Слайд 1Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Многопрофильный колледж им. И.Т.Карасева»
Педагог
– библиотекарь
Азарова Г.А.
п. Строитель,2019
К 105-летию со дня рождения
великого лётчика
А.И. Покрышкина
«В небе Покрышкин!»
Слайд 2ПОКРЫШКИН
Александр Иванович
Трижды Герой Советского Союза, маршал авиации, первый трижды Герой
Советского Союза.
Слайд 3Во время Великой Отечественной войны 1941—45 А.И. Покрышкин с 1941 —
заместитель командира и командир эскадрильи, помощник командира и командир 16-го гвардейского истребительного авиационного полка и командир 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Участвовал в боях на Южном, Северо-Кавказском, 1-м, 2-м, 4-м Укр. фронтах. Совершил свыше 600 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 самолётов противника.
Слайд 4«Все тленно,
все переменно, только доблесть бессмертна»
Его жизненный путь и спустя
много лет будет примером беззаветного служения Родине.
Слайд 5Родился 6 (19) марта 1913 года в городе Новониколаевск (ныне -
Новосибирск) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1942 года. В 1928 году окончил 7 классов школы. Работал кровельщиком. После окончания ФЗУ работал слесарем-лекальщиком на заводе.
В Советской Армии с 1932. Окончил авиационную школу авиатехников (1933), Качинскую авиационную школу лётчиков (1939), Военную академию им. М. В. Фрунзе (1948) и Военную академию Генштаба (1957).
Слайд 6Направлен служить в 55-й истребительный авиационный полк Одесского военного округа. В
1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. Одним из первых в полку освоил истребитель МиГ-3.
На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня.
Слайд 7Войну Покрышкин встретил в Молдавии. И уже 23 июня открывает счет
- сбивает первый Ме-109. 3 июля, уже имея несколько побед в воздухе, он был сбит зенитным огнем над рекой Прут. Самолет в ходе приземления на опушке леса был разрушен. Летчику, несмотря на повреждение ноги, удалось на четвертый день добраться до расположения полка. В санчасти Александр Иванович начинает вести тетрадь «Тактика истребителей в бою». Туда он заносит свои соображения и расчеты, рисует схемы.
Слайд 8Покрышкин был автором многих новых тактических приёмов истребителей. Всегда с собой
носил альбом, в котором рисовал схемы воздушных боёв (ныне хранится в Центральном музее Вооружённых Сил). Одним из первых стал практиковать «свободную охоту». Сам он отлично пилотировал, досконально знал конструкцию самолёта (бывший техник!). Его тактику и боевые приёмы распространили затем на всех фронтах.
Слайд 11Не раз техники с изумлением рассматривали пробоины в «миге» Покрышкина. В
одном из боев пуля, ударив в правый борт кабины, задела плечевые лямки парашюта и от левого борта снова ушла направо, оцарапав подбородок и забрызгав кровью лобовое стекло. Два раза буквально у ног летчика не взрывались сброшенные на аэродром бомбы. Эти случаи (их было не менее десяти), писал Александр Иванович в своих мемуарах, «заставили поверить в судьбу. Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда».
Слайд 125 октября 1941 года в районе Запорожья Покрышкин был сбит второй
раз. Несколько дней выходит он из окружения с боями во главе группы солдат.
В конце 1941 года основная боевая работа Покрышкина - разведчик, способный дать достоверную информацию командованию Южного фронта. В ноябре в условиях, когда нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров, на бреющем полете Покрышкин в одиночку (перед этим с тем же заданием вылетали два истребителя И-16 и не вернулись) находит в районе Ростова-на-Дону основную группировку танковой армии генерала фон Клейста - более 200 машин. За этот подвиг он награжден орденом Ленина.
Слайд 13Однажды Покрышкин сказал: «Кто в 1941-1942 годах не воевал, тот войны
по-настоящему не видел». В этом была большая правда - чего только не довелось испытать летчикам в ту тяжелую пору: отступление в условиях частой потери связи и управления, штурмовки на лишенных броневой защиты истребителях, которые сами летчики называли «пляской смерти», опасное переутомление после нескольких ежедневных боевых вылетов.
