не растёт. (расческа)
Слайд 7 2. слово СОЛНЦЕ «Что такое же»?
Вставка «слов – связки» -
А НЕ.
Загадка: Что это?
Яркое, а не лампа?
Круглое, а не колесо?
Жаркое, а не огонь?(солнце)
Слайд 8 3.слово КОМАР
Вставка «слов – связки» - А НЕ.
Загадка: что это?
Летает, а не самолёт,
Пищит, а не мышь,
Кусается, а не собака? (комар)
Слайд 9- Таким образом, загадка настоящее творчество, доступное детям любого возраста. Отгадывание
и придумывание загадок оказывает влияние на развитие речи детей. Способствует формированию образности речи. Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ
Слайд 10- Возвращаясь к тому, с чего мы начали, то есть с
девиза нашего мастер – класса: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму», мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.