Слайд 1Визуализация учебного материала как один из способов эффективной реализации программы учебного
предмета «Музыкальная литература»
дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства
© Савельева Т. Г.
© ДШИ им. А. К. Лядова Углегорского городского округа
Сахалинской областиг.
Слайд 2Сообщение основано на примерах
из учебного пособия
«Визуальная музыкальная литература.
Жизнь
и творчество Фридерика Шопена». Автор/составитель Савельева Т. Г.
Слайд 3
В Федеральные государственные требования к реализации программы «Музыкальная литература» кроме
формирования специальных компетенций обучающихся включено также изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы.
Слайд 4Первое: недостаточная оснащенность образовательного процесса учебно-методическими материалами.
Второе: недостаточное количество часов в
учебном плане.
Чтобы смягчить этот конфликт и максимально приблизиться к решению поставленных в ФГТ задач необходимо использовать метод визуализации учебного материала – старейшего и важнейшего в дидактике.
Противоречия между требованиями и условиями реализации программы:
Слайд 5Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1870).
Русский педагог, основоположник научной педагогики в России
К. Д. Ушинский писал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений…, приняли участие в акте запоминания».
Наглядность позволяет глубже проникать в сущность изучаемых явлений, устанавливает связь с творческими процессами, подтверждает основополагающую роль художественного образа в деятельности человека…
Слайд 6Естественная:
образы объективной реальности
Звуковая:
речь преподавателя, слушание музыки
Внутренняя: образы, создаваемые прослушанными музыкальными произведениями
Изобразительная:
картины, рисунки, фотографии…
Виды наглядности:
Слайд 7Памятник Ф. Шопену
и Ж. Санд в Париже
Итальянская певица
Анжелика Каталани
Ян
Матейко.
Орлеанская дева
На уроках музыкальной литературы в ДШИ им. А. К. Лядова используется наглядность, которая не только сопровождает и дополняет словесную информацию, но и сама является носителем информации.
Слайд 8Как сам зрительный ряд, так и его звуковое сопровождение подчинены требованиям:
содержательное, эмоциональное и целостное единство зрительного, смыслового и музыкального рядов. Такое единство, к примеру, прослеживается между картиной К. Д. Фридриха «Мечтатель», стихами Адама Мицкевича «Одиночество» и Мазуркой ля минор op.68 № 2 Фридерика Шопена.
Немецкий художник
Каспар Давид Фридрих
Автограф Ф. Шопена
Польский поэт
Адам Мицкевич
Слайд 9К тебе, одиночество, словно к затонам,
Бегу от житейского зноя –
Упасть
и очнуться в холодном, бездонном,
Омыться твоей глубиною!
И мысли текут, ни конца им, ни краю –
Как будто с волнами играю,
Пока изнуренного, хоть на мгновенье,
Меня не поглотит забвенье.
Слайд 10Визуализация
Эмоция
Воображение
Чувственный образ
В этом случае, переживаемая эмоционально, визуализация совпадает
с воображением как способностью конструировать чувственный образ
Слайд 11Визуализация учебного материала
Внешняя
Внутренняя
Прямая
Косвенная
Изображения, непосредственно связанные с творческой
биографией композитора
Изображения, опосредованно
связанные с творческой биографией композитора
Взаимосвязь музыкального (слухового) и художественного (зрительного) эмоционально-чувственного состояния
Цветовое моделирование - создание учащимися
цветомузыкальных композиций
Наглядность можно условно разделить на компоненты и представить в виде схемы:
Слайд 12Педагог Ф. Шопена
в Варшавской консерватории
Ю. Эльснер
Французский художник
Э. Делакруа
Польский
поэт
С. Витвицкий
Венгерский композитор Ф. Лист
Перейдем к рассмотрению компонентов визуализации собственно учебного материала
и логики подбора иллюстраций:
Внешняя прямая: это изображения, непосредственно связанные с творческой биографией композитора: портреты людей из близкого окружения и выдающихся современников – художников, писателей, поэтов, композиторов...
Слайд 13Фотографии памятников архитектуры и скульптуры,
репродукции живописных полотен:
М. Водзиньская
Ф. Шопен
Памятник Ф.
Шопену
в Желязовой Воле
Усадьба Ж. Санд Ноан
Подобные иллюстрации играют роль смысловых опор и способствуют эффективному запоминанию учебного материала, связанного с культурно-исторической характеристикой изучаемой эпохи.