Слайд 14В начале 1942 года полк был переведён в тыл в Заказвказье.
В числе других лётчиков освоил самолёт P-39 «Аэрокобра», даже перегонял эти самолёты из Ирана. На фронт попал снова только весной 1943 гола. Особо отличился во время боёв на Кубани. Именно здесь родилась его знаменитая формула: «Высота, скорость, манёвр, огонь». Командир эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитан Покрышкин А.И. 12 апреля в воздушном бою в районе станицы Крымской прямо на глазах командующего 4 ВА генерала К.А.Вершинина сбил 4 Me-109. В этот же день сбил ещё 3 самолёта.
Слайд 15В августе 1942 года полк, ставший к тому времени 16-м гвардейским,
после тяжелейших боев был в предгорьях Кавказа отведен в тыл для переучивания на новую технику - поставленные в СССР по ленд-лизу американские истребители Р-39 «аэрокобра». Летчики ВВС США считали эти машины тяжелыми и опасными в управлении, с трудным выводом из плоского штопора. Но советские пилоты смогли справиться с этими недостатками и, используя сильные стороны «аэрокобры» (мощное вооружение и отличную радиосвязь), сделали этот самолет одним из самых результативных во второй мировой войне.
Слайд 17Начиная с Кубани при появлении Покрышкина немецкие посты оповещения били тревогу:
«Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!» Были случаи, когда на «аэрокобре» Покрышкина вылетал кто-то из его друзей-летчиков, но найти противника им было трудно, пилоты люфтваффе уходили от боя.
Слайд 18Стелется дым, и темно, словно ночью,
Яркие вспышки, машин злобный вой.
Небо свинцовое
порвано в клочья,
Пули свистят, начинается бой.
Весь в напряженье, и взгляд непокорный,
Только штурвал и надежда в руках.
Небо родное, а значит, по курсу
Смело идет самолет в облаках.
Враг отступает, наверное, струсил,
Или почувствовал жизненный крах,
Или услышал в эфире по-русски
Имя, на всех наводящее страх.
В небе Покрышкин!
В небе Покрышкин!
Будто бы пишет по небу крылом.
Сердцем отважным он Родину слышит
И на врага налетает орлом.
Слайд 19А.И. Покрышкин в апреле 1943 года возвращается на фронт.
Началось воздушное
сражение на Кубани. По плотности боев и концентрации самолетов на достаточно узком участке фронта оно не имело аналогов во второй мировой войне. Для удержания стратегического Таманского плацдарма на аэродромах юга Украины, Крыма, Тамани немецкое командование сосредоточило более 1000 самолетов. Прибыли сюда и элитные истребительные эскадры: 52-я, 3-я «Удет» и 51-я «Мельдерс», названные в честь летчиков - национальных героев Германии.
Слайд 20…Весна 1943-го. Аэродром на кубанском чистом поле. Свою «аэрокобру» Покрышкин называл
«кобряткой», и в этом ласковом прозвище слышится что-то от былинной Сивки-бурки. Заряжен боекомплект — «стрелы каленые» — калибра 37 мм. Уже почти два года сапог оккупанта на русской земле. Их свастики заполонили небо. Команда на взлет. Впереди — знаменитые битвы и поверженный Берлин, три Золотые Звезды и Парад Победы…
Слайд 21Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых
Покрышкиным «аэрокобр» рассеяла и повернула назад три эшелона Ю-87 (81 самолет). К тому же их прикрывали десять Me-109. Одна пара сковала истребителей противника, шестерка остальных «соколиным ударом» сквозь мощнейший огневой заслон (стрелки 27 бомбардировщиков посылали навстречу более 400 пуль в секунду), дважды повторив математически рассчитанный маневр с переменным профилем пикирования и резким уходом вверх, расстреляла 12 «юнкерсов» (четыре из них - Покрышкин). Возвращаясь на аэродром, он сбивает пятый бомбардировщик. В очерке «Хозяин неба - Александр Покрышкин» фронтовые корреспонденты А. Малышко и А. Верхолетов писали: «Разве он стреляет? - говорят о нем друзья. - Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь». Все огневые точки на машине Покрышкина были переведены на одну гашетку.
