Слайд 1Решение олимпиадных задач на четность.
Учитель математики 1 категории
МБОУ ООШ №53 г.Бикин
И.А.Грязнова
Слайд 2Разминка.
1. За одну минуту от бревна отпиливается кусок длиной 2 метра.
Сколько времени требуется, чтобы распилить на такие куски бревно длиной 10 метров?
2. . Как вы думаете, какой знак следует поставить между 0 и 1, чтобы было получено число больше 0, но меньше 1?
3. Как так могло оказаться, что половина числа 12 стало равно 7
4. Сосуд имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Как, не делая никаких измерений и не имея других емкостей, наполнить водой ровно половину объема этого сосуда?
Слайд 3Разминка.
5. У причала стояла лодка, которая могла перевозить не больше двух
человек. К реке подошли четверо, которым было необходимо переправиться на противоположный берег. Все они переправились через реку без посторонней помощи и продолжили свой путь, причем лодку поставили на тот же причал, откуда ее и взяли. Возможно ли это?
6. В школе 400 учеников. Докажите, хотя бы двое из них родились в один день года.
7.«Ученик выполнил сложение
А) 3548+7256+8108=18911
Б) 9756+8322+6565=24642
Определите, не вычисляя правильно ли
выполнено сложение».
Что нужно знать для решения данной задачи?
Слайд 4Четность и нечетность.
Целое число называется четным, если оно …
Любое четное число
можно представить в виде …, а любое нечетное …
Два целых числа называются числами одинаковой четности, если оба они четные или оба нечетные. Два целых числа называются числами разной четности, если одно из них четное, а другое нечетное
Слайд 5Четность и нечетность.
Оказалось, что понятие чётности чисел известно с глубокой древности
и ему часто придавалось мистическое значение. Так, в древнекитайской мифологии нечётные числа соответствовали Инь, а чётные — Ян.
В разных странах существуют связанные с количеством даримых цветов традиции, например в США, Европе и некоторых восточных странах считается, что чётное количество даримых цветов приносит счастье. В России чётное количество цветов принято приносить лишь на похороны умершим.
Слайд 6
2 + 4 = 6 - сумма двух ... равна ...
12
- 4 = 8 - разность двух... равна ...
4 х 8 = 32 произведение двух ... равна ...
4 х 7 = 28 произведение двух... равна ...
3 х 7 = 21 произведение двух ... равна ...
Четность и нечетность.
Слайд 7Свойства четности и нечетности
1.Если предметы можно разбить на пары, то их
количество четно.
2.Сумма любого количества четных чисел четна.
3. Сумма четного числа нечетных чисел четна;
сумма нечетного числа нечетных чисел нечетна.
4. Разность двух четных чисел – четна.
Разность двух нечетных - четна.
Разность четного и нечетного чисел в любом порядке – нечетна.
Слайд 8А теперь вернемся к нашей задаче
«Ученик выполнил сложение
А) 3548+7256+8108=18911
Б) 9756+8322+6565=24642
Определите, не
вычисляя правильно ли выполнено сложение».
Слайд 9Задача 1
Сумма пяти чисел равна 350. Может ли их произведение оканчиваться
на 2013?
Слайд 10Решение:
Т.к. по условию задачи сумма пяти чисел равна четному числу,
то она обязательно содержит хотя бы одно четное слагаемое. Значит, произведение обязательно будет четным, следовательно, оно не может оканчиваться на 2013.
Ответ: произведение не может
оканчиваться на 2013.
Слайд 11Задача 2.
Два натуральных числа в сумме дают 2013. Коля увеличил каждое
из них на 50 и перемножил полученные числа. Он получил, что произведение также оканчивается на 2013. Докажите, что Коля ошибся
Слайд 12Решение:
Так как сумма двух натуральных чисел равна 2013, то одно
из них обязательно будет четным, а второе – нечетным. Если к четному числу прибавить 50, то получится четное число, а если к нечетному числу прибавить 50, то получится нечетное число. А так как произведение четного и нечетного числа является четным числом, то оно не может оканчиваться на 2013, следовательно, Коля ошибся.
Ответ: Коля ошибся.
Слайд 13Задача 3.
В народной дружине 100 человек и каждый вечер трое из
них идут на дежурство. Может ли через некоторое время оказаться так, что каждый с каждым дежурил ровно один раз?
Слайд 14Решение:
Так как на каждом дежурстве,
в котором участвует данный
человек, он
дежурит с двумя другими, то всех остальных можно разбить на пары. Однако 99 – нечетное число
Следовательно через некоторое время не может оказаться так, что каждый с каждым дежурил ровно один раз
Слайд 15
Задача 4. На плоскости расположено 13 шестеренок, соединенных по цепочке. Могут
ли все шестеренки вращаться одновременно?
А если шестеренок 14 ?
12
10
13
9
2
4
5
6
8
11
1
3
7
Слайд 16Решение:
Нет, не могут. Если бы они могли вращаться, то в замкнутой
цепочке чередовалось бы два вида шестеренок: вращающиеся по часовой стрелке и против часовой стрелки (для решения задачи не имеет никакого значения, в каком именно направлении вращается первая шестеренка !) Тогда всего должно быть четное число шестеренок, а их 9 штук?! ч.т.д. (знак "?!" обозначает получение противоречия)
Слайд 17Задача 5.
Четна или нечетна сумма всех натуральных чисел от 1
до 17?
Слайд 18Решение.
Из 17 натуральных чисел 8 четных:
2,4,6,8,10,12,14,16, остальные 9 нечетны. Сумма
всех этих четных чисел четна (свойство 3), сумма нечетных нечетна (свойство 5). Тогда сумма всех 17 чисел нечетна как сумма четного и нечетного чисел (свойство 4).
Слайд 19 Задача 6. 16 корзин расположили по кругу.
Можно ли
в них расположить 55 арбузов так, чтобы количество арбузов в любых двух соседних корзинах отличалось на 1 ?
Ч+Ч+…+Ч=Ч
8 - раз
Н+Н+…+Н=Ч
8 - раз
Ч+Ч=Ч
По условию всего арбузов – 55, а это нечетное число.
Значит, разложить нельзя.
Решение:
Слайд 20Задача 7.
Сережа написал на доске: 1*2*3*4*5*6*7*8*9 = 33, причем вместо каждой
звездочки он поставил либо плюс, либо минус. Коля переправил несколько знаков на противоположные и в результате вместо числа 33 получил число 32. Верно ли, что по меньшей мере один из мальчиков ошибся при подсчете?
Слайд 21Решение.
1*2*3*4*5*6*7*8*9 = 33
Если все звездочки заменить на плюсы, то
полученная сумма будет нечетной
(проверьте!), а, следовательно, и данная сумма — тоже. Поэтому по меньшей мере ошибся Коля.
Ответ: верно.
Слайд 22Итог занятия
Чем занимались на занятии?
Что на занятии было самым
трудным? Почему?
Что на занятии было самым трудным? Почему?
Что было самым интересным? Почему?
Слайд 23Домашнее задание.
Найти и оформить решение 2 задач на четность.
Найти информацию
по теме «Понятие чётности. Четные числа Пифагора».
Сделать сообщение «Признак делимости на 11»