Слайд 14Николай (Николя) Шопен
капитан армии
Т. Костюшко
Т. Костюшко
национальный герой Польши,
организатор восстания
1794 года
Ян Алоизий Матейко
Костюшко под Рацлавицами
Внешняя косвенная: изображения, опосредованно связанные с биографией композитора, при помощи которых происходит знакомство с историческими личностями и событиями, произведениями изобразительного искусства.
Слайд 15Ф. Шопен
П. Ф. Соколов.
Портрет П. Виардо
И. С. Тургенев
Изображения, опосредованно
подтверждающие связь национальных культур. Например, поклонница Ф. Шопена Полина Виардо пропагандировала достижения русской культуры: она автор романсов и комических опер на либретто Ивана Сергеевича Тургенева, ее близкого друга.
Слайд 16Ф. Шопен
А. Г. Рубинштейн
А. Г. Рубинштейн – один из первых
русских музыкантов, исполнивших произведения
Ф. Шопена.
Слайд 17Поль Деларош
Петр I Великий
Картина французского художника, современника
Ф. Шопена
Поля
Делароша
Слайд 18Изображения, опосредованно подтверждающие жанровые связи музыки, живописи и поэзии
Слайд 19Джон Фильд – создатель фортепианного ноктюрна романтического типа
Ф. Шопен
Например,
при изучении жанра «Ноктюрн», характерного для эпохи музыкального романтизма, можно продемонстрировать жанровую связь между картиной Камиля Коро «Лунный пейзаж», стихами Генриха Гейне «Вечереет. Поздним летом» и Ноктюрном ми бемоль мажор Фридерика Шопена:
Слайд 20Вечереет. Поздним летом
Пахнет в рощах задремавших.
Золотой на небе синем
Светит месяц кротким светом.
У ручья сверчок пугливый
Заскрипел, и тень мелькнула.
Путник слышит тихий шорох,
Осторожный плеск под ивой.
Там, в ручье, лесная фея
Умывается, плескаясь,
Под луной спина и руки
Будто светятся, белея.
Слайд 21Леонид Афремов. Балерина
Изображения, опосредованно подтверждающие связь
видов искусств.
Например, балет «Шопениана»,
(оркестровка А. Глазунова, постановка М. Фокина).
Слайд 23Лев Оборин
Яков Зак
Изображения, опосредованно подтверждающие связь времени и поколений музыкантов.
Например, портреты выдающихся российских пианистов, победителей Международного конкурса имени Ф. Шопена в Варшаве.
Бэлла Давидович
Слайд 24Взаимосвязь музыкального и художественного эмоционально-чувственного состояния на основе единства художественных образов.
Например,
Этюд ми мажор Ф. Шопена
op. 10 № 3 и картина Алоизия Бальцежака «Мои пейзажи Мазовии для
Фридерика Шопена»
Франц фон Стак. Орфей
Внутренняя визуализация
Слайд 25Алоизий Бальцежак. Мои пейзажи Мазовии для Фридерика Шопена
Слайд 26Цветовое моделирование – отражение музыкального образа в собственной абстрактной живописи (цветописи
учащихся). Здесь важно отметить принцип невмешательства в процесс создания цветомузыкальных композиций.
Педагог выступает организатором ситуации «Цветовое моделирование», а роль учителя отводится искусству. В результате в сознании ребенка выстраивается логическая цепочка:
звуковой ряд – музыкальный образ – активное действие («чувство мускульных движений») – образное видение мира (в следующем слайде представлены работы учащихся ДШИ им. А. К. Лядова) .
Слайд 28Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становятся
основой для самостоятельной созидательной деятельности учащихся.
Цветовое моделирование как одно из проявлений внутренней визуализации развивает способность эстетического сопереживания действительности и искусства, умение вступать в особую форму духовного общения с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий.
Слайд 29Итак, визуализация учебного материала развивает у обучающихся способность оперировать образами и
создавать связь между отдельными представлениями – изображениями, звуками, ощущениями, эмоциями и чувствами, когда одно из них влечет за собой появление другого и имеет прямое отношение к любому виду человеческой деятельности.
Слайд 30Эжен Делакруа.
Жорж Санд и Ф. Шопен
Генрих Семирадский.
Шопен, играющий на фортепиано
в салоне польского князя
Антона Радзивилла
Слайд 31Визуализация поможет
Создавать новые оригинальные идеи;
Устанавливать смысловые связи;
Стимулировать творческое воображение;
Осмысливать
и запоминать учебную информацию при значительном уменьшении затрат времени.
Слайд 32Визуализация учебного материала как один из способов эффективной реализации программы учебного
предмета «Музыкальная литература»
дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства
© Савельева Т. Г.
© ДШИ им. А. К. Лядова Углегорского городского округа
Сахалинской областиг.