Слайд 22Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал
в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное - атаку ведущего немецких групп. Так сложилось еще в 1941-1942 годах, когда при порой десятикратном количественном превосходстве немцев в воздухе единственным способом переломить ход боя была победа над командиром-асом. Это сразу лишало противника управления и уверенности. Богатырь-сибиряк, переносивший немыслимые для большинства пилотов перегрузки, и вездесущий в небе («Да сколько их, Покрышкиных?!» - донесся однажды до полковой рации отчаянный вопль немецкого летчика) помимо блистательных личных побед стал автором главных тактических приемов и построений своего полка. Эта тактика, замеченная и по достоинству оцененная после впечатляющих успехов полка, с 1943 года стала основой действий советской истребительной авиации, обеспечив ее превосходство над врагом.
Слайд 23Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая
Звезда" (№ 993) командиру эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитану Александру Ивановичу Покрышкину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боёв, 13 лично и 6 в группе сбитых самолётов противника.
Слайд 25А.И. Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он
боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял Покрышкин уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой.
Слайд 27Второй медали "Золотая Звезда" (№ 10) командир того же полка (9-я
гвардейская истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии майор Покрышкин А.И. удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника.
Позже участвовал в боях над Чёрным морем и над Днепром.
Слайд 28В феврале 1944 года его вызвал в Москву главком ВВС А.А.
Новиков и предложил занять должность начальника авиашколы, но Покрышкин отказался и вернулся на фронт.
Слайд 29В ноябре того 1943 года Покрышкин в трех вылетах на особо
любимую им «свободную охоту» сбивает над Черным морем на воздушных коммуникациях противника между Крымом и Одессой четыре транспортных Ю-52. Обнаружение этих одиночных самолетов в 100-200 километрах от берега над морем, бушующим в девятибалльном шторме, как пишет историк истребительной авиации Н.Г. Бодрихин, «может быть объяснено, пожалуй, лишь гением летчика». Сам Покрышкин описывает один из этих вылетов в своей лаконичной манере: «В четвертом полете на "охоту" над морем обнаружил Ю-52. Он шел крадучись, на высоте метров семьдесят, скрываясь в свисающей к воде бахроме облаков. Подойдя к нему снизу, ударил очередью из всего оружия по кабине. Самолет круто пошел к воде. Я тут же отдал ручку управления от себя и второй очередью прошил ему "живот". И тут рывком ручки на себя перескочил всего лишь в нескольких метрах через хвост падающего самолета... Настроение скверное - чуть не столкнулся».
Слайд 30Третьей медали "Золотая Звезда" (№ 1) командир 9-й гвардейской дивизии гвардии
подполковник Покрышкин удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за «за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками».
Он стал первым трижды Героем Советского Союза!
Слайд 31Одним из самых памятных для Покрышкина и его однополчан был бой
с группой Ю-88 21 сентября 1943 года в районе Большого Токмака (Запорожская область). На этот раз схватка происходила на глазах командования и сотен зрителей с земли.
Слайд 32В книге «Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
есть такие слова: «Командир эскадрильи капитан А.И. Покрышкин по праву занимал среди летчиков-героев первое место как новатор наиболее передовых приемов воздушного боя... В небе Кубани Покрышкин один из первых на личном примере показал все преимущества эшелонированного боевого порядка по высоте, как внутри группы истребителей, так и между группами».
Слайд 33Исполняющий обязанности командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (той же дивизии,
7-й истребительный авиационный корпус, 8-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии подполковник Покрышкин А.И. к маю 1944 года совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил лично 53 самолёта противника. В мае назначен командиром 9-й гвардейской дивизии. На P-39N с бортовым № 100 участвовал в боях над Прутом и Яссами, в Львовско-Сандомирской операции.
Слайд 34В феврале 1944 года последовал вызов к высокому начальству. Прославленному асу
предлагают генеральскую должность начальника отдела боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Покрышкин без раздумья отказывается от повышения и возвращается на фронт. В марте 1944 года Покрышкин становится командиром 16-го гвардейского истребительного авиаполка (4-й Украинский фронт).
В июле 1944 года он получает звание полковника, назначается командиром 9-й гвардейской истребительной авиадивизии.
Слайд 35Обладая ясным слогом, А.И. Покрышкин сам выступает со статьями в военной
печати, где пишет о созданной им знаменитой «формуле грозы»: «Высота - скорость - маневр - огонь!», о «кубанской этажерке», о «соколином ударе», о новом методе патрулирования на больших скоростях по принципу движения маятника часов и других тактических новшествах. «Подвиг требует мысли, мастерства и риска» - таким было кредо легендарного летчика, которого Герой Советского Союза известный пилот и писатель М.Л. Галлай точно назвал «мыслителем в нашем деле».
Слайд 36Официально за Покрышкиным числятся более 650 боевых вылетов и 59 лично
сбитых самолетов. Действительная цифра, видимо, еще больше.
Слайд 37А.И. Покрышкин остается летающим комдивом. Так 14 июля 1944 года он,
после ранения в бою командира одного из своих полков Героя Советского Союза Б.Б. Глинки, ведет ударную восьмерку истребителей, атакует группу Ю-87 и Хш-129, насчитывающую около 50 самолетов, и одерживает три личные победы.
Слайд 38Командуя дивизией, освобождал Польшу, Румынию, участвовал в Берлинской наступательной операции. Войну
закончил в Чехословакии (последний бой провёл 9 мая 1945 года над Прагой). Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 59 (по неофициальным данным 75) и в группе 6 самолётов противника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта.
Слайд 40И.Н. Кожедуб, второй наш трижды Герой, говорил, что считает себя учеником
Покрышкина, у которого учился воевать и жить, быть человеком.
Слайд 41Как писал Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Г.У. Дольников в книге
«Покрышкин в воздухе и на земле» (Новосибирск, 1994): «Сейчас, думаю, можно написать и о том, что Покрышкин щедро делился победами со своими подчиненными. Была на фронте такая форма поддержки молодых летчиков... Личный счет Покрышкина, с учетом незасчитанных сбитых, был, думаю, не менее 100. А ведь в 1944 - 1945 годах, когда мы господствовали в воздухе, ему, командиру дивизии, летать запрещали».
Слайд 42В своей книге «Познать себя в бою» А.И.Покрышкин пишет: «...двенадцатилетним мальчишкой
я впервые увидел прилетевший агитсамолет. Среди всех жителей города, сбежавшихся на поле военного городка и окруживших самолет, стоял и я... Потрогал его крылья и мысленно сказал себе: "Буду делать все, но стану только летчиком".»
Слайд 43Автор книг: «Крылья истребителя», «Твоя почётная обязанность», «Небо войны», «Познать себя
в бою».
Слайд 44В 1972 году, в 59 лет, боевого генерала Покрышкина, до 1963
года летавшего на новейших реактивных истребителях (последний - МиГ-17), окончившего с отличием Военную академию имени Фрунзе (1948) и Военную академию Генштаба (1957), кандидата военных наук, назначают на пост председателя ЦК ДОСААФ.
Слайд 4516 декабря 1972 года ему присвоено воинское звание «маршал авиации».
Кандидат военных
наук (1969). Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-10 созывов. В 1979-1984 годах - член Президиума Верховного Совета СССР.
Слайд 49Скончался 13 ноября 1985 года. Похоронен в городе-герое Москве на Новодевичьем
кладбище (участок 7).